Команда из четырех героических воров, которая ловко тянет все, что плохо лежит. Пианино, тренькающее за кадром. Побережье Средиземного моря. На первый взгляд Monaco: What Your’s Is Mine сильно напоминает обычное европейское кино про грабителей. Особенно сильно работает на атмосферу гальский прононс героев, авторы не заморачивались с поиском профессиональных актеров, а просто попросили своих французских фанатов записать голоса.
Жанр action/стратегия
Платформы Windows, Mac OS X, XBLA
Разработчики Pocketwatch Games
Издатель Pocketwatch Games
Сайт www.pocketwatchgames.com/Monaco
Умный геймдизайн, доступность, великолепный кооператив
Абстрактная графика, для одного игрока Monaco не так интересна
Один из главных инди-проектов года и одна из лучших игр про ограбления
Теперь каждый прохожий в игре орет аутентичное «Garde!», стоит ему наткнуться на жулика в переулке. Подход Pocketwatch вообще отличается оригинальностью, хотя это было заметно еще три года назад. В 2010-м Monaco унесла с выставки независимых игр IGF два важных приза – «За достижение в дизайне» и «Лучшая игра» – и именно так превратилась в одну из самых ожидаемых инди-игр. Кому-то запомнился необычный графический дизайн – весь мир Monaco нарисован четырехугольниками, из квадратиков состоит даже огонь и вода. Многие хвалили основную идею.
Она и правда хороша. Возьмем правила классической Thief и переместим в современную Францию. Вы играете за вора, который грабит буржуйские особняки. Иногда Monaco предлагает выкрасть алмазы, иногда картины, а порой даже живых людей.
Теперь сплющим то, что получилось в двухмерность. Дома в плоские схемы, охранников в квадраты, собак в лающие прямоугольники. И наконец, добавим к этой смеси кооператив, где каждый игрок может выбрать одного из 8-ми персонажей. У всех свои особенности – например, за «Карманником» бегает ручная обезьянка-клептоман, а хакер взламывает камеры через электророзетки.
Как во многих stealth-играх, каждый уровень можно пройти двумя способами и обычно все начинается с первого. Игроки планируют грабеж, высчитывают пути охранников и пытаются воровать, как герои «Миссия: Невыполнима», по секундам пробегая сложную комбинацию действий. Потом кто-нибудь случайно наступит на сигнализацию или врежется на повороте в полицейского, начнется стрельба, после чего первый способ сразу превратится во второй. Он чуть попроще: а) В панике носиться по уровню, б) Хватать все, что плохо лежит.
Больше всего это напоминает прекрасный симулятор игры в прятки и теперь понятно, почему Monaco выдали приз за геймдизайн на IGF. Как похожая кооперативная Left 4 Dead, она талантливо, методично дергает игроков за нервы. Охранники меняют маршруты и запирают за собой открытые двери. Выключенная камера перезагрузится за пару секунд. Случайный кот у камина может поднять громкий вой. При этом каждый уровень продуман до мелочей и даже за «Крота», который умеет насквозь пробивать стены, проходить их довольно сложно.
Другими словами, если вы любите инди-игры и кино про воров, Monaco станет лучшим способом провести вечер.
Есть только две мелочи, которые могут вам помещать. Во-первых, внешний вид. Игра очень красива, но слишком абстрактна. Это хорошо заметно на скриншотах, все важные объекты на уровнях нарисованы иконками. Персонажи – квадраты. В минуту паники, когда на экране все носится и стреляет, не так просто понять, где находится ваш герой. Пару раз я терял его из вида и пытался управлять случайным прохожим.
А во-вторых, как часто бывает с кооперативными играми, в одиночку грабить дома не так интересно. В соло-прохождении это уже не отличная, а только хорошая игра.