Среди последних модных тенденций мирового и отечественного Интернета весьма заметное место занимает активное развитие и быстрое распространение сервисов коллективных покупок. Родоначальником данного направления в онлайне стал американский ресурс Groupon, основанный в 2008 г. К сегодняшнему дню он уже действует в 35 странах и охватывает аудиторию в 33 млн пользователей.
Какая же идея лежит в основе Groupon и других подобных сервисов? Ее офлайновый вариант зародился в свое время в Китае. Даже был придуман специальный термин «туангоу», что значит «групповая скупка». Смысл в следующем. Несколько человек договариваются, идут в магазин и одновременно приобретают большую партию одного и того же товара. Обычно при такой оптовой реализации продавец делает скидки. Посему каждому члену команды вожделенная покупка обходится существенно дешевле, чем если бы он делал ее в одиночку.
И конечно, Интернет с его безмерными возможностями общения и социализации вывел идею групповых покупок на новый уровень. Согласитесь, что онлайн обладает довольно мощным потенциалом для создания объединений пользователей с достаточно большим количеством участников. Таким образом и сформировалась бизнес-модель, которую применяют сетевые сервисы коллективных покупок и скидок, «обозреваемых» нами на этих страницах.
Обычно действует следующая схема их функционирования. Периодически на сайтах объявляются акции. Главный объект любой из них – купон на получение скидки при оплате товара. Однако чтобы скидки вступили в силу, требуется продать некое минимальное количество купонов. Заметим также, что акции не бесконечны по времени, их срок действия ограничен (несколькими часами или днями).
Если человек заинтересован в получении желаемой скидки, он не будет сидеть сложа руки, а постарается (опять же, задействуя социальные возможности Интернета) привлечь к сделке наибольшее количество участников, скажем, из числа своих друзей и знакомых.
Итак, чем же интересны для публики подобные сервисы? Прежде всего у вас появляется шанс получить услугу, которой вы не смогли бы воспользоваться по полной стоимости. Кроме того, купон может стать неплохим подарком. А еще открывается отличная возможность организации коллективных мероприятий (вроде совместного похода с друзьями в модное кафе) с меньшими финансовыми вложениями. Однако есть и минусы: ограниченность срока действия купона, привязка к городу, отсутствие уверенности в том, что нужная вам акция наберет требуемое число участников.
Содержание
Поскольку даже в Украине действуют достаточно много сервисов коллективных покупок, отслеживание новых акций на всех ресурсах превращается в довольно трудоемкую задачу. В таком случае на помощь придет своеобразный агрегатор сделок с разных сайтов, обитающий по адресу kuponi.com.ua. Он собирает информацию с четырнадцати украинских ресурсов, работающих в рамках данной бизнес-модели.
Сервис организовал собственную группу в социальной сети «В Контакте», которая на сегодняшний день насчитывает около 1300 членов, а также в Facebook, где народу на порядок меньше. Имеется у ресурса и персональный Twitter. Все ссылки на «представительства» в социальных сетях выведены на главную страницу.
Название Groupon составлено из двух слов – group (группа) и coupon (купон) – и прекрасно отображает идеологию описываемых сервисов. Как уже отмечалось, данная служба входит в число мировых лидеров в сфере коллективных онлайн-покупок. В Росссию Groupon пришел в 2010 году после приобретения одного из аналогичных локальных проектов Darberry. Затем началось его проникновение и в нашу страну. В настоящее время им охвачены тринадцать городов России и шесть Украины.
Объявления о новых акциях распространяются по всем основным онлайновым социальным каналам – Facebook, ЖЖ, «В Контакте», Twitter. Продолжительность действия скидок обычно составляет 2–4 недели. Сервис стимулирует своих пользователей привлекать к нему клиентов, за что поощряет 50 гривнами за каждого приведенного новичка, совершившего покупку. Свежие предложения (проверялось для Киева) появляются достаточно регулярно. На момент написания данного материала их насчитывалось одиннадцать.
Сервис «Покупон» действует в десяти городах Украины. По версии AWARDS Internet UA 2010, он стал лучшим стартапом года в номинации «Сервис дисконтных покупок». Как и у большинства его конкурентов, основная масса предлагаемых здесь коллективных скидок относится к сфере общественного питания (рестораны, бары, кафе), здорового образа жизни и т. п. Но при этом достаточно часто встречаются и акции, касающиеся посещения зрелищных мероприятий вроде концертов, киносеансов и пр.
Предусмотрена система бонусов, которые, кстати, можно пополнять через платежные автоматы сети 24 Non-stop. Представительства «Покупона» в наиболее распространенных социальных интернет-сообществах также присутствуют. Способы оплаты товара разнообразны – кредитные карты, WebMoney, SMS, уже упомянутые терминалы и ряд других. Кстати, когда я исследовал страничку с опциями оплаты, включился Live Chat, и менеджер поинтересовался, не требуется ли мне помощь. Такое внимание к клиенту, честно говоря, порадовало.
Проект KupiKupon стартовал в Украине в мае 2010 г. Его география охватывает пять крупнейших городов (Киев, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Харьков). Принципиальных отличий в его работе от подобных сервисов не наблюдается. В общем-то снова кафе и рестораны, развлекательные центры и клубы, обучающие курсы и тренинги, билеты на концерты и в кино, интеграция с Facebook, Twitter, ЖЖ и «В Контакте», многообразие вариантов оплаты покупок (терминалы, банковские карты, WebMoney и т. д.).
Сервис SuperDeal был одним из пионеров уанетовской сферы коллективных онлайновых покупок. В настоящий момент он предлагает акции для жителей Киева, Донецка, Одессы, Харькова, Днепропетровска, Львова и Севастополя. Скидки колеблются в пределах от 50 до 95%.
Здесь существуют два типа купонов – на услугу и скидку. В первом случае вы получаете право на услугу без какой-либо дополнительной оплаты на месте ее выполнения, а во втором – при окончательном расчете, скажем, в ресторане или салоне красоты клиенту предоставляется обозначенная в купоне скидка. Способы оплаты практически не отличаются от тех, которые приняты в других перечисленных нами сервисах. Предусмотрена бонусная система. Пользователь может купить бонусы (1 грн = 10 бонусов), получить за привлечение друзей (1 приглашенный товарищ – 50 бонусов) или за покупки на сайте (5 покупок – 100 бонусов). Затем клиент имеет право «пустить их в дело», вкладывая в новые акции.