Рубрики Статьи

Игровой ПК на базе AMD: хороший fps и резервы для стрима

Опубликовал
Олег Касич

Недавно нам привезли целую гору разнообразных «железок», а если точнее — предложили в рамках глобального проекта Gamers GoLive собрать и оценить возможности игровой системы на базе процессора AMD Ryzen 5, видеокарты Radeon RX 580 8 ГБ и материнской платы с чипсетом AMD B450. Конфигурация платформы в общем близка к той, что мы сейчас рекомендуем для оптимальной игровой системы в традиционном «ПК месяца». Что же, это хорошая возможность на практике проверить потенциал такого комплекта, изучив количество fps в играх, способности для стриминга видео и вот это вот все. Используемые для сборки компоненты выбраны и предоставлены партнерами проекта, потому мы можем лишь поделиться впечатлениями от их использования. В первую очередь нас интересовала игровая мощь связки 6-ядерного Ryzen 5 второго поколения с видеокартой Radeon RX 580, остальное – дело вкуса, удобства и яркости RGB-подсветки.

Процессор

В связи с производственным дефицитом и резко повысившимися ценами на процессоры Intel, чипы AMD выглядят очень привлекательно при сборке игровой системы любой категории.

от 9 632 грн
Предложений: 4

Для оптимальных конфигураций весьма интересны 6-ядерные модели Ryzen 5. Если выбирать из новых 12-нанометровых CPU семейства Pinnacle Ridge, то это Ryzen 5 2600 (3,4/3,9 ГГц) или Ryzen 5 2600X (3,6/4,2 ГГц). В нашем случае использовалась старшая модель с повышенными тактовыми частотами. Она стоит несколько дороже базовой ($230 vs. $190), но если нет желания самостоятельно упражняться в разгоне, то стоит немного доплатить. Впрочем, разблокированный множитель у всех чипов Ryzen позволяет самостоятельно поэкспериментировать с частотами.

6-ядерный процессор с поддержкой технологии SMT абсолютно оправдан для хорошей игровой платформы. Даже если игра не умеет использовать все доступные 12 потоков, свободные ресурсы процессора понадобятся, например, во время записи или трансляции видеопотока.

Курс-професія "Web Design" від Skvot.
Для тих, хто давно хоче опанувати професію вебдизайнера, але не знає, з чого почати.Після 4 місяців навчання — старт в карʼєрі з двома кейсами у портфоліо.
Програма курсу і реєстрація

Кулер

В комплекте с процессором предлагается кулер Wraith Spire, возможностей которого в целом будет достаточно для работы чипа в штатном режиме. Однако при желании поэкспериментировать с разгоном, понадобится более эффективный охладитель.В нашем случае использовалась жидкостная система охлаждения Cooler Master MasterLiquid ML240R RGB.

СВО с двухсекционным радиатором (240 мм), парой 120-миллиметровых вентиляторов (650–2000 об/мин) и достаточно мощной помпой с медным водоблоком станет изюминкой платформы. Дополнительных баллов добавляет наличие управляемой RGB-подсветки, хотя очевидно влияет и на стоимость охладителя.

Материнская плата

Материнские платы на базе AMD B450 – отличный выбор для сбалансированных игровых конфигураций. Чипсет предлагает хорошую функциональность, а устройства на его основе позволяют не ограничиваться в разгоне процессора и оперативной памяти.

от 6 785 грн
Предложений: 2

Для рассматриваемой системы использовалась полноформатная модель MSI B450 TOMAHAWK. Интересная представительница серии Arsenal Gaming c хорошим набором портов, достаточно мощной VRM с увеличенными охладителями силовых сборок и очень умеренной RGB-подсветкой за которую не попросят дополнительных денег. Плата поддерживает память вплоть до DDR4-3466, предлагает порты USB 3.1 Gen2 и скоростной M.2, а также позволяет с помощью механизма Flash BIOS Button обновлять прошивку с USB-накопителя, подключив к плате лишь источник питания.

Видеокарта

Несмотря на официальный запуск Radeon RX 590, видеокарты Radeon RX 580 8 ГБ все еще остаются очень хорошим выбором для оптимальных игровых ПК. Это очень достойный оппонент для GeForce GTX 1060 6 ГБ, причем во многих играх со сложными вычислениями и полноценной поддержкой DirectX 12 решения на базе чипа AMD оказываются даже несколько производительнее адаптеров на GP106. В целом обе видеокарты все еще достойно справляются даже с «тяжелыми» проектами в режиме Full HD.

Во время сборки использовалась оригинальная модель MSI Radeon RX 580 MECH 2 OC 8 ГБ. Интересная модификация, оснащенная системой охлаждения MECH с тремя тепловыми трубками, радиаторным блоком с дополнительными направляющими дефлекторами, а также парой 100-миллиметровых вентиляторов с двойными шарикоподшипниками и профилем крыльчатки Torx 2.0. Технология Zero Frozr переводит адаптер в пассивный режим охлаждения при минимальной нагрузке, потому вне игровых сессий видеокарта безмолвствует.

Производитель дополнительно ускорил данную модификацию, повысив заданную частоту GPU с 1340 МГц до 1380 МГц, тогда как 8 ГБ памяти GDDR5 работают на рекомендованных 8000 МГц. Напомним, что для Radeon RX 580 используется 256-битовая шина, потому при такой эффективной частоте пропускная способность составляет 256 ГБ/c.

Пока нет точной информации о доступности MSI Radeon RX 580 MECH 2 OC 8 ГБ в Украине, но если эта модификация не появится в продаже, сейчас есть хороший выбор альтернативных устройств семейства Radeon RX 580.

Оперативная память

Для оптимальной игровой конфигурации достаточно 16 ГБ оперативной памяти. 8 ГБ уже не всегда хватает для самых тяжелых проектов, а 32 ГБ избыточны если ПК используется в основном для игр. Для системы на базе процессоров Ryzen 2-го поколения желательно использовать достаточно скоростную DDR4. Минимум — DDR4-2666, лучше DDR4-2933, оправданной будет и покупка DDR4-3200. В чипах семейства Pinnacle Ridge производитель несколько улучшил контроллер памяти, а также оптимизировал микрокод AGESA, позволяя процессорам Ryzen 2000 работать с более высокочастотными модулями, однако для режимов выше DDR4-3200/3400 желательно предварительно убедиться в стабильности работы на вашей модели платы. Хорошо если конкретный комплект будет указан в списке валидированных модулей.

В нашем случае использовался оригинальных двухканальный комплект HyperX Predator RGB DDR4-2933 16 ГБ (HX429C15PB3AK2/16). Особенность модулей этой линейки – эффектная настраиваемая RGB-подсветка. Причем планки поддерживают технологию HyperX Infrared Sync. Благодаря встроенным ИК-датчикам, подсветка модулей может синхронизироваться вне зависимости от возможностей материнской платы.

Твердотельный накопитель

Твердотельный накопитель – обязательный элемент фактически любой системы. Учитывая текущую стоимость, такими устройствами стоит оснащать даже базовые игровые платформы. Когда же речь идет о более производительном ПК, то SSD априори предполагается, вопрос лишь в объеме и формате накопителя.

Для рассматриваемой системы использовалась базовая версия Kingston A400 объемом 240 ГБ. Очень популярная модель на базе двухканального контроллера Phison S11 и флеш-памяти TLC c заявленными линейными трансферами на уровне 500/350 МБ/c. Даже такой недорогой SSD (~$42) способен радикально улучшить общую отзывчивость системы. Хотя, если есть возможность купить SSD больших объема и производительности, не стоит себе отказывать в таком удовольствии.

Жесткий диск

Несмотря на ощутимое снижение цены твердотельных накопителей, без жестких дисков все еще непросто обходиться при сборке домашней системы. Когда для хранения данных нужны большие объемы, HDD остается приемлемым вариантом. SSD относительно больших объемов уже есть в продаже, но, например, покупка накопителя на 2 ТБ обойдется в $350–400.

Для рассматриваемой системы мы использовали жесткий диск Seagate Barracuda Pro 2 ТБ (ST2000DM009). Это модель со скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин, а также объемом кеш-памяти 128 МБ. Компания позиционирует эту серию как решение для производительных десктопов, а также игровых систем. В данной линейке 2-терабайтовый HDD – это всего лишь базовая модель, тогда как максимально емкая предлагает 14 ТБ свободного пространства. Это достаточно скоростные устройства в своем классе, насколько это вообще актуально для HDD. К тому же накопители серии Barracuda Pro предлагаются с 5-летней гарантией производителя, что также наверняка сказывается на конечной стоимости жестких дисков.

Корпус

Для сборки системы мы использовали корпус Cooler Master MB510L. Относительно недорогая модель с продуманной конструкцией шасси.

Компоновка предполагает зонирование внутреннего пространства. Сегмент с блоком питания и 3,5-дюймовыми накопителями отделен металлическим кожухом. За основным поддоном предусмотрено место для укладки силовых и интерфейсных кабелей. На задней панели изначально установлен один 120-миллиметровый вентилятор. В корпусе нет отсеков для архаичных 5,25-дюймовых устройств и дополнительных корзин для жестких дисков, потому в системе можно использовать видеокарты длиной до 410 мм, также ничто не мешает циркуляции воздуха.

Для 3,5-дюймовых накопителей предусмотрен отсек на два устройства с направляющими салазками. Если жесткие диски не используются, на кронштейнах можно закрепить SSD. Кроме того на шасси имеются посадочные места еще для четырех устройств формата 2,5”.

Левая боковая стенка представляет собой затемненную плексигласовую пластину. В этом случае все ваши старания с настройкой дополнительной подсветки компонентов будут видны как на ладони.

Блок питания

Для питания платформы использовался блок Cooler Master MasterWatt 750, соответствующий сертификату 80 PLUS Bronze с КПД более 85%. Модель мощностью 750 Вт имеет полупассивную систему охлаждения. При нагрузке менее 15% от номинала вентилятор БП останавливается.

Предусмотрена частичная модульная компоновка. Стационарно к блоку подсоединены основные кабели питания ATX и ESP12V, тогда как проводники для видеокарт и накопителей можно подсоединять по необходимости. Производитель заявляет о способности блока выдать по линии 12 В ток до 62,5 А, потому модель наверняка справится даже с парой топовых графических адаптеров.

Для питания рассмотренной конфигурации ПК хватило бы и блока мощностью 550–600 Вт, потому версия на 750 Вт – это модель «на вырост». С другой стороны, при средней нагрузке БП обеспечивает максимально возможный КПД в рамках своей спецификации.

Общая смета для системного блока

Процессор AMD Ryzen 5 2600X (6/12, 3,6/4,2 ГГц, 16 МБ L3) $230
Кулер Cooler Master MasterLiquid ML240R RGB $135
Материнская плата
MSI B450 TOMAHAWK (AMD B450, ATX) $140
Память HyperX Predator RGB DDR4-2933 16 ГБ (HX429C15PB3AK2/16) $195
Видеокарта MSI Radeon RX 580 MECH 2 OC 8 ГБ $300
Накопители SSD, Kingston A400 240 ГБ (SA400S37/240G) $42
HDD, Seagate BarraCuda Pro 2 ТБ (ST2000DM009) $140
Блок питания Cooler Master MasterWatt 750, 750 Вт $110
Корпус Cooler Master MB510L $65
Итого $1357

 

Периферия

Игроки со стажем наверняка знают, насколько важно не только вложиться в покупку производительного железа, но еще и обзавестись хорошей периферией. От качества, удобства и функциональности этих устройств во многом зависит общее впечатление от новой платформы. Выбор периферии – вопрос очень индивидуальный, потому здесь нет места обобщениям и определенным рекомендациям. Для сборки ПК использовались устройства от компаний MSI и HyperX.

Монитор

Понимая возможности будущей системы, мы изначально ориентировались на графический режим Full HD. Отчасти это также определило и диагональ подходящего экрана.

Для системы использовался монитор MSI Optix MAG241CR. Это 23,6-дюймовая модель c тонкими рамками, изогнутым экраном (1500R), скоростной VA-матрицей (1 мс) и частотой обновления до 144 Гц. Игровых акцентов устройству добавляют выдвижной кронштейн для фиксации гарнитуры и дополнительная настраиваемая RGB-подсветка Mystic Light на задней панели. Очень полезной в нашем случае окажется поддержка динамической синхронизации AMD FreeSync. При наличии видеокарты Radeon, монитор может автоматически изменять частоту обновления экрана в пределах 48–144 Гц.

Для MSI Optix MAG241CR заявлена яркость на уровне 300 кд/м², контрастность – 3000:1, а также цветовой охват sRGB до 115%. Из приятных особенностей стоит отметить, что здесь не используется ШИМ для регулировки интенсивности подсветки, потому нет паразитного мерцания при любом уровне яркости монитора.

Согласно нашим замерам, яркость экрана регулируется в пределах 2–265 кд/м², монитор предлагает хороший цветовой охват, а в режиме «Теплый» в большей части диапазона обеспечивает цветовую температуру 6500К.

Из технического обвеса обратим внимание на то, что модель имеет два входа HDMI и один DisplayPort. Кроме того предусмотрен хаб на два порта USB 2.0. Подключить монитор с помощью USB также понадобится, если вы захотите настроить подсветку.

Обратим внимание на то, что в продаже также доступна модель MSI Optix MAG241C с идентичной аппаратной платформой, однако без RGB-подсветки и возможности регулировки положения экрана по высоте.

Клавиатура

Бывалые любители поиграть уверяют в том, что единожды попробовав в деле хорошую механическую клавиатуру, возврата к «мембране» уже не будет. Конечно это дело привычки, но, действительно, надежные устройства с прогнозируемым срабатыванием нажатия многим приходится по вкусу. Клавиатуры с механическим типом клавиш в принципе устройства не дешевые, а когда речь идет о моделях с качественными переключателями с RGB-подсветкой, то ценник клавиатуры легко переваливает за $100.

Во время тестов системы использовалась топовая модель MSI Vigor GK80. 1,5-килограммовая клавиатура с массивной металлической панелью и удобной комплектной подставкой. В качестве переключателей здесь используются немецкие CHERRY MX RGB Red с бесконечными возможностями настройки подсветки. Штатные кнопки группы WASD имеют металлическое покрытие, а в комплекте предлагается набор сменных клавиш с резиновыми колпачками. Для управления мультимедийными функциями предусмотрена группа дополнительных кнопок, также имеется порт USB для подключения периферии.

Возможности MSI Vigor GK80 мы детальнее рассматривали в отдельном обзоре этой клавиатуры. Интересующимся стоит посмотреть, прежде чем определяться с недешевой покупкой.

Мышка

Игровой периферийный набор дополнила мышка HyperX Pulsefire Surge. Симметричная модель с простой удобной формой, топовым оптическим датчиком PixArt 3389, огромными тефлоновыми ножками и очень умеренной ценой для своего оснащения.

Сенсор позволяет использовать максимальное разрешение до 16 000 dpi, для мышки так же используются переключатели Omron с заявленным количеством нажатий в 50 млн.. HyperX Pulsefire Surge получила приятную круговую RGB-подсветку. Световод подчеркивает контур устройства, на спинке также подсвечивается логотип производителя. Для настройки иллюминации используется фирменное приложение HyperX NGenuity. Мышка уже побывала у нас на тестировании. Подробности можно найти в соответствующем обзоре.

Игровая поверхность

Исходя из того, что хорошей игровой поверхности должно быть много, мы использовали тканевый коврик HyperX Fury S в самом крупном размере XL (900×420 мм) и скоростной редакции Speed Edition.

Коврик имеет текстурированное резиновое основание, которое хорошо цепляется за рабочую поверхность стола, а верхняя тканевая часть имеет специальную структуру для хорошей чувствительности сенсора. Общая толщина HyperX Fury S – 4 мм. При этом по периметру поверхности предусмотрен оверлок, повышающий износостойкость ковра.

Гарнитура

Для озвучки и общения использовалась гарнитура HyperX Cloud II, которая уже стала фактически классикой в сегменте игровых моделей последнего времени. Несмотря на то, что гарнитура была представлена еще в 2015 году, до сих пор она находится в топе популярности среди устройств своего класса. Возвращаясь к этой модели спустя несколько лет после первого знакомства, в общем-то понимаешь почему она все еще очень актуальна даже на фоне засилья разноплановых новинок.

Прочная конструкция оголовья, удобные амбушюры со сменными закрытыми чашками (велюровые в комплекте), очень достойные 53-миллиметровые излучатели, съемный микрофон. Из полезных мелочей – транспортировочная сумка и авиаадаптер для подключения гарнитуры к развлекательной системе на борту самолета. HyperX Cloud II также предлагается с дополнительным блоком управления, который оснащен DSP с функцией виртуальной многоканальности Virtual 7.1 Surround Sound. При прослушивании музыки от такого улучшайзера можно смело отмахнуться, а вот в шутерах он окажется небесполезной опцией.

Общая смета для периферийных устройств

Монитор MSI Optix MAG241CR (23,6″, 1920×1080, VA, 144 Гц) $380
Клавиатура MSI Vigor GK80 $170
Мышь
HyperX Pulsefire Surge $68
Игровая поверхность HyperX Fury S (HX-MPFS-S-XL) $32
Гарнитура HyperX Cloud II Red (KHX-HSCP-RD) $125
Итого $775

 

Сборка системы

Процесс сборки ПК уже давно не представляет из себя какого-либо таинства, которым могут овладеть только избранные владельцы густой бороды и шерстяных свитеров с изображением оленей.

Мы уже неоднократно рассматривали последовательность сборки настольных систем, потому в данном случае остановимся только особенностях конкретной платформы.

Правилом хорошего тона в начале сборки является установка заглушки на задней панели корпуса для интерфейсный разъемов, а также крепление на поддоне стоек для фиксации материнской платы.

Cooler Master MasterLiquid ML240R RGB предлагает очень удобное и простое крепление помпы на процессоре, потому в данном случае фиксировать теплосъемник стоит уже после установки материнской платы с CPU в корпусе.

Радиаторный блок СВО мы закрепили на верхней стенке. В Cooler Master MB510L как раз на панели предусмотрены посадочные места для пары 120/140-миллиметровых вентиляторов или двухсекционного радиатора. Модули памяти необходимо установить в плату до фиксации радиатора СВО, иначе он перекроет доступ к слотам для DIMM.

При таком размещении через прозрачную боковую панель можно наблюдать подсвечивающиеся вентиляторы СВО.

Еще раз отметим очень удобное крепление водоблока для платформы c разъемом Socket AM4. Для прижима теплосъемника используются штатные пластиковые кронштейны материнской платы. Не нужны никакие дополнительные пластины. В этом случае нет никаких проблем с установкой/демонтажом помпы уже в собранной системе.

При настройке СВО придется немного повозиться с подключением подсветки. Производитель предлагает в комплекте дополнительный блок с управляющим контроллером. На первый взгляд количество проводов и переходников пугает, но следуя инструкции, вряд ли возникнут какие-то проблемы с настройкой. В то же время придется подумать над тем, куда спрятать блок контроллера и провести кабели с минимальными потерями для общей эстетики. Мы разместили его в нише между передней панелью и отсеком для накопителей. Отметим, что к контроллеру понадобится подключать SATA-разъем питания. Возможно в этом случае придется тщательнее продумать укладку кабелей.

Твердотельный накопитель был закреплен с обратной стороны поддона корпуса. В платформе предусмотрены технические отверстия для резиновых шайб. Предварительно закрутив в SSD четыре винта с дополнительными стойками-направляющими, накопитель можно легко и достаточно надежно зафиксировать на кронштейне.

С установкой жесткого диска никаких проблем. Корзина предполагает использование двух накопителей формата 3,5”. Набрасываем пластиковые салазки с резиновыми демпферными шайбами и отправляем HDD в один из двух отсеков.

Модульная конструкция блока питания позволяет использовать действительно необходимый набор силовых кабелей. В нашем случае понадобилось подключить один провод для дополнительного питания видеокарты, а второй – для SATA-накопителей и контроллера подсветки СВО. Владельцам больших ладоней возможно стоит подключить требуемые проводники еще до крепления БП в корпусе. Свободного пространства между установленным блоком и корзиной для накопителей не так много, потому подсоединять кабели постфактум не очень удобно.

Закрытый отсек, отделяющий БП от основного пространства, позволяет спрятать все силовые кабели даже если используется модель блока не модульной конструкции.

Все силовые и интерфейсные кабели можно уложить за поддоном, спрятав основную часть коммутаций. Здесь уже каждый наведет «красоту» в соответствии с личными представлениями о прекрасном. Работу усложнит контроллер подсветки СВО с набором дополнительных проводников, но оно того стоит.

В остальном со сборкой вряд ли возникнут какие-либо нюансы. Отметим, что на рабочей панели корпуса Cooler Master MB510L представлены крупная кнопка включения, подсвечивающаяся по контуру во время работы, пара портов USB 3.0 c достаточным расстоянием между разъемами и аудиоконнекторы для подключения наушников/гарнитуры. Для удобства на панель также выведены кнопка сброса системы (Reset) и не очень яркий белый светодиод – индикатор активности накопителей.

В работе

Практическую часть материала мы начинаем с оценки температурных режимов работы ключевых компонентов.

Начнем с видеокарты – наиболее энергоемкого элемента игровой системы. В режиме покоя графический процессор нагревался до 37–40 градусов. Видеокарта MSI Radeon RX 580 MECH 2 OC поддерживает технологию Zero Frozr, останавливая вентиляторы системы охлаждения при невысоких температурах. В пассивном режиме кулер адаптера работает бесшумно, снижая общий уровень шума системы.

Под очень высокой нагрузкой температура GPU повышалась до 71С, а скорость вращения вентиляторов на пике возрастала до 1650 об/мин. Учитывая умеренный нагрев, графический процессор стабильно работал на повышенной до 1380 МГц частоте.

Что касается процессора, то в покое температура удерживалась на уровне 35–40С, а вот во время стресс-теста AIDA64 повышалась до 75 градусов. При этом все вычислительные ядра Ryzen 5 2600X в нашем случае работали на 3975–4000 МГц, а напряжение питания колебалось на уровне 1,344–1,352 В. Напомним, что TDP процессора составляет 95 Вт, потому к охлаждению чипа нужно подходить соответствующим образом. Попутно отметим, что под нагрузкой температура в области силовых сборок VRM составила 55С. Увеличенные радиаторы для элементов стабилизатора тихо делают свою работу.

Уровень шума, издаваемый Cooler Master MasterLiquid ML240R RGB значительно зависит от скорости вращения пары 120-миллиметровых вентиляторов на радиаторном блоке. Их частота вращения регулируется в диапазоне 600–2000 об/мин. До 1000 об/мин они работают очень тихо, при 1500 об/мин они уже хорошо различимы в офисных условиях, при 2000 об/мин тихой такую систему точно не назовешь. Алгоритм работы вентиляторов можно настроить в приложении Command Center, установив зависимость скорости вращения от температуры процессора. Учитывая в целом хорошую эффективность используемой СВО, найти баланс между шумом и отводом тепла будет не сложно.

Нам также любопытно было оценить эффект от использования жидкостной системы охлаждения. Абсолютные показатели здесь не очень информативны, а вот возможность сравнить температурные значения с таковыми для стокового кулера весьма показательны. При использовании комплектного кулера Wraith Spire, температура чипа на пике повышалась вплоть до 90С. Тактовая частота процессора не превышала 3900 МГц, а напряжение питания составляло порядка 1,32В.

Механизм авторазгона Precision Boost 2 во втором поколении процессоров AMD Ryzen работает очень агрессивно. При малейшей возможности тактовые частоты CPU повышаются до максимальных значений для текущих условий. Улучшая охлаждение, мы даем «зеленый сигнал» для дополнительного ускорения процессора. То есть, после замены штатного кулера на СВО не только улучшается эффективность отвода тепла, но и повышается производительность CPU при максимальных нагрузках. Тот же эффект можно будет наблюдать и при использовании воздушного суперкулера.

Если говорить о самостоятельном разгоне, как бы это не показалось удивительным в случае с Ryzen 5 2600X, дополнительное ускорение практически не имеет особого смысла. Процессор имеет частотную формулу 3,6/4,2 ГГц и автоматически активно ускоряется при любой возможности. Как мы видели, при нагрузке на все блоки имеем порядка 4 ГГц. Текущий частотный потенциал 6-ядерных чипов Pinnacle Ridge составляет 4,1–4,2 ГГц. В особо удачных случаях – до 4,3 ГГц. То есть, даже если повезет, увеличение частоты составит 5–7%, а фактический прирост производительности будет и того меньше. К тому же, чтобы за них побороться, придется дополнительно повышать питающее напряжение, а значит увеличивать нагрев.

На наш взгляд, попытки разгона Ryzen 5 2600X – энтузиастские шалости. Здесь все разогнано до нас. Если действительно хочется поэкспериментировать с частотами и не выискивать прирост производительности через увеличительное стекло, возможно лучше купить более доступную модель Ryzen 5 2600 (3,4/3,9 ГГц). Но, опять же, для разгона нужен хороший кулер, потому на возможность таким способом сэкономить особо рассчитывать не стоит.

Дополнительная RGB-подсветка стала практически обязательным атрибутом любого элемента игровой системы. Наша сборка в очередной раз это подтверждает. Чтобы упорядочить разноцветные огоньки в данном случае используется фирменное приложение MSI Mystic Light.

RGB-светодиодами сдобрена материнская плата. Элементы выстроены у правой кромки в области основного разъема питания. Кроме того MSI B450 TOMAHAWK также имеет два разъема для дополнительных RGB-лент (5050, 12 В).

Подсветку также имеет видеокарта, хотя здесь производитель ограничился лишь логотипом на верхней кромке, который, впрочем хорошо заметен через прозрачную боковую панель.

Модули памяти HyperX Predator RGB получили эффектную иллюминацию. Набор диодов скрыт за декоративными световодом на верхнем торце.

Очень много внимания уделено подсветке клавиатуры MSI Vigor GK80, у которой каждая клавиша оснащена переключателем с RGB-светодиодом. Разработчики постарались разнообразить режимы иллюминации, здесь они действительно необычны.

Как мы помним, на задней панели монитора также есть подсвечивающийся сегмент. Сидящему за столом игроку, он фактически не виден, разве что монитор будет размещен рядом со стеной от которой будет отражаться подсветка.

Наверняка пригодится дополнительный выдвижной кронштейн для фиксации гарнитуры.

Настраиваемую RGB-подсветку также имеет жидкостная система охлаждения Cooler Master MasterLiquid ML240R RGB. Данная СВО в принципе также может синхронизироваться с устройствами, поддерживающими Mystic Light, но для управления необходима материнская плата с разъемом для адрессуемых RGB-элементов.

Для настройки подсветки мыши используется приложение HyperX NGenuity. Здесь же можно откорректировать чувствительность сенсора и подготовить макросы.

Как видим, возможностей для настройки дополнительной подсветки масса. Конфигурации можно придумывать самые разнообразные. Если огоньков внутри системного блока покажется недостаточно и душа потребует еще больше RGB, всегда есть возможность добавить светодиодные ленты. Это совсем недорого, и, как видим, эффективно.

В режиме покоя энергопотребление системы составляло порядка 55–60 Вт. Под серьезной игровой нагрузкой потребление системного блока колебалось в пределах 320–350 Вт. Для ПК подобной конфигурации можно было бы обойтись БП меньшей мощности. Хотя система потребляет почти половину заявленной мощности используемого блока, а значит он работает с максимальным КПД. В рамках своей спецификации, конечно (80 PLUS Bronze – до 85%).

Производительность

Убедившись, что с охлаждением ПК все хорошо, с питанием порядок, а RGB-подсветки хватит всем и каждому, пора оценить производительность платформы.

В популярном тесте Cinebench R15 процессор Ryzen 5 2600X набирает 1359 баллов. Это почти уровень топового 6-ядерного Intel Core i7-8700K, хотя очень уж обольщаться не стоит. Многопоточные задачи – сильная сторона чипов AMD, лучшие качества им удается проявить при эффективной загрузке всех вычислительных блоков. В однопоточном режиме CPU набирает 173 балла. Это хороший показатель для процессоров данного класса, но все же не рекордный.

Возможностей ПК с избытком хватит для типичных офисных задач и 5723 балла в комплексном тесте PCMark 10 лишнее тому подтверждение. Конечно, мы собирали систему вовсе не работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами, потому двигаемся дальше.

После сборки системы нам интересно было оценить работу технологии AMD StoreMI, которую могут использовать все владельцы настольных систем с материнскими платами на чипсетах серии AMD 400 и AMD X399. Производитель предлагает использовать гибридную связку накопителей SSD и HDD, условно сохранив преимущества устройств обоих типов.

Операционную систему мы изначально установили на твердотельный накопитель объемом 240 ГБ, жесткий диск на 2 ТБ также был подключен. Для экспериментов с гибридной конфигурацией необходимо скачать с сайта AMD утилиту AMD StoreMI. Для такой простой конфигурации накопителей настройка не вызывает проблем.

Достаточно в приложении выбрать, какие устройства необходимо объединить в один загрузочный накопитель (Bootable TierDrive). Кроме того можно использовать 2 ГБ оперативной памяти для дополнительного скоростного буфера. Именно такой вариант мы попробовали. После непродолжительной подготовительной процедуры, оба накопителя были объединены в один раздел общим объемом 2082 ГБ.

Согласно специальному алгоритму, наиболее часто востребованные данные будут автоматически перемещаться на быстрый накопитель. Это ускорит запуск ОС, популярных приложений и игр. В то же время нужно понимать, что гибридная связка предполагает обращение и к относительно медленному жесткому диску, более того – основная часть данных все же будет размещаться именно на емком HDD. Удобство StoreMI в том, что вам не нужно думать о том, на каком физическом накопителе – SSD или HDD – хранятся нужные данные. Механизм будет автоматически перемещать их в зависимости от ваших приоритетов.

Показатели созданного накопителя в тестовых утилитах впечатляют, но такие результаты – следствие использования 2 ГБ кеш-буфера в оперативной памяти. Хотя и в этом случае нет-нет, да и проявятся характерные особенности жестких дисков. Обратите внимание на время доступа в 14,4 мс на операциях чтения в утилите AS SSD.

Феноменальные значения можно «приземлить», например, увеличив объем тестовых данных с 1 ГБ до 3 ГБ. В этом случае кеш-буфер из оперативной памяти уже не выручает и системе приходится читать данные из менее скоростных SSD/HDD.

Для AMD StoreMI могут использоваться SSD с интерфейсом SATA или PCI-E, в то же время объем накопителя не должен превышать 256 ГБ. Если устройство большей емкости, понадобится предварительно создать отдельный раздел объемом до 256 ГБ под нужды StoreMI, а оставшаяся часть накопителя будет использоваться в обычном режиме.

Стоит отметить, что при использовании StoreMI данные на HDD и SSD не дублируются, а перемещаются с одного накопителя на другой, в зависимости от интенсивности их использования. Если понадобится разделить накопители из связки, придется предварительно ее «размонтировать». Это потребует некоторого времени, чтобы данные с SSD сохранились на жестком диске.

Вариант с гибридной связкой накопителей AMD StoreMI в первую очередь может быть интересен владельцам систем в жесткими дисками, которые не готовы отказываться от больших объемов HDD, не хотят тратить значительные суммы на покупку емких SSD, но в то же время не прочь использовать преимущества флеш-накопителей.

Конечно, если есть возможность, лучше использовать SSD больших объемов. Устройства начального уровня на 1 ТБ уже стоят дешевле $200. Если таких покупок в планах нет, гибридная конфигурация StoreMI – вполне вариант, особенно учитывая, что такая функциональность ничего не будет стоить владельцам плат на AMD 400.

Как мы уже отмечали, для платформы использовался двухканальный комплект оперативной памяти HyperX Predator RGB DDR4-2933. После применения заготовленного профиля, конфигурация основных таймингов приняла вид 16-17-17-39-1Т при напряжении питания 1,35 В.

Быстрая оперативная память для игровой системы в принципе приветствуется, а для платформы AMD с чипами Ryzen скоростные модули DDR4 могут обеспечить весомую прибавку производительности. Для ПК среднего класса рекомендуем смотреть в сторону DDR4-3200+. В нашем случае комплект DDR4-2933 удалось перевести в режим DDR4-3200 банальным переключением соответствующего параметра в BIOS. Больше не понадобилось никаких дополнительных настроек.

В этом случае скорости чтения/записи/копирования двухкнального комплекта увеличилась на 7–12%, подтянувшись ближе к 50 ГБ/c, а латентность работы с памятью снизилась. Хорошо бы и дальше продолжать, но стоит учитывать, что для DDR4-3400/3466 подойдут уже не все комплекты, а еще более скоростные режимы на Socket AM4 уже редкая удача.

В завершение синтетических выкладок приведем результаты системы в популярном тесте 3DMark. Собственно не удивительно, что показатели на этапах Fire Strike и Time Spy соответствуют таковым для платформ с ускоренными Radeon RX 580. Что же, теперь к самому интересному.

Игры

Kingdom Comes: Deliverance

Непростой была жизнь в средневековье. Чтобы натуральнее передать все тяготы и лишения обитателей европейской глубинки тех времен, разработчики Kingdom Comes: Deliverance использовали для своего проекта весьма тяжелый движок. Собранная платформа обеспечивает комфортные 60–80 кадров/c в режиме с высоким качеством графики. Загрузка процессора – на уровне 40%. GPU занят на все 100%, расходуя порядка 3 ГБ видеопамяти.

Использовать пресет «Ультра» в данном случае нет смысла. Даже при разрешении Full HD количество fps в насыщенных сценах может снижаться до 35–40 кадров/c. Разработчики честно предупреждают, что этот режим требует видеокарт следующего «поколения», очевидно рассчитывая на долгую актуальность своего проекта. Сейчас более 60 кадров/c могут обеспечить только топовые адаптеры, а для устройств среднего класса приходится использовать режимы попроще. Впрочем, игра даже при средних настройках качества выглядит самобытно, а с подобным пресетом Radeon RX 580 стабильно выдает более 70 кадров/c.

Strange Brigade

Исследовать египетские таинства в Strange Brigade одно удовольствие. В режиме DX12 при максимальном качестве картинки количество кадров/c зачастую колеблется в пределах 70–90. Ровный фреймтайм и FreeSync обеспечивают очень плавную комфортную картинку.

Согласно встроенному бенчмарку, имеем средние 82 кадра/c, с минимальным значением 63 кадра/c. Процессор в этой игре отдыхает. Общая нагрузка изредка превышает 25%. GPU загружен на полную, причем даже в Full HD игра без зазрения совести расходовала более 5 ГБ памяти видеокарты. Это к вопросу о том, может ли понадобится для игр с разрешением 1920×1080 более 4 ГБ.

Far Cry 5

В Far Cry 5 лучше играть, используя пресет с высоким качеством графики. В этом случае имеем порядка 60–90 кадров/c. Общая загрузка процессора на уровне 40–50%. Остается еще достаточно ресурсов на случай, если вы захотите организовать трансляцию или дополнительно нагрузить чип записью видео. Согласно встроенному тесту производительности в этом режиме имеем в среднем порядка 77 кадров/c при минимальных 68. Видеокарта конечно занята на 100% и расходует в процессе порядка 4 ГБ локальной памяти.

Ryzen 5 2600X и Radeon RX 580 позволяют использовать пресет с максимальным качеством графики. Встроенный бенчмарк обещает 71/63 кадра/c, но в процессе игры периодически возникают ситуации, когда производительность снижается до 55–60 кадров/c. Нагрузка на процессор остается примерно на том же уровне. Видеокарта трудится на полную, используя 4,5 ГБ памяти. При средних настройках качества счетчик fps уверенно переваливает за 100 кадров/c. В реальной игре возможны снижения до 75–80 кадров/c.

Shadow of the Tomb Raider

Помогать Ларе выпутываться из авантюрных историй становится все сложнее с точки зрения ресурсоемкости процесса. Для комфортного прохождения очередной части Shadow of the Tomb Raider понадобится достаточно серьезная система.

Cудя по результатам внутреннего теста, собранная платформа в режиме с высоким качеством графики обеспечивала в среднем 65 кадров/c при минимальных 50 кадров/c. В режиме с максимальным качеством производительность снижается до 57/43 кадра/c. В целом – вполне играбельно. Как оказалось, в Shadow of the Tomb Raider нет необходимости снижать настройки, потому как прирост производительности минимален. Например, при средних настройках среднее значение повышается лишь до 67 кадров/c, а вот качество картинки заметно ухудшается.

World of Tanks enCore

С началом использования в игре WoT графического движка Core вопросы с недостатком производительности как-то отпали сами собой. При желании в игре можно получить приемлемое количество кадров/c, используя даже интегрированную графику. Конечно в этом случае придется поиграться с настройками. Видеокарты уровня Radeon RX 580 обеспечивают отличную производительность при максимально доступном качестве графики.

Согласно тесту WoT enCore Benchmark, рассматриваемая платформа в режиме Ultra при разрешении Full HD обеспечивала в среднем 94 кадра/c при минимальных 69 кадрах/c. В таком режиме игре требовалось порядка 3500 МБ памяти видеокарты. Что же касается нагрузки на процессор, то даже после обновления движка «танчики» так и не научились использовать ресурсы многоядерных CPU. Ryzen 5 2600X в этом случае напрягался не более, чем на четверть.

В предложенном тесте не предусмотрен пресет с высоким качеством, а вот при средних настройках fps просто зашкаливал. Среднее значение почти 250 кадров/c с просадками до 162 кадров/c. Однако визуально картинка значительно теряет, потому скручивать настройки нет никакого смысла.

Assassin’s Creed Origins

Чтобы получить удовольствие от Assassin’s Creed Origins, нужна весьма производительная платформа. Игра очень ресурсоемкая и на высокие fps, даже при разрешении 1920×1080, можно рассчитывать только с топовыми видеокартами.

Платформам с дискретной графикой среднего класса обеспечивает стабильные 45–60 кадров/c при высоком качестве графики. Причем в данном случае использование режима со средними настройками не приносит значительного ускорения, разве что снижает вероятность просадок. Неприятная особенность некоторых мультиплатформенных проектов. Требования к объему видеопамяти очень умеренные, с пресетом «Высокое качество» использовалось порядка 3 ГБ. Игра ценит наличие многоядерного процессора, но здесь ограничителем была видеокарта, потому CPU напрягался не более, чем на 60–70%.

Использование режима с максимально высоким качеством хотя и незначительно сказывается на производительности, но общее количество кадров/c находится на том уровне, когда пара-тройка fps уже сказываются на плавности геймплея. Здесь уже нужно самому пробовать и определяться с режимом, возможно отдельно покрутив некоторые настройки графики.

Отправляясь в греческое турне в рамках новой части Assassin’s Creed Odyssey, нужно быть готовым к похожей ситуации с производительностью.

Battlefield 1

Шутер, переносящий нас во времена Первой мировой войны до недавнего времени оставался наиболее масштабным сетевым проектом с огромными картами и массовкой из 64 игроков. EA DICE неплохо поработали над оптимизацией, но для комфортной сетевой игры в Battlefield 1 нужен мощный ПК.

Связки Ryzen 5 2600X и Radeon RX 580 8 ГБ оказывается достаточно, чтобы в среднем получать 80–90 кадров/c на больших сетевых картах при максимальном качестве картинки. Падения до 60–65 кадров/c можно считать вполне приемлемыми. В режиме Full HD игра требовала для хранения текстур порядка 3500 МБ памяти видеокарты. С высоким качеством средний fps превышает 100 кадров/c, а при среднем можно смело тестировать максимальные рубежи частоты обновления используемого экрана (144 Гц). Отдельно отметим настоящее удовольствие от плавности картинки с активированной функцией динамической синхронизации AMD FreeSync. Это чувствуется во всех играх, но в динамичных шутерах ощущается особо остро.

Battlefield 1 умеет использовать ресурсы многопоточных процессоров, в нашем случае CPU во время сетевых замесов был нагружен на 50–60%. То есть ресурсов чипа еще более, чем достаточно для трансляции геймплея на стриминговых сервисах.

Battlefield V

Очередная часть военной саги от EA DICE переносит нас на поля сражения Второй мировой войны. Battlefield V стала еще более масштабной и разнообразной в плане геймплея. Для игры используется доработанный движок Frostbite 3, причем разработчики явно улучшили поддержку многоядерных процессоров. Еще до релиза представители компании сообщали, что лучшим выбором для Battlefield V будут чипы, способные одновременно обрабатывать до 12 потоков данных, потому особо интересно было проверить, как с новой игрой будет справляться Ryzen 5 2600X.

Cудя по результатам, здесь 6-ядерник AMD тоже не подкачал. Во время активных баталий на некоторых картах загрузка процессора могла увеличиваться до 85%, причем обратим внимание на равномерную занятость всех доступных потоков. Что же в общем касается производительности, то среднее значения fps, на 10–15 кадров/c ниже, чем в Battlefield 1. В нашем случае в режиме «Ультра» количество кадров зачастую колебалось на уровне 70–80 кадров/c, но показатели очень зависят от используемой карты и насыщенности сцены. В ультра-режиме при Full HD игра расходовала 4500–4800 МБ памяти видеокарты.

Если захочется еще больше динамики, можно использовать пресеты с более низким качеством графики. Здесь есть очень хорошее ускорение, причем качество картинки остается на вполне приличном уровне. Да и в сетевом режиме – основном для серии Battlefield – часто некогда рассматривать окружающие красоты.

Трансляция

Для стриминга динамичных игр с высоким качеством картинки через популярные сервисы Youtube/Twitch нужна достаточно производительная система. У владельца ПК на базе Ryzen 5 и Radeon RX 580 есть несколько возможностей захвата и кодирования видеопотока.

Один из вариантов — использовать штатные средства драйвера видеокарты, в частности механизм Radeon ReLive. Активировав соответствующую функцию в настройках Adrenalin Software, становятся доступны настройки параметров для записи и трансляции видеопотока. Здесь можно выбрать разрешение, кодек, битрейт, добавить на общий экран окно с трансляцией вебкамеры.

Заслуженной популярностью у стримеров пользуется приложение OBS Studio, позволяющее очень тонко настроить все параметры трансляции. Задачу захвата и кодирования видеопотока можно переложить на плечи видеокарты или процессора.

Полагаясь на GPU, необходимо в параметрах «Кодировщик» выбирать H264/AVC Encoder (AMD Advanced Media Framework). Однако видеокарта зачастую загружена по максимуму, да и качество картинки часто несколько ниже, чем при использовании алгоритмов компрессии видео силами процессора.

Рассчитывая на ресурсы CPU, в настройках необходимо выбирать кодировщик x264. Для трансляции 1080@60 понадобится установить битрейт на уровне 6000–9000. Важный параметр – «Предустановка использования ЦП». От настроек этой опции зависит приоритет и ресурсоемкость процесса. Логика простая, выше качество передаваемой картинки – больше нагрузка на CPU. Здесь можно легко «ушатать» любой процессор, потому нужно экспериментальным путем подобрать настройки при которых не будет страдать производительность в играх и в то же время обеспечиваться максимально качественная картинка трансляции. Ryzen 5 2600X в целом очень неплох для стрима, у 12-поточного CPU немалый запас вычислительных ресурсов для подобных задач.

Итоги

Результаты тестов подтверждают теоретические выкладки о том, что платформа на базе процессора Ryzen 5 2600X и видеокарты Radeon RX 580 8 ГБ сейчас является очень привлекательным выбором для любителей поиграть и поделиться своими успехами на стримах. Такая связка дает комфортную производительность в режиме Full HD с высокими, а часто и максимальными настройками качества графики. Видеокарты семейства Radeon RX 580 предлагают отличное соотношение цена/производительность, а 6-ядерные Ryzen 5 имеют разумные ценники для своих возможностей. Несложно подобрать и функциональную материнскую плату на чипсете AMD B450 за адекватные деньги. Это оптимальный комплект для рациональных любителей поиграть, выбирающих платформу не на все деньги.

Материал подготовлен при поддержке компании MSI, ua.msi.com

Disqus Comments Loading...