Как эффективно запускать и вести новые проекты? Этапы подготовки, кейсы и советы от Favbet Tech

Опубликовал Бережна Вікторія

Егор Чучва работает на позиции Delivery Manager в Favbet Tech и является одним из ключевых специалистов, отвечающих за запуск и реализацию проектов. Он рассказывает: «Каждый новый старт в компании – как подготовка к гонке: еще до начала нужно разработать детальный план, правильно подобрать команду и четко понимать, куда двигаться».

Команда Favbet Tech разрабатывает технологическую инфраструктуру для онлайн-платформ. За годы работы здесь научились запускать проекты так, чтобы они приносили результат даже в самых сложных условиях.

В партнерском проекте Егор Чучва делится подходом компании к запуску и ведению проектов, рассказывает несколько историй из жизни компании и дает советы тем, кто хочет избежать форс-мажоров и задержек.

Подготовка: этапы и рекомендации

Все начинается с запроса от бизнес-партнера. Это может быть новая фишка для пользователей, оптимизация платформы или адаптация. Но мы не просто берем задание и бежим его выполнять.

Сначала нужно понять, какую проблему мы решаем и для кого. После получения запроса бизнес-аналитики разбирают его на молекулы. Они выясняют, какую боль или потребность пользователя должен закрыть новый функционал и как сделать так, чтобы система работала без сюрпризов.

Самое важное – продумать все сценарии использования. Если этого не сделать, на выходе можно получить продукт, который выглядит хорошо, но падает при первом же реальном тесте.

Егор Чучва

Delivery Manager

Длительность каждого из этапов подготовки к проекту зависит от его масштаба. Маленький функционал можно разобрать за неделю, а что-то более глобальное – это месяцы работы. Но подготовка – это не только анализ требований. Вот несколько ключевых этапов:

  1. Валидируем запрос с менеджментом и даем примерную T-shirt-оценку сложности.

    Метод T-shirt-оценки или T-shirt sizing позволяет примерно оценить сложность, объем работы или ресурсов, необходимых для выполнения задачи. Вместо того чтобы сразу давать детальную оценку в часах или днях, команда на раннем этапе анализа определяет сложность задачи в условных «размерах»:
    • S (Small) – маленькая, простая задача, которая быстро выполняется.
    • M (Medium) – средняя сложность, требует умеренных усилий.
    • L (Large) – большая задача, которая займет больше времени и ресурсов.
    • XL (Extra Large) – сложный или масштабный проект.

    Иногда могут использоваться и дополнительные «размеры», например, XS или XXL.

  1. Назначаем проектного менеджера и аналитика, которые будут отвечать за проект.
  2. Согласовываем требования с заказчиком.
  3. Формируем техническую команду и план разработки, а также сферы ответственности на каждом этапе.
  4. Даем финальную оценку и стартуем.

Кейс: сложности из-за перехода партнера на новую валюту

Чтобы описать, как мы готовимся к проектам и ведем их, приведу в пример запрос от партнера из Европы.

С 1 января в стране, где работает наш партнер, должна была произойти смена валюты. Как член ЕС она прощалась со своей национальной валютой и переходила на евро, а мы должны были перевести всю систему – от балансов до транзакций – на новую ровно в 00:00 по местному времени. Партнерский сайт должен был работать идеально, иначе могли возникнуть проблемы с регуляторами и пользователями.

Не было никакого переходного периода, никакой возможности провести хотя бы одну операцию в старой валюте после дедлайна. А еще был государственный регулятор, который в реальном времени проверяет каждую транзакцию и требует синхронизации со своей системой. Ошибка могла повлечь крупные штрафы, потерю доверия пользователей или даже отключение платформы.

Мы разработали четкий план перехода, который, с одной стороны, минимизировал риски для компании, с другой – был максимально комфортным для пользователя.

С чего начать работу над проектом

У нас есть отдел бизнес-аналитиков, которые вместе с заказчиком выясняют все до мелочей. Мы не просто составляем список необходимых шагов, а стараемся понять, какую именно проблему это решает.

Соответственно, метрики приходят на ум сами собой, остается сформировать план решения этой проблемы – с помощью какого-то нового функционала или оптимизации существующего кода, например.

Если это бизнес-проблема, то сравниваем соответствующие бизнес-метрики до и после реализации проекта. Эти цифры, как правило, уже есть у нас в базе данных. В зависимости от того, на что мы хотели повлиять, они могут быть разными – средний депозит, количество регистраций, количество клиентов, которые использовали новый функционал, и так далее.

В кейсе со сменой валюты была важна и метрика времени, которое нужно потратить на переход в ночь с 31 декабря на 1 января. Поэтому при подобных миграциях мы всегда проводим предварительный «прогон» в отдельной среде, чтобы максимально точно спрогнозировать, сколько времени потребуется на все процедуры. Также смотрим на стабильность платформы после такого перехода, наличие необходимых отчетов для регулятора в новой валюте и соответствует ли количество транзакций и сумм условиям.

Мы прорабатываем все сценарии. Что будет, если пользователь сделает депозит за секунду до полуночи? А если сервер регулятора «зависнет»? Мы моделируем эти потенциальные ситуации, чтобы система вела себя стабильно.

Чтобы не раздувать бэклог, команда делит требования на две категории:

  • критически необходимое – без этого релиз невозможен;
  • желательное – дополнительные удобства.

Такой подход позволяет сначала запустить базовую версию продукта, а затем дорабатывать ее в соответствии с фидбеком пользователей. Это похоже на строительство дома: сначала фундамент и стены, а потом уже декор и мебель.

В проекте с переходом на евро «критически необходимым» было перевести балансы и транзакции на евро. «Желательным» стало информационное сообщение на сайте и в мобильном приложении, которое предупреждало пользователей о технических работах и недоступности платформы.

Команда и распределение задач

Команда – это не просто набор профессионалов, а пазл, который нужно собрать. В Favbet Tech специалистов подбирают в зависимости от модулей, которых касается проект, и специфики партнера.

Егор Чучва

Delivery Manager

В случае со сменой валюты в стране мы выбрали тех, кто уже знал локальные особенности и партнера. Также понадобились специалисты по базам данных (DBA) и команда, которая занимается модулями хранения транзакций, проведением платежей и интеграцией с регулятором.

А что, если кто-то внезапно выбывает из команды? Если уходит разработчик, его обязанности распределяются между остальными. На такие случаи мы в Favbet Tech всегда готовим универсальных специалистов. Для этого стараемся формировать максимально кросс-функциональные команды и давать людям разнообразные задачи, в рамках их навыков, конечно. Такой специалист постоянно узнает что-то новое и расширяет свою экспертизу. И так больше шансов, что процесс разработки не будет зависеть от одного человека.

В целом наша компания делится на так называемые стримы. Под ними мы подразумеваем людей, которые поддерживают и разрабатывают функционал для определенного бизнес-департамента или партнера (сайта). Поэтому стараемся распределять людей между стримами так, чтобы их навыки и умения максимально покрывали задачи, возложенные на этот стрим со стороны бизнеса.

А иногда стоит идти на радикальные шаги. Для крупных проектов, которые требуют ресурсов многих команд, мы создаем «ударные группы»: берем специалистов одновременно из разных команд и синхронизируем их онлайн. Так было с оптимизацией платформы для нового партнера: вместо двух спринтов все сделали за пять дней. Дорого, но бизнес получил результат раньше.

Сколько живет проект

Продолжительность проекта зависит от его цели и внешних факторов. Небольшие доработки обычно занимают две-три недели. Средние проекты, такие как оптимизация модуля платежей, – до двух месяцев. А глобальные изменения, как в случае перехода на евро, – полтора-два месяца. Есть и долгожители: например, поддержка платформы для партнера может длиться годами, так как это предполагает постоянную оптимизацию.

Все зависит от масштаба, приоритетов бизнеса и внешних условий. В случае со сменой валюты дедлайн диктовало законодательство. А бывает, что проект затягивается из-за обратной связи от пользователей: сначала запускаем базу, потом добавляем фишки. Например, после перехода на евро мы еще месяц дорабатывали отчеты по пожеланиям партнера.

Как мы коммуницируем с заказчиком

Мы продуктовая компания, и у нас очень хорошие отношения с бизнес-заказчиками. Иногда кажется, что у нас заказчики уже как часть команды. Они без проблем могут прийти на дейли-митинг команды, чтобы послушать текущее состояние дел или донести какое-то обновление. Это помогает быстро корректировать план и делает весь процесс прозрачным.

В целом мы делаем обязательную отчетность по спринту, а также регулярно согласовываем бэклог задач, которые команда будет брать на следующий этап. Чтобы улучшить процесс разработки, проходят регулярные ретроспективы команды, куда мы также приглашаем заказчиков.

Форс-мажоры: как мы их преодолеваем

Форс-мажоры – это часть жизни. Но подготовка и планирование становятся ключом к успеху. И абсолютно нормально, если иногда на них уходит большая часть времени проекта. В случае перехода на евро подготовка была львиной долей успеха. У нас ушло три недели на планирование, но это спасло от хаоса. Вывод: ожидаемо большой проект намного лучше, чем «внезапно» большой.

Не буду оригинальным, если скажу, что для нас вызовом и толчком к изменениям стали ковид и начало полномасштабного вторжения. Как ни странно, именно «благодаря» ковиду нам удалось наладить работу команд в удаленном режиме и держать постоянную связь с людьми, что впоследствии очень помогло.

Бывает, что проект останавливается из-за внешних факторов. Чаще всего это связано с изменениями в законодательстве или конъюнктуре рынка в локации, для которой мы готовим проект, или изменениями у провайдера услуг в случае интеграций. Мы стараемся детально предусмотреть такие случаи на этапе анализа требований – чтобы количество уже потраченного ресурса на проект было как можно меньше. Но мы не можем на 100% избежать таких ситуаций. Иногда просто нужно остановить проект и сосредоточиться на чем-то актуальном.

5 советов компаниям, как реализовывать проекты без форс-мажоров и задержек

  1. Планируйте тщательно. Время на подготовку в дальнейшем экономит нервы и ресурсы. Лучше потратить неделю на анализ, чем месяц на исправления.
  2. Задавайте главный вопрос: зачем? Команда, которая знает цель, предлагает идеи и работает эффективнее.
  3. Доверяйте цифрам. Метрики – ваш компас. У нас есть дашборд, где в любой момент можно увидеть, что происходит с проектом. Задайте себе вопросы: насколько рано мы поймем, что что-то пошло не так? Есть ли у нас метрика по последним изменениям в компании или команде? Могу ли я прямо сейчас понять, что происходит с проектом, перейдя только по одной ссылке?
  4. Стройте команду.Команда – это мотивированные люди с определенным набором навыков, которые способны договориться между собой. Регулярные «один на один» помогут держать руку на пульсе и вовремя понять изменения в мотивации людей и атмосферу в команде. Это позволит не терять сотрудников в разгар проекта или принимать важные решения, предварительно подготовив проект и команду к ним.
  5. Матрица рисков – ваша страховка. Каждый проект – рискованный. Рано или поздно что-то пойет не так, но у вас уже будет план действий.
Запуск проектов всегда связан с вызовами, но с правильным подходом каждый из них становится историей успеха. В Favbet Tech мы верим в людей, планирование и адаптивность.