Не прошло и двух месяцев с момента публикации отчетов, как новостные ленты запестрели
прямо противоположными по смыслу сообщениями. Рядом со ссылками на источники —
IDC, iSuppli и DisplaySearch — появились слова "кризис", "падение
цен" и "реорганизация производства". Что же заставило маркетологов
резко изменить оценки?
Немного новейшей истории
и зарубежные, и отечественные дистрибьюторы начали испытывать острый недостаток
в 15 дюймовых ЖК-мониторах. Причиной столь неожиданного дефицита (маркетинговые
агентства спохватились уже после его возникновения) стал небывалый рост производства
ноутбуков. За IV кв. 2003 г., по информации DisplaySearch, объем их реализации
превысил 12,5 млн. шт. — на 2 млн. больше, чем в относительно спокойный второй
квартал того же года.
В подобной ситуации вопрос о том, кому отдать приоритет относительно отгрузки панелей, как правило, не стоит. Дело в том, что в стоимости портативного ПК TFT-матрица занимает существенно меньшую долю (до 30%), чем в цене настольного монитора (до 70%), и производители последних борются за каждый доллар закупочной цены. Неудивительно, что разработчики панелей предпочитают иметь дело с менее чувствительными к ценовым колебаниям заводами по выпуску лэптопов.
Производителям же настольных дисплеев не оставалось ничего другого, кроме как смириться с возросшими закупочными ценами. Вскоре они отразились и на розничной стоимости мониторов, но проблему с дефицитом это, по большому счету, не решило. Оказалось, что фабрики уже успели составить планы на загрузку своих мощностей в соответствии с заказами, полученными от производителей ноутбуков. В результате многие фирмы, выпускающие дисплеи, так и не получили зарезервированные TFT-матрицы в полном объеме, а на рынке поползли слухи о том, что азиатским компаниям невыгодно изготавливать мониторы с диагональю 15″.
Как и следовало ожидать, ажиотаж вокруг 15 дюймовых панелей изменил структуру спроса. Он сместился в сторону продукции с большей диагональю, так что в сезон рождественских продаж наблюдался дефицит (правда, кратко-временный) еще и на 17 дюймовые ЖК-дисплеи. Общее же соотношение предложения и спроса стало выравниваться лишь в межсезонье, в конце января, когда на складах поставщиков начал появляться долгожданный товар.
Вернемся к настоящему
2004 г., июньские данные маркетологов, обещавших сохранение тенденции до конца
года, никого не удивили. Более того, помимо ноутбуков, чей сбыт продолжал расти,
весьма активно стал увеличиваться и спрос на ЖК-панели со стороны производителей
LCD TV малых диагоналей.
Фактически одновременно с версткой маркетинговых прогнозов, в Китае, Южной Корее и на Тайване были введены в промышленную эксплуатацию сразу несколько новых фабрик по выпуску панелей 5 го и 6 го поколений. Каждая из них начала изготовлять ежемесячно до 300 тыс. 15 и 17 дюймовых TFT-матриц, так что во II кв. объемы поставок этих изделий на мировой рынок выросли на 17%, а в III кв. еще на 13,5%.
С помощью новых мощностей производители рассчитывали покрыть традиционный дефицит матриц в начале сезона. Но в августе рынок стал развиваться по несколько иному сценарию — спрос на панели со стороны разработчиков и мониторов, и ноутбуков, и LCD TV рос значительно медленнее, чем ожидалось.
Поначалу аналитики отнеслись к этой тенденции спокойно: многие из них предполагали, что снижение стоимости TFT-матриц, следующее за ростом их выпуска, позволит производителям мониторов уменьшить цены на свою продукцию и подхлестнуть продажи в рождественский период. Однако в конце июля в Азии разразился жесточайший кризис перепроизводства TFT-матриц. Цены на 17 и 15 дюймовые панели, по данным iSuppli, за два месяца упали на 18—19% и составили $205 и $173 соответственно. Стремясь высвободить склады для закупки матриц по столь привлекательным ценам, разработчики ЖК-мониторов снизили стоимость уже изготовленных дисплеев. Таким образом, средняя розничная цена 17 дюймовых бюджетных устройств в августе уменьшилась с $400 до $350, а 15 дюймовых — с $325 до $300. Однако эта мера не принесла радикальных изменений: спрос остался почти на июльском уровне, а в целом в течение третьего квартала на мировой рынок TFT-панелей было выпущено на 9,3% продукции больше, чем приобретено.
Как менялась цена на ЖК-мониторы в Украине в 2004 г.? Владимир Болотников, маркетинг-менеджер IT-направления Samsung Ежемесячное снижение стоимости всей линейки наших мониторов началось в конце II кв. 2004 г. Значительное же удешевление произошло в августе — наш рынок все же подвержен общемировым тенденциям. Что касается наличия мониторов в Украине, то дефицит обошел нас стороной: не считая недостатка или переизбытка отдельных моделей, локальным покупателям была доступна вся линейка. В четвертом квартале, по нашим расчетам, небольшой дефицит ЖК-дисплеев будет наблюдаться из-за традиционного новогоднего сезона продаж. Этот фактор должен повлиять и на розничные цены — они окончательно стабилизируются. В начале года мы наблюдали рост цен на наиболее востребованные в Дефицита мониторов LG в Украине практически не наблюдалось, однако подчеркну, |
И снова прогнозы
Осознав, что дальнейшее промедление смерти подобно, почти все крупные производители TFT-матриц были вынуждены реорганизовать свои фабрики и задействовать их для выпуска менее зависимой от кризисов продукции. В сентябре Samsung объявила о переориентации сразу двух своих заводов 3 го поколения на выпуск матриц с диагоналями менее 10″ (в этой категории фактически отсутствуют стандарты по размерам, что упрощает диверсификацию бизнеса). Аналогичные шаги предприняли LG.Philips, некоторые заводы которой оказались загруженными лишь на 70% мощности, AU Optronics (AUO), Chi Mei Optoelectronics (CMO) и Chunghwa Picture Tubes (CPT). HannStar Display приостановила наращивание производства 17 дюймовых матриц и полностью переключилась на выпуск панелей 19″ и 23″. Кроме того, компания отложила запуск фабрики 6 го поколения до 2 й половины 2005 г., хотя ранее собиралась сделать это в феврале.
Комплекс антикризисных мероприятий корейских и тайваньских компаний замедлит рост
производства TFT-панелей, и за IV кв. 2004 г. он должен снизиться до 5,7%. Однако
в глобальном смысле это вряд ли что-то изменит, по крайней мере в ближайшее время.
К концу нынешнего года iSuppli прогнозирует удешевление наиболее востребованных
TFT-матриц еще на 10—15% от текущего уровня. Таким образом, мировые розничные
цены на мониторы бюджетного класса с диагоналями 17″ и 15″ упадут в среднем до
$320 и $280 соответственно, что не может не радовать покупателей.
Размеры подложек TFT-панелей, выпускаемых на фабриках различных поколений | ||
Поколение фабрики | Размеры подложки, мм | Площадь подложки*, мм2 |
Третье (3G) | 550×650 | 357500 |
550×650 | 363000 | |
550×670 | 368500 | |
590×670 | 395300 | |
600×720 | 432000 | |
610×720 | 439200 | |
620×720 | 446400 | |
620×750 | 465000 | |
Четвертое (4G) | 730×920 | 671600 |
Пятое (5G) | 1000×1200 | 1200000 |
1100×1250 | 1375000 | |
1100×1300 | 1430000 | |
1200×1300 | 1560000 | |
Шестое (6G) | 1500×1800 | 2700000 |
1500×1820 | 2730000 | |
1680×1820 | 3057000 | |
Седьмое (7G) | 1800×2000 | 3600000 |
1800×2100 | 3780000 | |
1870×2200 | 4114000 | |
Восьмое (8G) | 2160×2400 | 5184100 |
*
Как видно из таблицы, наибольший скачок в размере стеклянной подложки (и следовательно,
самое сильное снижение ее себестоимости) произошел при переходе от поколения
фабрик 4G к 5G. Стоит обратить внимание и на разницу в площади подложки, которая
начнет выпускаться фабрикой 8G в 2006 г., и первым вариантом 3G: она увеличилась
более чем в 14 раз.