И не узнаем мы,
Что этой улицы
в помине нет
И мы по ней не идем,
По ней не идем.
Авось и мы вдвоем
Не догадаемся, что гаснет свет,
О том, что ни меня,
Ни тебя нет.
О. Арефьева
Людям, не знакомым с предметом обсуждения (и не читавшим в нашем журнале обзоров
восьмой и девятой частей этого сериала), сообщаю, что Final Fantasy X относится
к так называемому жанру японской ролевой игры (jRPG)… Очень хорошо — теперь,
после того как отсюда ушли с гордо поднятой головой все фанатичные поклонники
компьютерных ролевых игр, можно продолжать.
|
Что такое "японская RPG", и чем она отличается от RPG европейской? Казалось
бы, почти ничем — партия приключенцев имеется, огромный и детальный мир тоже,
оригинальный боевой режим, система развития характеристик персонажей, увлекательный
сюжет — все это в японских ролевых играх есть. Чего же не хватает поклонникам
CRPG, сиречь компьютерных ролевых игр? Честно говоря, не знаю. Они говорят —
"нелинейности", но на просьбу привести в пример истинно нелинейную компьютерную
RPG обычно отвечают гордым молчанием или же начинают рассказывать, что "а
вот в такой-то игре куча побочных квестов!". В то же время jRPG на самом
деле обладают и неплохим набором этих самых побочных квестов, и в достаточной
мере нелинейным сюжетом — другое дело, что развилки в нем далеко не всегда видны
невооруженным глазом, и игрок обычно лишен возможности принимать решения вроде
"ага, а вот и ветвление сюжета… значит, тут я пойду по этому пути, а потом
как-нибудь восстановлюсь из ранней "сохраненки" и посмотрю, что было
бы, если б я выбрал другой вариант ответа". В случае с FFX, например, игра
сама принимает решение о выборе той или иной ветви сюжета, основываясь на действиях
игрока, — причем он об этом обычно даже не догадывается. То, что в "финалке"
есть такое понятие, как "уровень привязанности" различных персонажей
друг к другу, в игре не раскрывается нигде — однако он есть, он действует, и
он оказывает влияние на сюжет. При этом учитывается буквально все — с каким персонажем
вы заговорили на привале первым и о чем беседовали, кого вы прикрываете в бою,
заботитесь ли вы о самочувствии своих напарников после боя, чьими услугами пользуетесь
чаще… В отряде есть три девушки, и именно от таких, на первый взгляд, незначительных
мелочей зависит, кого из них Тидус полюбит, а к кому будет относиться просто как
к боевому товарищу… Кто такой Тидус? Хм, похоже, я несколько забежал вперед…
Итак, Тидус — это главный герой игры, коренной житель сказочной страны Занарканд, один из лучших игроков самой популярной блитцбольной команды — Zanarkand Abes и просто отличный парень. Выглядит он примерно, как смесь двух героев восьмой "финалки" — Сквола и Зелла, характером же больше похож на Зидана (это уже девятая часть игры). В общем, веселый и жизнерадостный хлопец с внешностью, от которой все молодые девушки должны просто сходить с ума, — Ди Каприо и рядом не валялся. И вот одним вечером, когда весь город собрался на стадионе в очередной раз поболеть за своих любимчиков (игра проистекает, кстати, под такой жесткий heavy metal, которого от композитора Нобуо Уемацу никто и не ожидал), на Занарканд нападает древнее зло — Sin. Спасая свою шкуру, Тидус встречает старого приятеля своего отца, и он помогает ему выбраться из рушащегося города…
А дальше начинается… в общем, начинается Final Fantasy — Тидус попадает в какую-то
странную местность, где чужие люди говорят на чужом языке, косятся на его одежду
и на слова "я из Занарканда" отвечают примерно следующее: "Парень,
ты головой случайно не ударился? Занарканд уничтожен тысячу лет назад"…
Здесь Sin — частый гость, он то и дело атакует города этого нового для Тидуса
мира, и только маги-саммонеры, способные призвать себе на помощь сказочных существ,
сражаются с Sin’ом (и гибнут в этих заведомо безнадежных схватках) и хоть как-то
сдерживают его распространение, спасая мир от полного уничтожения. И здесь Тидус
встречает Юну — молодую девушку, только что ставшую саммонером и отправившуюся
в длительное паломничество по храмам своей страны, паломничество, которое завершится
схваткой с Sin’ом…
Да, сюжет всегда был одним из главных достоинств игр серии Final Fantasy, и очень приятно, что десятая часть не стала исключением — поначалу было справедливое опасение, что, сосредоточившись на потрясающей графике, Square сделает сюжет спустя рукава. И хоть примерно посередине "финалки" действие в течение нескольких часов развивается сравнительно вяло, в целом же картинка выглядит удивительно целостной и не оставит равнодушным никого — по мере прохождения игры мы узнаем, чем (или точнее, кем) на самом деле является Sin, как он появился и кому служит, почему его нельзя убить и почему саммонер должен погибнуть, и даже кто такой Тидус и почему его Занарканд не имеет ничего общего с Занаркандом этого мира… Так, с сюжетом пора заканчивать, потому что дальше пойдет "спойлерство" чистой воды.
Я заговорил было о графике, к ней и перейдем. На данный момент Final Fantasy X — самая красивая ролевая игра из всех видевших свет, графика in-game (т. е. в то время, когда мы управляем игровым процессом) в десятой части находится на уровне рендеренных роликов из "восьмерки". Мне, например, понадобилось около 20 часов, чтобы к ней привыкнуть и перестать поминутно восхищаться тем, что творится на экране.
После графики принято говорить о звуке — не будем нарушать традицию. Игра полностью на английском… О, Господи, как я мог забыть — ведь в "десятке" герои наконец-то заговорили! Для поклонника сериала это событие настолько же значимое, как и "выход" игры в полное 3D. Итак, все персонажи говорят на английском — локализаторы постарались на славу, голоса в основной массе звучат очень естественно, и какие-то мелкие нестыковки наблюдаются крайне редко. Правда, японской озвучки нет, и это единственный повод для ворчания — все-таки хотелось бы услышать и оригинальные голоса, поскольку локализация, как бы хороша она ни была, никогда не сможет сравниться с оригиналом.
Про боевой режим и систему характеристик, отличия нынешних Aeon’ов от старых Eidolon’ов
и еще более старых Guardian Force’ов я рассказывать не стану — этому надо было
бы посвятить отдельную статью, отмечу лишь, что все это имеет мало общего с тем,
что мы видели в предыдущих частях (например, боевой режим стал полностью походовым).
Final Fantasy X — очень большая игра. Количество побочных квестов просто поражает: скажем, я, пройдя FFX полностью и потратив на это 50 с лишним часов чистого внутриигрового времени, увидел не больше половины FFX — "за бортом" оказалась игра в блитцбол, по сложности приближающаяся к какому-нибудь футбольному симулятору, — со своими лигами, чемпионатами, возможностью покупки блитцболистов, с уникальным набором характеристик спортсменов и сложной системой управления во время матча; я оставил без внимания прелюбопытное заведение под названием Monster Arena, где игроку противостоят монстры, на несколько порядков могущественнее финального босса… В FFX побочных квестов столько, что их выполнение займет гораздо больше времени, чем прохождение основной, "сюжетной" части. Кто из игравших в "десятку" слышал о развалинах Omega или гонках на цыплятах-переростках чокобо, кто смог собрать все книги с алфавитом Al Bhed и выучить этот язык, кто знает, что здесь есть возможность покупать "сферы" (местный аналог CD) с видео и музыкой из игры?
Но, как это ни парадоксально прозвучит, главное в FFX — все-таки не сюжет, графика
или побочные квесты, а ее герои. Спустя какое-то время к ним перестаешь относиться
как к игровым персонажам — они будто обретают плоть и кровь, и их успехам и неудачам
радуешься и огорчаешься так же, как успехам и неудачам близкого тебе человека.
И именно этим, как мне кажется, и объясняется феноменальный успех всех серий Final
Fantasy — как метко выразился какой-то геймер на одном из форумов, "интересных
ролевых игр много, но за душу берет только "финалка"".