Як говорити з керівництвом про підвищення зарплати
Хорошая работа должна достойно оплачиваться, поэтому и понятно, что все специалисты ожидают роста вознаграждения со временем. Так как лучше просить повышения зарплаты? Как это аргументировать, а о чем лучше не вспоминать? На эти вопросы ответили HR-специалисты известных компаний и дали советы, как действовать в такой ситуации.
Сотрудники Ciklum, SKELAR, Jooble, Boosta, Brainstack_, AllCares, ITExpert и expla рассказали, как подготовиться к разговору с руководством, на чем акцентировать внимание и почему «кредиты в банке» и другие офферы — плохие аргументы.
Содержание
Для того чтобы избежать недоразумений и максимизировать шансы на успех, Татьяна советует заранее выяснить, как в компании происходит пересмотр зарплат. Важно знать, есть ли определенные циклы в течение года, и может ли руководитель учесть ожидания работника в этом процессе.
«Планируя такой разговор с менеджером, надо готовиться к аргументированному обсуждению. Апеллируйте к своим достижениям, вкладу в развитие компании и вашему профессиональному росту», — советует HR.
Также Татьяна не рекомендует прибегать к манипуляциям (например, ультиматумов), сравнивать себя с другими или придумывать истории об офферах от других работодателей.
«Это выглядит непрофессионально и вызывает негативную реакцию. Стоит понимать, что организация заинтересована в том, чтобы квалифицированные, опытные коллеги работали как можно дольше. Однако любая организация — это прежде всего бизнес со своей стратегией, процессами и бюджетами, на которых базируются все бизнес-решения, в том числе о пересмотре вознаграждений», — пояснила специалистка.
Читайте также: Главные ошибки и вопросы о планах на 5 лет. Рекрутеры дали советы по поиску работы
Анастасия рекомендует аргументировать свой запрос на повышение зарплаты в соответствии с одним из этих факторов или их комбинацией.
Специалист отмечает, что не надо основывать свой запрос только на личных причинах (например, кредит на жилье).
«Нанимая вас, компания рассчитывает получать определенную ценность за определенные финансовые инвестиции, если очень сухо. Поэтому, если ваши обстоятельства меняются, подумайте, как вы можете создавать больше пользы для бизнеса и, соответственно, получать более высокую компенсацию», — добавила Анастасия.
Она отметила, что открытый вопрос относительно ценности, которую вы еще можете создавать, может быть хорошим началом открытого разговора с менеджером и еще и помочь ему соответственно планировать бюджет на команду. Анастасия не рекомендует пытаться узнавать, какие зарплаты у коллег, и сравнивать себя с ними для повышения.
«Вы можете не знать всех факторов выбора именно такого уровня компенсации для ваших коллег, а только подавать все через свою призму без всех фактов со стороны компании Такой подход еще и покажет, что вы готовы тратить время на подобный род занятий вместо того, чтобы подумать о возможных улучшениях в своей работе», — считает специалист.
Игорь отметил, что для него диалог о зарплате — это не про «просить».
«Такая формулировка строит специфическую иерархию между специалистом и руководителем, которая давно неактуальна», — считает он.
Шихов назвал три основные стратегии для повышения зарплаты, которые круто воспринимаются менеджерами и не вызывают негатива: аргументировать свою ценность, указать на расширение функционала или спросить о таких возможностях.
Например, вы знаете о возможностях роста в Team Lead. Можно спросить, что еще вам нужно сделать для развития в этом направлении и на какое повышение зарплаты вы можете рассчитывать. Менторинг новичков может быть аргументом, почему вы будете правильным выбором, добавил HRG.
Проще всего это понять, когда в компании есть внутренние грейды (уровни) — вы знаете, что должны сделать и за какой период, чтобы ожидать повышения. Или же когда есть культура создания индивидуальных планов развития или performance review
Чего HRG не советует делать:
Читайте также: Попугай на плече и собеседование под снегопадом. Рекрутеры рассказали о необычных интервью
Если в вашей компании есть устойчивый согласованный процесс пересмотра вознаграждения — опирайтесь на это, изучайте правила и сроки ревью и готовьтесь к встречам, пояснила Екатерина.
Инициировать разговор на эту тему стоит при условии, если у у вас увеличилась нагрузка, вы взяли на себя дополнительную ответственность, результаты вашей работы выдающиеся.
Екатерина также посоветовала, как подготовиться к встрече и к кому обращаться.
Чего точно не стоит делать.
Натали посоветовала сначала исследовать рынок, ведь в большинстве случаев компании ориентируются на рыночный порядок сумм.
«Просмотрите наиболее целевые источники поиска работы, которые могут показывать данные по зарплатам. Обычно это сайты поиска работы или рекрутмент-компании. Также можно исследовать специалистов в нетворке, если они могут поделиться данными», — объяснила специалист.
Далее нужно подготовиться к разговору с руководством. Натали советует следовать такой структуре:
Тен советует быть готовыми к открытому диалогу и аргументации со стороны руководства. А вот от чего лучше воздержаться:
Также учтите, что поднятие зарплаты — это не всегда быстрый процесс, поэтому договаривайтесь о комфортных сроках и согласовывайте все этапы процесса и ваши ожидания.
Читайте также: Спам и слишком большие ожидания. Рекрутер рассказала об ошибках начинающих во время поиска работы
Ирина дала такие советы, как лучше говорить о повышении зарплаты.
Чего лучше избегать:
Первый и главный совет от Алины — просить повышение надо заблаговременно.
«Худший кейс — когда вы не проявили инициативу раньше, а теперь уже не можете больше ждать и готовы увольняться. Стоит понимать, что существуют менеджеры, которые не инициируют рейзы на своей стороне, а ждут, когда сотрудник самостоятельно поднимет этот вопрос», — добавила она.
Алина объяснила, что это стоит делать заранее, потому что в каждой компании существуют свои уникальные процессы. Поэтому если вы не подчиняетесь непосредственно СЕО бизнеса, который может принимать решение о повышении самостоятельно, то согласование рейза может занять определенное время или же есть необходимость заложить это в бюджет на следующий месяц, квартал и так далее.
Также часто бывает, что для повышения выдвигают определенные условия (что-то выполнить, как-то себя проявить), поэтому стоит закладывать время и на это, обратила внимание Алина. Она отметила, что пожелания по зарплате стоит озвучить на одной из регулярных 1-1 встреч с тимлидом.
«Можно заблаговременно предупредить менеджера, что на звонке хотели бы обсудить вопрос вознаграждения. Так он будет иметь возможность подготовиться к этому разговору», — объяснила Кирева.
Также она советует подготовить аргументы. Обратите внимание на хорошие результаты в течение определенного периода времени, достигнутые или перевыполненные KPI, увеличение ответственности, длительную качественную работу без рейзов (более года или двух, например).
«Не бойтесь говорить о своих достижениях. Ведь хоть менеджер и работает с вами и видит вашу работу, он не думает только о ней. Если вы подготовите для руководителя файл с вашими результатами, ему будет легче принять решение и аргументировать ваш рейз. А вы дополнительно продемонстрируете, что действительно заинтересованы в продолжении сотрудничества», — добавила Алина.
Если у вас с менеджером доверительные отношения, можно использовать аргументы о ваших знаниях вознаграждений в других компаниях. Однако однозначно не стоит этим манипулировать, ведь вы работаете именно здесь и в каждой компании есть свои правила и возможности.
Кроме того, не стоит просить повышения в виде ультиматума, угрожать увольнением или тем, что знаете, сколько получает ваш коллега.
«Таким людям обычно зарплату не поднимают, ведь для каждой компании в первую очередь важна мотивация специалиста работать именно здесь. Также не забывайте о предварительных договоренностях, если они были. Если вы придете за повышением раньше согласованного срока, это может снизить доверие менеджера к вашим словам», — считает Алина.
Любовь считает, что когда вы кого-то о чем-то просите, то в большинстве случаев сразу оказываетесь в проигрышной позиции. Поэтому она советует подходить к этому вопросу максимально проактивно:
«Если у вас будут хорошие результаты в вышеупомянутых пунктах, то, скорей всего, вам и не придется даже заводить разговор о повышении зарплаты. Любой адекватный бизнес, который видит человека, дающего высокие результаты, будет сам как повышать зарплату, так и выплачивать бонусы и продвигать человека по карьерной лестнице», — считает Любовь.
Она объяснила, что именно таких людей компании обычно боятся потерять и делают максимум для того, чтобы они оставались работать.
Ирина отметила, что разговор о повышении зарплаты может быть стрессовым и неудобным. Поэтому правильный подход и подготовка могут увеличить шансы на успех запроса к менеджеру.
Поспособствует успеху:
Лучше избегать:
«Старайтесь быть открытым к диалогу. Даже если сейчас вы получите отказ — спросите, что можете сделать, чтобы получить повышение в будущем», — подытожила Ирина.