Рубрики Статьи

Лучшие игры по «Властелину колец» и кому принадлежат права на игровое Средиземье

Опубликовал
Артем Лисайчук

Мир созданный Дж. Р. Р. Толкином один из самых богатых, исследованных и сложных миров когда-либо придуманных человеком. Потягаться с необъятностью Арды, так называется мир созданный профессором, могут разве что головокружительные кульбиты медийных гигантов за право создать собственный продукт, основываясь на творчестве Толкина.

К выходу сериала от Amazon «Властелин колец: Кольца власти», на который уже потратили около $500 млн, мы решили вспомнить несколько хороших видеоигр по «Властелину Колец», увидевших свет за последние 40 лет.

Но сначала стоит разобраться, кто из издателей имел или имеет право делать игры по литературе, кто по фильмам, а кто вообще не может использовать чужую интеллектуальную собственность, зато может создать что-то свое, новое и прекрасное.

ТЕБЕ МОЖНО, А ТЕБЕ НЕЛЬЗЯ

Первые игры производились по классической схеме лицензирования. В 1980 году молодая австралийская студия Beam Software выкупила права на разработку игры по Хоббиту. Уже через два года, в 1982 году, свет увидела The Hobbit для ZX Spectrum. Начало долгого путешествия положено. Что интересно, игра продавалась в комплекте с книгой о приключениях Бильбо Торбинса, а общий тираж составил более 1 млн экземпляров, что даже для современных среднебюджетных игр очень хороший результат, не говоря уже о 1982 году. В общем, за следующие 10 лет было выпущено восемь игр по Властелине Колец, к шести так или иначе была причастна Beam Software, еще две сделали Interplay, уже тогда авторы Wasteland. Также вышли две игры-пародии на Хоббита и Властелина Колец.

Курс UX/UI дизайнер сайтів і застосунків з Alice K.
Курс від практикуючої UI/UX дизайнерки, після якого ви знатимете все про UI/UX дизайн .
Реєстрація на курс

The Hobbit (1982). Первая игра по Толкину была текстовым квестом/стратегией

При переходе игровой индустрии в 3D, приключения в Средиземье стали на паузу и вернулись через 10 лет (интересно, почему!?), в 2002 году с выходом The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, адаптации именно первой книги Толкина. С этого момента начинается самое интересное.

Что бы вы ни бродили в двух соснах, сначала стоит разобраться кому вообще принадлежат права на произведения Дж. Р. Р. Толкина. Существуют две крупные организации, которые распоряжаются правами на Средиземье. Tolkien Estate владеет правами на все наследие писателя, управляет фондом семья Толкинов. Но вот права на экранизации, театрализации, игрушки, мерч, отдельные имена и названия, события и даже отдельные высказывания персонажей из Хоббита и Властелина Колец еще в 1968 году сам Толкин продал организации United Artists, которой, в свою очередь, завладел Сол Зентс (Saul Zaentz) в 1976 году и создал Tolkien Enterprises (сейчас называется Middle-earth Enterprises). И именно Сол начал продавать лицензию (не права) на производство фильмов и игр по Хоббиту и Властелину Колец. И именно это подразделение несколько дней назад выкупило Embracer Group у The Saul Zaentz Company.

Джон Рональд Руэл Толкин

Возвращаемся к нашим играм. The Fellowship of the Ring была издана Vivendi Games, которая купила права на литературные источники у Tolkien Enterprises. Игра вышла 24 сентября 2002 года и была достаточно посредственной, к тому же разработчики не имели права использовать материалы из фильмов. Vivendi выпустили RTS War of the Ring и приключенческую игру The Hobbit, обе вышли в 2003 году и не отличались хорошим качеством.

В то же время Electronic Arts покупает права на производство игр по фильмам Питера Джексона. И 21 октября 2002 года, менее чем через месяц после выхода The Fellowship of the Ring от Vivendi, ЕА выпускает The Lord of the Rings: The Two Towers. Игра переносит на мониторы первые две части трилогии Джексона и дословно следовала сценарию фильмов. Использовать материалы из книг они не имели права. Уже через год, в 2003 году, выходит игра по заключительной части Властелина Колец — The Return of the King. В отличие от игр Vivendi, дилогия от EA пользовалась успехом как у прессы, так и игроков. В 2005 году ЕА докупила права у Tolkien Enterprises, таким образом родилась The Battle for Middle-earth II, которая рассказывала собственную историю, события которой происходили параллельно Войне на Севере. В общей сложности ЕА издала семь больших игр и столько же для мобильных платформ. Последней большой игрой стала не очень удачная The Lord of the Rings: Conquest 2009 года. После чего права вернулись в New Line Cinema, дочернюю компанию Warner Bros.

Пока Electronic Arts выпускала свои сюжетные игры американская студия Turbine Inc. договорилась с Tolkien Enterprises на разработку ММО по Властелину Колец. The Lord of the Rings Online вышла в 2007 году и игра до сих пор получает обновление. Как и с другими играми по Средиземью, LotRO тоже попала в правовую турбулентность. В 2010 году Turbine Inc. была выкуплена WB и позже переименована в WB Games Boston. В 2016 году издательство игры перешло к Daybreak Game Company (бывшая Sony Online Entertainment), а разработка к Standing Stone Games, которая в основном состоит из бывшего состава Turbine Inc. Но права на ММО все равно остаются за WB.

Начиная с 2010 года и по настоящее время все игры по Властелину Колец выходили от студий Warner Bros. Interactive Entertainment. Однако в 2019 году немецкая студия и издатель Daedalic Entertainment объявили о разработке The Lord of the Rings: Gollum, которую они разрабатывают по договоренности с Middle-earth Enterprises (Tolkien Enterprises). Игра охватит историю Голума после того, как он получил Кольцо Власти и до событий во Властелине Колец.

А совсем недавно, 15 августа, Private Division объявили о сотрудничестве с Wētā Workshop и разработке игры по Средиземью. Договоренность также была достигнута с Middle-earth Enterprises.

Внимательный читатель заметит, что во всех видах лицензирования так или иначе фигурирует только Middle-earth Enterprises. Все дело в том, что сын Толкина, Кристофер Толкин был большим противником и даже хейтером всех медийных продуктов, основанных на творческом наследии отца. Поэтому Tolkien Estate, владеющая литературными правами на Средиземье, никому не лицензирует права на кино, игры и т.д. Вернее, не лицензировала, после того как Кристофер покинул пост главы Tolkien Estate в 2017 году, политика компании несколько изменилась и в том же 2017 году Amazon объявили о договоренности с потомками Толкина об экранизации романов писателя. Договоренность обошлась компании Джеффа Безоса в $250 млн. Кроме Amazon и Tolkien Estate, участие в создании сериала принимает также New Line Cinema, а это значит, что теоретически авторы сериала могут использовать материалы фильмов Питера Джексона.

Кристофер Руэл Толкин

А ЧТО С ИГРАМИ?

Утолить жажду между выходами серий Колец Власти, или наоборот, утопить отчаяние от потенциального провала сериала помогут игры.

За последние 10 лет игр во вселенной Средиземья вышло всего несколько и все они заслуживают вашего внимания. В первую очередь это дилогия Middle-earth: Shadow of Mordor и Shadow of War. История не являющаяся каноном рассказывает о гондорском рейнджере Талионе, в тело которого вселился дух эльфа Келебримбора, создателя тех самых Колец Власти. В первую очередь серия запомнилась системой искусственного интеллекта Nemesis. Система запоминает взаимодействия героя с противником. К примеру, после поражения Талион просто вернется на точку возрождения, а вот противник становится сильнее и при следующей встрече может даже пошутить на тему, что уже однажды победил нас и повторно убьет без особых проблем.

Еще из более или менее современных можно упомянуть пару Lego The Lord of the Rings и Lego The Hobbit. Игры пересказывают обе трилогии Питера Джексона в присущей Лего-играм манере, с юмором и детской наивностью. Также можно попробовать The Lord of the Rings Online, которая жива и с 2010 года распространяется по модели F2P. Многими изданиями LotRO признана одной из самых недооцененных игроками ММО.

На волне популярности карточных игр на малые экраны в 2019 году перенесли карточную игру The Lord of the Rings: Adventure Card Game — Definitive Edition, в 2020 году игру портировали и на консоли. Игра хоть и не прямо адаптирует настольную версию, но предлагает полноценный сюжет, отдельные квесты и отдельный режим Приключений. Игра не имеет PvP режима, но позволяет проходить кампании в кооперативе с другими игроками онлайн. Игра получила положительные отзывы прессы.

Современных игроизаций Толкина действительно немного, но всегда можно вернуться к классике.

Дилогия Battle for Middle-earth обязательна к ознакомлению. Первая часть пересказывает события фильмов Питера Джексона и даже позволяет поиграть за Темную сторону. Сиквел изменил подход к некоторым элементам игры, например, строительству базы, и рассказывает историю параллельной Войне за Кольцо.

Также следует попробовать The Two Towers и Return of the King от той же ЕА. Игры по современным меркам уже устарели, но если фильм вы уже посмотрели, а вернуться в Средиземье хочется до сих пор, то почему бы не попробовать прямые игровые адаптации фильмов.

Еще относительно неплохими являются RPG The Third Age и War in the North. Первая снова пересказывает фильмы Питера Джексона со знакомыми героями, а вторая повествует о других событиях того же периода с новыми персонажами.

К сожалению, легально перечисленные игры уже не найти.

Каким бы ни получился сериал от Amazon, никто не отберет у нас отличные игры, которыми мы наслаждались в детстве и продолжаем играть сейчас.

СЛОВАРЬ ПРАВ НА МЕДИЙНЫЕ ПРОДУКТЫ ПАНА ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА

Tolkien Estate – владеет правами на все литературные произведения Толкина. Управляется потомками писателя.

Middle-earth Enterprises (старое название Tolkien Enterprises) — владеет правами на экранизации, театрализации, игрушки, мерч, имена и названия, события и даже отдельные изречения персонажей из Гобита и Властелина Колец. Недавно принадлежит Embracer Group.

Warner Bros. — владеет правами на фильмы Питера Джексона и игры, основанные на этих фильмах.

Disqus Comments Loading...