Рубрики Обзоры

Мир андроидов

Опубликовал
ITC.UA


Это было очень давно. Задолго до начитавшихся "Нейромансера" подростков с красными от всенощной беготни по коридорам Quake глазами. И было это даже задолго до так и не успевших стать симпатичными народу похожих на легендарного Шурика людей в белых халатах с умными (и тоже красными, несмотря на зеленое свечение и свинцовую защиту терминалов 3270) глазами за толстыми линзами очков.


Короче говоря, было это… в 1920 году. Великий чешский писатель Карел Чапек в пьесе "R.U.R." ("Универсальные Роботы Россум") "обнародовал" не только новое слово (настолько органично вписавшееся в современный англоязычный компьютерный мир, что многие даже и не подозревают о славянском происхождении этого термина), но и абсолютно новый сюжет восстания разумных машин против своих неразумных создателей. Само слово придумал второй брат Чапек — Йозеф (на основе чешского robotnik, которое в переводе не нуждается), и благодаря быстро наступившей всемирной популярности пьесы оно прижилось во всех языках.

Сюжет же… "R.U.R." начали критиковать современники сразу после постановок на Бродвее в 1922 г. Наивные критики даже не осознавали, что буквально топчут курицу, несущую золотые яйца, — на первый взгляд, незамысловатый и простой, в сегодняшней entertainment-индустрии он работает с прибыльностью, незамысловатостью и простотой нефтяной скважины Ближнего Востока.

…но уже 11 апреля колесо
истории повернуло одно-единственное письмо редактора Дж. Кэмпбелла — и
начался "азимовский период робототехники"…

Но если хоть немного вдуматься, "R.U.R.", несмотря на присущую тому
времени светлую наивность, был не прост. Очень не прост. И очень жаль, что второй
великий англоязычный писатель — Айзек Азимов, также рожденный славянской землей,
всего на четыре года опоздал с началом публикаций своих "трех законов робототехники":
в 1938 г. андроиды в военной форме захватили Чехословакию… Великий Чапек —
автор первого "киберхиппи"-произведения — ушел из жизни. И не надо
удивляться новому термину — если есть название "киберпанк", то почему
бы не придумать "киберхиппи" (по крайней мере, феньки, хайратники и
"Make love not war" как-то симпатичнее панковской мрачности). Тонкость
отличий кибернеформальности Чапека и последующих "эксплуататоров идеи"
надо измерять в принятых в прецизионном машиностроении микронах: чапековские роботы
восстали из-за почти шекспировской любви, чего стилистика киберпанка не допускает
в принципе — у постазимовских монстров или просто так "сворачивало крышу",
или же они задумывались с ней, заведомо "свернутой". Конечно, были исключения
("Короткое замыкание"), но мутация воображения оказалась настолько сильной,
что в "Кричащих" (Screamers) роботов довели до "совершенства"
самодвижущихся, самовоспроизводящихся, самонаводящихся и самосовершенствующихся
мечей. А уже вооруженные этими самыми "само"-способностями мечи быстро
додумались до андроидов — человекоподобных модификаций.

…грешащий отголосками азимовского
человеколюбия Робокоп в исполнении Питера Веллера проиграл (да и в "Кричащих"
герой Веллера несколько отличается от киборга-полицейского)…

Впрочем, вернемся на должное место во времени… К марту 1941 г. А. Азимов, по
собственной оценке, был "третьеразрядным писателем". Но уже 11 апреля
колесо истории повернуло одно-единственное письмо редактора Дж. Кэмпбелла — и
начался "азимовский период робототехники". Более 500 (!) книг Азимова,
знаменитые "три закона" и, наконец… — печальный спад читательского
и издательского интереса — вот его краткая характеристика. Публика возлюбила
Терминатора, судя по поведению, спроектированного вопреки азимовским законам.
Грешащий отголосками азимовского человеколюбия Робокоп в исполнении Питера Веллера
проиграл (да и в "Кричащих" герой Веллера несколько отличается от киборга-полицейского).

Человекоподобные

Онлайн-курс "Чистий код та патерни проєктування" від robot_dreams.
Прискорюйте й спрощуйте процес розробки.Під менторством лектора з 15-річним досвідом ви навчитеся застосовувати 20+ шаблонів, опануєте рефакторинг і принципи чистого коду.
Детальніше

Еще до момента овеществления роботы открыли радужные перспективы фантазерам и прожектерам. Трудно сказать, зачем и почему механические работники должны быть похожи именно на человека, но ни писатели-фантасты, ни читатели сомнений в необходимости создания именно человекоподобного (антропоморфного) робота не высказали. В свою очередь, люди с ограниченной рамками реальности фантазией — конструкторы и инженеры, ни на минуту не сомневались в своем выборе: однорукие манипуляторы, сначала примитивные, но со временем становящиеся все более совершенными, прекрасно справляются со своей работой, обеспечивая доступность хороших автомобилей, нужных лекарств, игрушек и компьютеров. Несхожесть с человеком им совершенно не мешает. Но, как говорится, "не хлебом единым", и недетская игра "в куклы" продолжает занимать далеко не худшие умы планеты…

Самые серьезные разработки и достижения в области антропоморфных роботов по труднопонятным
причинам сконцентрированы в Японии. То ли это отголоски специфической анимэ-культуры,
то ли "восток — дело тонкое", но из двадцати шести крупных проектов,
результаты которых трудно не заметить, семнадцать — японские. Причем пальма первенства
принадлежит не специализированным исследовательским лабораториям, а крупнейшим
автомобильным производителям. Honda Motor, хорошо известная своими автомобилями,
буквально атакует будущее машинами куда менее привычными — P1, P2, P3, Asimo.
В отличие от своих колесных собратьев все они представляют малочисленное семейство
robot verticulus, "роботов прямоходящих". Последнее поколение этих роботов
— Asimo (Advanced Step in Innovative Mobility) действительно продемонстрировало
шаг в далекое (но, похоже, не очень) будущее: на выставке Robodex 2000 Asimo…
выступили в роли сборщиков автомобилей на модели конвейера.

Honda Motor, хорошо известная
своими автомобилями, буквально атакует будущее машинами куда менее привычными
— P1 (1), P2 (2), P3, Asimo (3)

Вслед за Honda в человекоподобное будущее поспешила и Sony. Но без дальнего прицела
на автоматизацию производства — двуногий продолжатель "дела Aibo" (киберсобаки)
весом пять килограммов, основанный на отработанной в Aibo технологии и архитектуре
системы управления, SDR-3X представляет собой класс "развлекательных роботов".
Они умеют ходить, танцевать и даже играть в футбол — в принципе, все то же самое,
что умеют и Aibo. Естественно, подобные игрушки рассчитаны "на любителя".
И дело вовсе не в том, что пока они слишком дороги для своих возможностей — печальный
опыт обладателей Тамагочи—Фарби и прочих карманно-настольных электронных зверушек
заставит очень серьезно задуматься, прежде чем потянуться за кошельком. По крайней
мере, автор так и сделает, даже если Aibo или кто там еще будет стоить всего $100
и ребенок закатит часовую истерику под девизом "Хочу!" — похоже, что
впавшему в немилость и, соответственно, в бесконечную спячку Фарби (и куче никому
не нужных Тамагочи) "братик" не требуется.

…основанный на отработанной
в Aibo технологии и архитектуре системы управления, SDR-3X представляет
собой класс "развлекательных роботов"…

…такие андроиды, как Wendy
(еще один Франкенштейн университета Васеда), обладают более чем пятью десятками
степеней свободы….

Японская академическая наука не отстает от своих коллег-исследователей "из
бизнеса". Здесь увлечение созданием человекоподобных достигло пика — большинство
высших учебных заведений, по-видимому, считают вопросом престижа создание собственного
андроида. Университет Токио разрабатывает модель "дешевого гуманоидного робота"
Saiko — модульную конструкцию "в натуральную величину" (то есть в человеческий
рост), университет Васеда с 1970 г. создает целую гамму андроидов — от универсального
первенца WABOT-1 до робомузыканта WABOT-2, способного играть по нотам на клавишных
музыкальных инструментах, здесь же отрабатываются "искусственные мышцы"
— исполнительные механизмы, позволяющие избавиться от десятков и сотен сервоприводов.
Последняя задача на самом деле сложнее и неприятнее, чем "интеллектуализация"
человекоподобных машин — такие андроиды, как Wendy (еще один Франкенштейн университета
Васеда), обладают более чем пятью десятками степеней свободы. А это сотни комплектов
двигателей, редукторов, датчиков обратной связи — что означает многие десятки
(или даже сотни при высокой точности исполнения) тысяч долларов, низкую надежность
и слишком большое потребление энергии…

…университет Васеда с 1970
г. создает целую гамму андроидов — от универсального первенца WABOT-1 до
робомузыканта WABOT-2…

В отличие от прагматичных японцев, британцы со свойственным, вероятнее всего,
только им, чувством юмора, создали своего гуманоида в прямом смысле слова… без
единого гвоздя. Английский андроид Shadow сделан из дерева — естественно, не
весь, а только его "скелет". Но во всем остальном он вполне способен
поспорить с заокеанскими машинами — пневматические искусственные мышцы, алгоритмы
управления, основанные на нечеткой логике, проект "умная рука" (попытка
воссоздания человеческой руки) — это, согласитесь, не шутки. А дерево… наверное,
британцы правы — все же приятнее пожать теплую деревянную "руку", чем
холодную металлическую клешню (а уж если вспомнить детство, Пиноккио и Буратино…).

…Тамим Асфур из университета
Карлсруе — самостоятельно справился с задачей создания собственного гуманоида
ARMAR…

Немцы, в свою очередь, убедительно доказывают, что на "поле человекоподобности"
и один воин — Тамим Асфур из университета Карлсруе — самостоятельно справился
с задачей создания собственного гуманоида ARMAR. А вот славящаяся феминизмом Америка
убедительно доказывает, что их феминизм — это неспроста. По крайней мере, в области
роботостроения — на 90% женская команда из Массачусетского технологического института
фактически воссоздает эволюцию — от насекомоподобных шестиногих монстров Ганнибала
и Аттилы до обаятельного и совершенно не воинственного существа со странным именем
Kismet. Назвать Kismet машиной даже не поворачивается язык — ведь это, возможно,
единственный и уникальный самый настоящий андроид. Его человекоподобность заключается
в том, что в Kismet очеловеченность узнается по главному признаку — по эмоциям.
Это действительно эмоциональное существо, способное радоваться, огорчаться, сердиться,
удивляться — и все эти эмоции узнаваемы даже детьми по выражению "лица"
Kismet. Доктор Синтия Брезель — автор целого искусственного мира, в котором на
смену воинственным жукам пришла настоящая человечность. А кроме того, доктор Брезель
является в своем роде уникальной последовательницей Азимова в практике и теории
(по крайней мере, не часто можно найти отчеты об исследовательских работах с названиями
"Робот в человеческом обществе — друг или устройство?" или "Социальный
робот").

Ложки дегтя

…женская команда из Массачусетского
технологического института фактически воссоздает эволюцию — от насекомоподобных
шестиногих монстров Ганнибала и Аттилы до обаятельного и совершенно не воинственного
существа со странным именем Kismet…

Kismet и разработки Синтии Брезель, безусловно, великолепны. Обаятельные машины,
друзья, а не устройства, мирные, добрые и нужные — они наверняка когда-нибудь
появятся. Приблизительно тогда, когда необходимые им хотя бы для сегодняшней,
не слишком серьезной функциональности вычислительные средства станут доступными.
А они отнюдь не просты или дешевы — в Kismet, например, используется целая компьютерная
сеть, состоящая из четырехпроцессорного контроллера, управляющего сервомоторами
с уникальным программным обеспечением, разработанным на параллельной версии языка
Lisp (и процессоры в нем совсем не игрушечные — 32-битовые Motorola), девяти
(!) компьютеров с процессорами Pentium II 400 MHz под управлением ОС реального
времени QNX, отвечающих за зрение Kismet, двухпроцессорной рабочей станции (2
x x Pentium II 450 MHz) под управлением Windows NT, обеспечивающей синтез речи
и одной 500 MHz машины с ОС Linux, осуществляющей с помощью специального ПО распознавание
речи. Итого, за скромной обаятельностью Kismet стоят суммарная вычислительная
мощь шестнадцати серьезных компьютеров и сложнейшая электромеханическая система
с пятнадцатью степенями свободы. Короче говоря, дешевым и доступным это будет
не скоро…

И вот здесь пора в нашу большую бочку светлого меда влить еще одну очень большую
ложку дегтя. Создание полноценных социальных роботов — дело исключительно сложное
не только (и не столько) с технической точки зрения. Намного труднее хотя бы оценить
или представить возможные его последствия. Так что тем более не скоро следует
ждать появления машин-друзей… Зато в это время можно заработать целый миллион
долларов! Надо всего лишь спроектировать и собрать андроида для… гладиаторских
боев. Андроида (именно человекоподобного робота), способного в бою победить другую
(нечеловекоподобную) машину. В контексте условий конкурса слово "победить"
означает "нанести повреждения, приводящие к неспособности функционировать".
Задача эта непростая, но, без всякого сомнения, она намного проще задачи построения
социального робота. И кроме того, за ее решение предлагают очень неплохие деньги…
так что решена она, скорее всего, будет. Радоваться ли этому? Трудно сказать —
Азимова перестают издавать и читать, а фраза о повреждениях, приводящих к неспособности
функционировать, очень напоминает судебно-медицинское заключение "травмы,
несовместимые с жизнью". Это к тому, что действительно быстрого, относительно
простого и недорогого андроида-гладиатора в принципе (и практически) можно перепрограммировать
на решение задачи нанесения повреждений вовсе не машинам. А еще этого "гладиатора"
можно научить подзаряжать батареи с использованием продуктов распада органических
веществ — это уже пройденный этап для примитивных роботов. И в конце концов,
научить роботов производить роботов — задача, вероятнее всего, тоже решаемая
в обозримом будущем. Где-то это уже было… да-да, в том самом спорно хорошем,
но бесспорно предупреждающем фильме "Screamers". Вот только кто научит
нас так же метко и быстро стрелять, и куда мы сможем улететь даже в случае неизбежно
голливудского happy-end?

Disqus Comments Loading...