Если лет пять назад руководители предприятий просто жаловались на недостаток кадрового резерва, потом – на неукомплектованность штата, то сегодня они уже открыто говорят о кадровом голоде. Недостаток специалистов стал привычной повседневностью – по признанию ряда руководителей крупных IT-департаментов, нехватка персонала у них составляет от 30 до 50% штата. В качестве основного источника наполнения этого «провала» и основной массы сотрудников начального уровня (entry level) сейчас рассматривают студентов. Именно этой теме посвящена статья. В ней автор попытался дать ответы на следующие вопросы: можно ли вообще эффективно работать со студентами, как именно это делать и каковы наиболее часто встречающиеся ошибки.
Лично мне эта проблема близка – довольно продолжительное время я ее наблюдаю как бы с двух сторон. Во-первых, я сталкиваюсь со студентами как руководитель компании «Виадук-Телеком», которая специализируется на разработке прикладного программного обеспечения на платформах IBM и Microsoft. Во-вторых, как преподаватель двух вузов я читаю лекции в НТУУ «КПИ» и Университете «Украина». Таким образом, у меня есть возможность наблюдать студентов в двух разных «средах обитания», причем их поведение во время работы и в процессе учебы сильно отличается.
Содержание
Естественно, что разработка ПО неразрывно связана с основной, на мой взгляд, проблемой развития современного украинского IT-рынка – кадровой. Ушли в прошлое времена, когда сотрудников беспокоило состояние выполняемых ими проектов при уходе из компании. Две недели работы после объявления о желании уволится уже давно рассматриваются как обязательный (хотя и совершенно бесполезный, но все-таки дружелюбный) жест сотрудника по отношению к руководству.
В условиях постоянной ротации очень хорошим выходом, на первый взгляд, кажется привлечение студентов на начальные позиции в компании. Видится красивая перспектива, в которой они постепенно набираются опыта и вместе с тем увеличивают свои доходы. Таким образом, за счет их профессионального роста заполняются ниши сотрудников более высоких позиций, покидающих компанию. Но так ли это на самом деле?
Начнем рассмотрение «студенческого вопроса» с прописных истин. Первая: студенты – будущие специалисты. Вторая: для того чтобы стать специалистами, необходимо где-то приобрести практический опыт. Но готова ли именно ваша компания превратиться в испытательный полигон, опытную студенческую лабораторию? Кроме того, учащимся нужен, скажем помягче, гибкий график работы. Причем они могут отсутствовать в самый неподходящий для работы момент. Более того, их потребность в свободном времени не всегда можно предугадать. Например, меня всегда удивляло желание студентов отдыхать все лето, пренебрегая возможностью поработать полный день и таким образом поднять свой профессиональный уровень.
Надо сказать, что современное поколение мне вообще сложно понять, их мотивации во многом остаются для меня загадкой, я изучаю их только с помощью экспериментов. Наверное, это непонимание естественно, мое становление как специалиста пришлось на период развала СССР и первые годы независимости Украины. В эти сложные времена все ценности, связанные с интеллектом, утратили свое значение, зарабатывать головой на кусок хлеба считалось немодным.
Нынешнее поколение молодых специалистов находится в условиях постоянного увеличения зарплат и нехватки кадров на предприятиях. Возможно, именно эти факторы обусловливают их довольно циничное и потребительское отношение к работе (а может, и к жизни в целом). Неоднократно приходится слышать, как молодежь подсчитывает необходимый ей доход, просто суммируя потребности. Например, сидят два молодых человека, пьют пиво и разговаривают:
– Да, меньше чем на $1000 сейчас никак не прожить…
– Да, хотя бы $1000–$1200, меньше совсем никак…
Второй интересный пример из академической жизни:
– Максим Юрьевич, что можно такого выучить, чтобы через месяц-два зарабатывать 2500 евро ежемесячно?
Сразу вспоминаются мои бессонные ночи, проведенные за изучением документации и литературы, студенческие времена, когда кроме института я работал в нескольких местах и везде пытался успеть. Я помню запойное изучение языков программирования, штудирование статей по теории вероятности на английском языке, ночные набивания текстов книг на «шабашке». Но не могу припомнить, чтобы при этом я думал о том, как бы сразу заработать много денег или как бы так устроиться, чтобы получать побольше, а делать поменьше.
Андрей Агеев
Николай Шкуропацкий
Андрей Малышко
Виктор Морайко
Петриченко Вадим
Справедливости ради надо отметить, что у современных студентов есть и немало положительных качеств. Во-первых – они наше будущее. Нравятся они нам или нет, но рано или поздно это поколение займет наше место.
Во-вторых, студентам в основной массе свойственна быстрая обучаемость. Они еще не отвыкли учиться, как многие люди среднего возраста, поэтому проще и быстрее осваивают новый материал. Это очень ценно, когда необходимо в сжатые сроки провести исследования технической возможности реализации того или иного решения.
В-третьих, студенты имеют достаточно длинные каникулы. Это означает, что примерно три месяца в году они могут быть заняты полный рабочий день. При современной текучести кадров это не так уж мало. Кроме того, если брать кандидата на работу в начале лета (если он, конечно, этого хочет), то за три месяца вполне можно оценить его уровень как специалиста и принять решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества.
В-четвертых, студенты, по сравнению с более старшими работниками, мобильнее и легче на подъем. Это можно эффективно использовать в тех случаях, когда решаемые задачи связаны с территориальной распределенностью и производственной необходимостью работать «на выезде». Студенты намного лучше, чем старшее поколение, приспособлены к современным коммуникационным технологиям, им проще адаптироваться к удаленной работе в виртуальных командах.
Ну и наконец, в-пятых, студенты не обременены большим опытом работы. Это, с одной стороны, плохо, но, с другой – отсутствующий опыт позволяет им принимать нетрадиционные решения, которые, по моему мнению, часто оказываются близкими к оптимальным. Таким образом, студентов хорошо использовать для выполнения тех задач, где нужен свежий и инновационный подход. Как показывает практика, не стоит ожидать от молодого поколения долгого и кропотливого труда по доведению продукта, но рывок, прорыв им свойственны, и получается у них это естественно и эффективно.
Игорь Завгородний,
начальник департамента технического и программного
обеспечения банка «Кредитпромбанк»
Николай Булава,
директор по развитию бизнеса ООО «Компания ПроФИКС»,
директор ООО «ИНТЕГРОС»
Александр Васильев,
начальник отдела по работе с персоналом
компании Everest
Хотелось бы поделиться некоторым опытом в данной области. Надеюсь, что это кому-то поможет сэкономить свое время и ресурсы. Прежде всего, система наставничества на предприятии. За каждым студентом должен быть закреплен профессионал, имеющий возможность и желание заниматься воспитанием будущего специалиста. Именно этот человек может аргументированно формировать мнение о целесообразности дальнейшего развития отношений с ним.
Кроме того, по моему мнению, эффективность труда студентов на предприятии во многом определяется тем участком, который им отводят. Для любого сотрудника важно, чтобы его рабочее место было хорошо подготовлено в организационном плане. Но особенно существенно это для студентов, которым еще сложно адаптироваться в коллективе, поэтому они часто стесняются попросить элементарной помощи.
Хотелось бы отметить и следующее: по окончании вуза работающие студенты стараются перейти на другую фирму. Скорее всего в этом есть определенный психологический момент – пока они учатся, работа воспринимается всего лишь как дополнительный заработок, а получив диплом, нужно начинать «серьезную» карьеру. Поэтому студентам последнего курса особенно важно показать перспективу роста в принявшей их компании, возможно, даже повысить в должности.
Подводя итог рассуждениям о привлечении студентов для решения актуальных производственных задач, хочу сказать следующее. Будущее поколение специалистов выросло и уже стучится в наши двери. Эффективность их адаптации на предприятии определит будущий успех или неудачу управления IT-персоналом. Для того чтобы этот процесс проходил успешно, нужно заранее подготовить фронт работ для будущих специалистов. Желательно ограничиться небольшими и измеримыми задачами, результаты которых были бы полезны для работы самой организации. Кроме того, очень важно, чтобы культура предприятия включала прозрачную перспективу карьерного роста. Именно этот факт часто является определяющим при выборе места работы студентами.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, я глубоко убежден, что именно в отечественных вузах создается основа будущей отечественной IT-индустрии. Готов принять комментарии всех, кому небезразлична проблема эффективной адаптации нового поколения инженеров и ученых в реальную жизнь современных предприятий.
e-mail автора: max@viaduk.net