Рубрики Обзоры

GeForce GTX 1050 3 ГБ: новый фаворит для базовых игровых ПК?

Опубликовал
Олег Касич

Видеокарты серии GeForce GTX 1050 2 ГБ вот уже почти два года пользуются заслуженной популярностью у экономных любителей поиграть. Недавно компания NVIDIA обновила линейку, представив модификацию с 3 ГБ памяти на борту. Этому событию не уделялось много внимания, однако в данном случае изменился не только объем локальной ОЗУ, но также конфигурация графического процессора и даже разрядность шины памяти. Мы решили выяснить, как все эти трансформации повлияли на производительность видеокарты, попутно сравнив ее результаты с таковыми для классической версии GeForce GTX 1050 2 ГБ и следующей модели в графической линейке NVIDIA – GeForce GTX 1050 Ti 4 ГБ.

GeForce GTX 1050 3 ГБ

Для новой видеокарты используется тот же графический процессор, что и для адаптеров GTX 1050/1050 Ti – GP107. Это базовый GPU с архитектурой Pascal, применяемый для начальных моделей линейки NVIDIA GTX. В случае с GTX 1050 3 ГБ используется модификация чипа GP107-301 с несколько непривычной конфигурацией. В данном случае активированы все 768 вычислительных блоков, а также 48 текстурных модулей. В этой части он повторяет GPU, используемый для старшей модели – GTX 1050 Ti. Напомним, что для GTX 1050 2 ГБ используется GPU с 640 вычислителями и 40 TMU.

GeForce GTX 1050 Ti GeForce GTX 1050 3 ГБ GeForce GTX 1050 2 ГБ
Наименование кристалла GP107 GP107 GP107
Техпроцесс производства, нм 14 14 14
Площадь кристалла, мм² 132 132 132
Количество транзисторов, млрд 3,3 3,3 3,3
Тактовая частота GPU, МГц 1290/1392 1392/1518 1354/1455
Количество потоковых процессоров 768 768 640
Количество текстурных блоков 48 48 40
Количество блоков растеризации 32 24 32
Память (тип, объем), МБ GDDR5, 4096 GDDR5, 3072 GDDR5, 2048
Шина памяти, бит 128 96 128
Эффективная тактовая частота памяти, МГц 7008 7008 7008
Пропускная способность памяти, ГБ/c 112,1 84,1 112,1
Энергопотребление, Вт 75 75 75

Ну, а дальше начинаются упрощения. Разработчик отключил один из четырех 32-битовых контроллеров памяти. Как следствие, количество растеризаторов (ROPs) также сократилось на четверть – с 32 до 24, а объем внутренней кеш-памяти L2 уменьшился с 1024 КБ до 768 КБ. Чтобы как-то компенсировать потери, NVIDIA увеличили рабочую частоту графического процессора. Базовая задана на уровне 1392 МГц, а среднее значение ускорения – 1518 МГц.

Разрядность шины памяти видеокарт GeForce GTX 1050 3 ГБ уменьшена со 128 до 96 бит. При неизменном стандарте используемой памяти (GDDR5) и рекомендованной эффективной частоте в 7000 МГц, пропускная способность уменьшилась со 112 ГБ/с до 84 ГБ/c. С одной стороны производитель увеличил вычислительную мощность GPU, здесь она даже выше, чем у GTX 1050 Ti, с другой – заметно снизил пропускную способность шины памяти. Разработчикам NVIDIA необходимо было втиснуть 3-гигабатовую версию в достаточно узкую нишу между GTX 1050 2 ГБ и GTX 1050 Ti 4 ГБ. Насколько успешно у них это получилось, покажут игровые тесты.

Попробуем сразу ответить на очевидный вопросы о том, почему бы производителю просто не увеличить объем памяти обычной GeForce GTX 1050 до 3 ГБ, без корректировки количества функциональных блоков. Дело в том, что архитектура GP107 предполагает наличие четырех 32-битовых контроллеров памяти к которым должны быть подключены микросхемы одинаковой емкости. Чтобы получить итоговые 2 ГБ, на видеокарте устанавливаются четыре чипа GDDR5 объемом 4 Гбита каждый. На GTX 1050 Ti 4 ГБ используется столько же микросхем, но уже с увеличенной плотностью хранения данных – 8 Гбит. При такой конфигурации получить 3 ГБ не никак не получится.

Онлайн-курс "Чистий код та патерни проєктування" від robot_dreams.
Прискорюйте й спрощуйте процес розробки.Під менторством лектора з 15-річним досвідом ви навчитеся застосовувати 20+ шаблонів, опануєте рефакторинг і принципи чистого коду.
Детальніше

Конечно, самым простым способом увеличить объем памяти у GeForce GTX 1050 было бы использовать 4 ГБ вместо 2 ГБ, но, очевидно, разработчики так не считают. Во-первых, это повысило бы себестоимость и конечную цену GTX 1050, а во-вторых, видеокарты в такой конфигурации нивелировали бы восприятие GeForce GTX 1050 Ti в качестве старшей модели, попутно сократив разницу в производительности обеих моделей. Все вышеперечисленное явно не входило в планы NVIDIA. В итоге имеем GeForce GTX 1050 3 ГБ в предложенной конфигурации с 96-битовой шиной и уменьшенным количеством ROPs, но с увеличенной вычислительной мощностью GPU и повышенными частотами. Таким способом разработчики сразу решают для себя несколько задач. Во-первых, снижают себестоимость видеокарт. Три 8-гигабитных чипа наверняка стоят дешевле четырех микросхем вдвое меньшего объема. Во-вторых, обеспечивают прирост производительности GTX 1050, не приближаясь к показателям GeForce GTX 1050 Ti.

Заявленный тепловой пакет (TDP) у новой GeForce GTX 1050 3 ГБ остался на прежнем уровне – 75 Вт. Видеокарты могут работать без дополнительного питания, довольствуясь ресурсами слота PCI Express x16. Для системы с таким графическим адаптером рекомендуется использовать блок питания мощностью от 300 Вт.

NVIDIA не предлагает референсные адаптеры GeForce GTX 1050 3 ГБ. Производители видеокарт вольны использовать подходящий дизайн печатных плат и систем охлаждения. Приспособить PCB от GTX 1050 2 ГБ не представляет никаких сложностей. Компании уже представили свои версии устройств и с одной из таких видеокарт мы познакомимся немного поближе.

ASUS PH-GTX1050-3G

Компания ASUS предлагает на старте одну модель GeForce GTX 1050 3 ГБ – ASUS PH-GTX1050-3G. Устройство принадлежит базовой серии графических адаптеров Phoenix.

Видеокарта поставляется в компактной коробке. На упаковке размещена крупная фотография устройства, в нижнем углу заметное обозначение наличия 3 ГБ памяти. Стикер сообщает о дополнительном бонусе для владельца – 6-месячной бесплатной подписке на сервис WTFast. В комплекте с видеокартой только краткое руководство и диск с драйверами.

Для ASUS PH-GTX1050-3G используется незамысловатая двухслотовая система охлаждения с простым алюминиевым радиатором, который обдувается 80-миллиметровым вентилятором осевого типа с двойным шарикоподшипником.

Сверху кулер прикрывает защитная пластиковая крышка черного цвета. Дополнительный разъем питания не предусмотрен.

Видеокарта оснащается тремя микросхемами памяти стандарта GDDR5. В данном случае используются чипы Micron D9SXD.

На интерфейсную панель выведены три цифровых видеовыхода: DVI-D, DisplayPort и полноформатный HDMI. Примерно половину заглушки занимает решетка для вывода нагретого воздуха.

ASUS PH-GTX1050-3G предлагает рекомендуемую частотную формулу. Базовая частота GPU составляет 1392 МГц со средним ускорением до 1518 МГц. Чипы памяти работают на штатных 7008 МГц.

Фактическая частота GPU зависит от характера нагрузки. Периодически чип «выстреливает» и до 1800 МГц, но зачастую это меньшие значения. При использовании различных игровых движков рабочая частота чаще фиксировалась либо на уровне 1683– 1695 МГц, либо повышалась до 1759 МГц. Графический процессор на пике прогревался до 69С при этом скорость вращения вентилятора повышалась с базовых 1200 об/мин до 1500 об/мин. Субъективно, видеокарта не бесшумная, но весьма тихая.

Конфигурация тестового стенда

Процессор Intel Core i7-8700K (3,7/4,7 ГГц) Intel, www.intel.ua
Кулер Thermalright Archon Rev.A Thermalright, www.thermalright.com
Материнская плата ASUS ROG MAXIMUS X HERO (Intel Z370) ASUS, www.asus.ua
Память HyperX FURY HX432C18FW2K2/16, DDR4-3200, 18-21-21, 16 ГБ (2×8 ГБ) HyperX, www.hyperxgaming.com
Накопитель Kingston KC1000 480 ГБ (SKC1000/480G) HyperX, www.hyperxgaming.com
Блок питания Thermaltake Toughpower Grand TPG-1200M (1200 Вт) Thermaltake, www.thermaltakeusa.com
Монитор Acer Predator XB271HK (27″, 3840×2160) Acer, www.acer.ua

Производительность

Учитывая перекраивание графического процессора и снижение разрядности шины памяти, можно было изначально предположить, что игры по-разному будут реагировать на подобные изменения. В каких-то проектах пропускная способность критичная, в иных важен объем памяти, где-то важнее вычислительная производительность.

Чтобы оценить возможности GeForce GTX 1050 3 ГБ, мы использовали больше десятка игр и синтетику 3DMark от UL. Для наглядности показатели сравнивались с таковыми для ближайших сородичей по графической линейке – GeForce GTX 1050 2 ГБ и GeForce GTX 1050 Ti 4 ГБ. Результаты получились интересные и довольно неожиданные. Итоговые диаграммы мы для удобства предварительно разделили на три группы.

Быстрее GeForce GTX 1050 2 ГБ

Во время тестов мы использовали разрешение Full HD и средние настройки качества графики. То есть типичные условия в которых устройства GTX 1050 зачастую обеспечивают приемлемую производительность. По ходу тестов мы также попутно отмечали объем памяти видеокарты, который занимала та или иная игра.
Первую группу открывает достаточно свежий проект от Ubisoft. Far Cry 5 охотно использует более 2 ГБ памяти, если представляется такая возможность. При выборе пресета со средними настройками качества графики, видим предупреждение том, что в таком режиме понадобится порядка 2,6 ГБ памяти. На практике используются порядка 2800 МБ. В таких условиях GeForce GTX 1050 3 ГБ имеет заметное преимущество над 2-гигабайтовой модификацией – порядка 12% по среднему показателю кадров/c и около 17% по минимальному. В то же время GeForce GTX 1050 Ti 4 ГБ обеспечивает прирост еще на 7–10%.

Похожие результаты можно наблюдать и во время прохождения тестового сценария (campaign benchmark) в Total War: WARHAMMER II. При этом прирост при переходе с 2 ГБ на 3 ГБ даже чуть выше. В режиме со средними настройками игра занимает порядка 2600 МБ памяти видеокарты. Очевидно здесь сказывается увеличение локального буфера, а вот пропускная способность не столь критична.

Assassin’s Creed: Origins создает впечатление ресурсоемкого проекта. Однако, несмотря на внешнюю тяжеловесность движка, в режиме со средними настройками игра использует порядка 2200 МБ памяти видеокарты. GeForce GTX 1050 3 ГБ имеет преимущество в 9,5–11% над версией с 2 ГБ памяти и лишь незначительно уступает здесь «титановой» версии адаптера.

Rise of the Tomb Raider охотно использует большие объемы памяти видеокарты. Здесь мы приводим лишь усредненный показатель по всем трем этапам интегрированного бенчмарка. Как видим, GeForce GTX 1050 3 ГБ здесь предпочтительнее GTX 1050 2 ГБ, но отрыв совсем небольшой – порядка 5%. А вот GTX 1050 Ti 4 ГБ может добавить еще 11% производительности.

Используя в выбранном режиме порядка 1700–1800 МБ памяти игра Tom Clancy’s The Division улавливает некоторое преимущество, 3-гигабайтовой версии видеокарты, но небольшое отличие есть лишь по среднему fps.

Атмосферная Final Fantasy XV при стандартном профиле качества графики использовала порядка 2900 МБ памяти. Казалось бы, настоящая вольница для GeForce GTX 1050 3 ГБ и возможность проявить себя, но она ограничилась 6%-ным преимуществом над GTX 1050 2 ГБ, тогда как GTX 1050 Ti 4 ГБ опережает здесь стартовую модель как минимум на 20%. Но даже в этом случае, учитывая скромные абсолютные показатели, придется дополнительно ужаться с настройками, чтобы получить комфортное количество кадров/c.

На пике популярности ARK: Survival Evolved в сети было немало руководств с рекомендациями по настройке графики в этой игре. «Выживальщикам» со слабыми видеокартами приходилось несладко. Большие открытые пространства с множеством элементов требуют соответствующих ресурсов. Со средними настройками качества графики игра расходует порядка 2800 памяти видеокарты и вот здесь новинка со своими 3 ГБ на борту оказывается очень кстати. При таких общих показателях кадров/c, 15%-ный прирост уже ощущается даже без замеров производительности.

На уровне GeForce GTX 1050 2 ГБ

Преимущество GeForce GTX 1050 3 ГБ над 2-гигабайтовой версией не всегда очевидно. Особенно в тех случаях, когда игре достаточно 2 ГБ памяти и ей не приходится обращаться к системной ОЗУ для хранения необходимых данных.

Например, игре Deus Ex:Mankind Divided при средних настройках качества в режиме Full HD достаточно 1900–2000 МБ памяти. Здесь регистрируем минимальное преимущество GeForce GTX 1050 3 ГБ над младшей моделью. В то же время GTX 1050 Ti дает прирост почти в 15%.

Схожей оказалась ситуация и с The Witcher: Wild Hunt, требующей всего 1400 МБ видеопамяти.

По среднему количеству кадров обе GTX 1050 оказались практически равны и в Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands, хотя версия с 3 ГБ памяти предложила более высокий минимальный fps. Во время тестов игра использовала порядка 2300 МБ.

Медленнее GeForce GTX 1050 2 ГБ?!!!!

Увеличенный объем используемой памяти в игре очевидно ставит GeForce GTX 1050 3 ГБ в более выгодное положение, но отнюдь не гарантирует преимущество над 2-гигабайтовой версией. Наглядный тому пример – Far Cry Primal.
При наличии достаточного объема, проект использует 2800–3200 МБ памяти видеокарты. Казалось бы, у GTX 1050 2 ГБ просто никаких шансов, но на практике версия с меньшей емкостью буфера имеет 4%-ное преимущество по среднему количеству кадров/c и идентичные показатели по минимальному. Конечно, объем памяти здесь важен, но, как оказалось, еще важнее ее пропускная способность.

В игре WoT после обновления графического движка владельцам мало-мальски производительных видеокарт со средними настройками уже не интересно, хочется большего. Потому во время тестов мы использовали пресет Ultra. GeForce GTX 1050 в целом хватает для такого режима, однако не можем не отметить небольшой перевес 2-гигабайтовой версии. Версия с увеличенным объемом стабильно уступала 1-2 кадра. Что касается используемой памяти, то это 2100–2200 МБ в режиме 1920×1080.

Самой большой неожиданностью стали результаты в игре Dirt Rally. В этом уже «заезженном до дыр» проекте, даже в режиме с высоким качеством графики не потребляющим более 1900–2000 МБ памяти, GeForce GTX 1050 3 ГБ стойко занимала последнюю позицию, уступая 2-гигабайтовой версии порядка 10%. Пропускная способность памяти, уменьшенное количество ROPs и внутреннего L2-кеша. Такое сочетание в частном случае оказалось неудачным для новой модели с 3 ГБ памяти.

Еще одним примером, обнажающим слабые стороны GeForce GTX 1050 3 ГБ, стал классический тест 3DMark Fire Strike, который использует всего около 1 ГБ памяти видеокарты. Здесь новинка уступила версии с 2 ГБ порядка 5%. Отличие вроде и небольшое, но оно есть, а снижение производительности в классе базовых игровых видеокарт это точно не то, чего ожидаешь от условно новых моделей.

Некоторую скидку стоит сделать на то, что в тесте участвовали топовые версии в своих классах. GeForce GTX 1050 2 ГБ представляла GIGABYTE GeForce GTX 1050 G1 Gaming 2G, а GeForce GTX 1050 Ti – ASUS ROG STRIX-GTX1050TI-O4G-GAMING. Конечно, их частотные конфигурации были приведены в соответствие рекомендованным формулам, однако, в отличие от новинки, обе модели оснащены разъемами питания, что обеспечивало дополнительный запас мощности и возможность чуть агрессивнее работать GPU Boost.

С другой стороны, все появляющиеся на рынке GeForce GTX 1050 3 ГБ предлагаются без дополнительного разъема питания, потому такие условия соответствуют текущей практике.
Обобщая, можно говорить, что GeForce GTX 1050 3 ГБ в большинстве случаев все же имеет преимущество над GeForce GTX 1050 2 ГБ. Как видим, дополнительный гигабайт памяти часто востребован даже при средних настройках качества графики. Собственно, это одна из причин появления GTX 1050 с увеличенным объем локальной ОЗУ. Полученные результаты показывают, что разработчикам удалось втиснуть новую модель между классической версией GTX 1050 и GTX 1050 Ti, сохранив за последней стойкое лидерство в классе.

GeForce GTX 1050 3 ГБ хороша еще и тем, что позволяет уменьшить или вовсе исключить использования видеокартой системной оперативной памяти. Учитывая нынешние цены на оперативную память, базовые игровые платформы часто оснащены 8 ГБ, которой зачастую едва хватает операционной системе и игровым движкам. В таких условиях уже попросту нечем делиться еще и с видеокартой. Это особенно чувствительно для владельцев подобных конфигураций без твердотельного накопителя.

Разгон

Признаться, изначально мы достаточно скептически были настроены в отношении разгона рассматриваемой модели GeForce GTX 1050 3 ГБ. Отсутствие дополнительного разъема питания и жестко зафиксированный на 100% параметр Power Limit – это зачастую приговор для дальнейшего ускорения видеокарты. Память от Micron с рекомендованными по спецификации 7000 МГц также не сулила никаких сюрпризов.
Каким же было наше удивление, когда при поступательном увеличении рабочую частоту микросхем удалось повысить с 7008 до 9000 МГц. В этом случае пропускную способность практически удалось вернуть на исходную позицию для других версий GTX 1050 – до 108 ГБ/c. Базовую частоту чипа удалось повысить до 1462 МГц. Впрочем, рабочая частота GPU – слишком вариативный параметр, особенно в случае жестко ограниченного Power Limit.

В среднем тактовые частоты несколько повысились, но под нагрузкой частота процессора могла снижаться и до 1700 МГц. Конечно, в данном случае нас куда больше интересовал разгон памяти, а также практически эффект от ее ускорения. Отметим, что увеличение частот никак не повлияло на температурный режим работы GPU.

Эффект от разгона есть и вполне даже ощутимый. После дополнительного форсирования в большинстве случаев GeForce GTX 1050 3 ГБ практически удалось настичь GeForce GTX 1050 Ti 4 ГБ. Конечно, последнюю также можно дополнительно форсировать и увеличить отрыв, но сам факт отличного разгона памяти и хорошего практического эффекта конечно порадовал.

Дополнительные 7–12% – желанная прибавка производительности в таком классе адаптеров.

Мы все же рекомендуем ориентироваться на базовые показатели, потому как разгон – это дело случая и везения. Нам еще предстоит выяснить, в случае с GeForce GTX 1050 3 ГБ возможность значительно повысить частоту чипов памяти стала счастливой случайностью или все же закономерность.

Цена

На наш взгляд, успех GeForce GTX 1050 3 ГБ будет зависеть от ценовой политики разработчика, производителей видеокарт и дистрибьюторов на местах. NVIDIA не объявляла рекомендованную стоимость представленной модели, очевидно предоставив возможность производителям скорректировать значения в зависимости от спроса.
GeForce GTX 1050 3 ГБ уже появляются на рынке. В Украине самые доступные модификации предлагаются от $175 (~4600 грн.), хотя стоимость на онлайн-площадках еще заметно колеблется в зависимости от поставщиков и аппетитов интернет-магазинов.

Если говорить о рассмотренной ASUS PH-GTX1050-3G, то она стоит на $15 дороже модификации ASUS PH-GTX1050-2G с 2 ГБ памяти. Цена базовых моделей GTX 1050 2 ГБ начинается со $155, тогда как даже за самые недорогие GeForce GTX 1050 Ti 4 ГБ просят минимум $200.

При разумном ценообразовании у GeForce GTX 1050 3 ГБ есть все шансы со временем заменить 2-гигабайтовые версии. Полагаем, что во всей этой истории именно такое развитие предусмотрели в NVIDIA. Все же 3 ГБ – это 3 ГБ. Большинство потенциальных покупателей таких видеокарт вряд ли будут вдаваться в технические подробности. Магия больших цифр работает безотказно. Справедливости ради нужно сказать, что все же в большинстве случае GeForce GTX 1050 3 ГБ имеет преимущество над GeForce GTX 1050 2 ГБ. Даже несмотря на, ужас-ужас, уменьшенную разрядность шины памяти.

Итоги

На GeForce GTX 1050 3 ГБ стоит обратить внимание тем, кто выбирает относительно недорогую видеокарту для игровой системы начального уровня. Особенно в случаях, если ПК оснащен 8 ГБ оперативной памяти. Уменьшение разрядности шины со 128 до 96 бит неприятно, но реальные последствия такого упрощения в этом классе устройств не столь критичны, хотя могут напоминать о себе в некоторых проектах. С помощью разгона нам удалось подтянуть производительность почти до уровня таковой для GeForce GTX 1050 Ti 4 ГБ, но это все же дело случая.

В целом продукт оставляет двоякое впечатления, хотя позитива все же больше. Как мы уже упоминали, многое будет зависеть от реальных розничных цен. Если версия с 3 ГБ будет стоить лишь немногим дороже модификаций с 2 ГБ, то именно такой вариант будет в целом предпочтительнее. Никаких революций, подарков от производителя и предложений от которых невозможно отказаться. NVIDIA оптимизирует свою линейку, стараясь дополнительно снизить себестоимость базовых устройств. Хорошо когда интересы разработчика и потребителей совпадают.

Появления на рынке GeForce GTX 1050 3 ГБ в целом говорит о том, что ближайшее время не стоит ожидать появления устройств начального класса на базе GPU с новой графической архитектурой. В этом году наверняка все внимание будет уделено топовым решениям. С одной стороны немного жаль, с другой – можно уже сейчас выбирать подходящую модель, не опасаясь купить видеокарту перед самой сменой поколений.

Disqus Comments Loading...