Рубрики Статьи

МиГ-29: основной истребитель украинских ВВС, который сражается против своих создателей

Опубликовал
Ирина Тесленко

Украинская авиация значительно проигрывает в тактико-технических характеристиках российской и наши пилоты заслуживают как бесконечные благодарности за свои титанические усилия, так и лучшую технику для боев в небе. Сегодня мы рассмотрим МиГ-29, который остается основным истребителем украинских ВВС и воюет против своих создателей, но на нашей стороне.

История МиГ-29

МиГ-29 постоянно фигурирует в новостях мировых и украинских медиа, ведь уже две европейские страны официально согласились передать свои истребители для украинских военных. 16 и 17 марта Словакия и Польша заявили о подготовке тринадцати и двадцати самолетов соответственно для отправки в Украину.

В начале апреля представитель польского президента Марчин Пшидач подтвердил прибытие нескольких единиц, а вице-спикер Верховной Рады Украины Елена Кондратюк заявила, что словацкие самолеты уже используются для обороны Харькова.

МиГ-29 относится к наследию советской авиации и представляет многоцелевые истребители 4-го поколения. Этот самолет имеет отличную репутацию, поэтому был основным истребителем для стран Варшавского договора и СССР и до сих пор остается на вооружении около 25 стран мира. Та же Словакия только в прошлом году отказалась от использования МиГ, которые как раз и передала нам.

Курс Power Skills For Tech від Enlgish4IT.
Зменшіть кількість непорозумінь на робочому місці та станьте більш ефективним у спілкуванні в мультикультурній команді. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Реєстрація на курс

С первого взгляда МиГ-29 кажется старым, но вообще-то этот истребитель младше F-16 на 7 лет и преобладает над западным конкурентом вдальности полета и весу боевой нагрузки. Однако как и в большинстве сравнений, советская техника не может тягаться с западной в электронной начинке и системе управления, позволяющими быстрее принимать решения и реагировать пилоту на действия противника.

По натовскому классификатору МиГ-29 известен как Fulcrum, а общее количество произведенных самолетов в мире по состоянию на 1991 год составляло около 800 единиц. МиГ-29 был разработан для противодействия новым американским истребителям McDonnell Douglas F-15 Eagle и General Dynamics F-16 в 1982 году.

Боевая история МиГ-29 богата достижениями, самолет применялся во многих военных операциях: в Персидском заливе, в Приднестровье, Югославии и эфиопо-эритрейской войне. После начала полномасштабного вторжения украинские пилоты эффективно используют МиГ-29 и сбивают вражескую авиацию.

К примеру, 27 мая 2022 года истребитель сбил российский Су-35 в небе над Херсонщиной, а в парной работе со штурмовиками, МиГ-29 помог уничтожить ротно-тактическую группу оккупантов также на юге Украины.

Кроме того, что самолет проверенный в боях решение, он готов к быстрой модернизации. Летом прошлого года общая команда украинских и американских инженеров смогли «встроить» в самолет подвес для использования противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM (ракеты для уничтожения российских радиолокационных систем).

Такой пример обнадеживает, ведь наши западные партнеры готовы передавать нам современные авиационные ракеты, например Storm Shadow или Brimstone, которые теоретически можно будет запускать с МиГ-29.

Конструкция МиГ-29

МиГ-29 предназначен для поддержки действий сухопутных войск на поле боя и уничтожения как наземных, так и морских целей. Самолет использует 30 мм пушку с боезапасом 150 снарядов и может нести до 6 ракет класса «воздух-воздух» (Р-27, Р-27Э, Р-23, Р-60М, Р-60, Р-73) и «воздух- земля» (Х-25, Х-29, Х-31, Х-35).

За свою историю самолет не раз модифицировали, в том числе украинские инженеры. Всего существует 18 модификаций МиГ-29, две из которых украинские — МиГ-29 МУ1 (с увеличенной дальностью обнаружения цели и усовершенствованными ракетами) и МиГ-29 МУ2 (с улучшенной авионикой и возможностью использования ракет класса воздух-земля). Работы по модернизации самолетов проводились в 2000-х годах на Львовском авиаремонтном заводе (ЛДАРЗ) совместно с другими отечественными предприятиями.

На одной из фотографий МиГ-29 в социальных сетях украинских военных как раз можно было увидеть самолет в цветах образца 2000-х годов. Это доказывает, что украинские ВВС используют буквально все запасы самолетов и даже не тратили время на покраску корпуса одного из них, снятого с хранения.

Все характеристики МиГ-29 по сравнению с F-16 приведены в таблице:

Характеристика МиГ-29 F-16
Длина 17.3 м 15.06 м
Высота 4.73 м 4.88 м
Размах крыла 11.3 м 9.9 м
Экипаж 1 человек 1 человек
Максимальная скорость 2.3 Маха (2450 км в час) 2.05 Маха (2410 км в час)
Практический потолок 18 000 м 18 000 м
Дальность полета 2 100 4 220
Быстроподъемность 300 м/с 254 м/с
Максимальная злетная масса 18 100 кг 19 200 кг
Боезапас пушки 150 снарядов в ГШ-3-01 511 снарядов в M61-A-1 Vulcan

Преимущества и возможности МиГ-29

Сейчас МиГ-29 и Су-27 — основа украинских ВВС. К сожалению, возможности нашей авиации критически ограничены и в количестве техники, и в ее ТТХ. До 24 февраля 2022 года россияне владели большим авиапарком из Су-27, Су-24, Су-25, МиГ-29 разных модификаций, МиГ-31 и Су-34. Хотя нам есть чем гордиться, ведь украинские воины почти еженедельно сообщают о сбитии какой-то «сушки» и демонстрируют либо обломки самолетов, либо даже процесс их сбивания на видео.

Системы ПВО эффективно отслеживают вражеские самолеты, однако есть две проблемы. Первая состоит в том, что в воздушном бою нашим пилотам приходится демонстрировать высший пилотаж и вступать в такое противостояние с россиянами очень рискованно. Вторая проблема состоит в критическом присутствии авиации для наступательных действий.

Как объясняет военный летчик-инструктор Роман Свитан, авиация позволяет эффективно прикрывать армию с неба и, уничтожив средства ПВО врага, проводить «ковровые» бомбардировки, чтобы углубиться в оборону и прочистить коридор для наступления тяжелой техники. Альтернативой авиации в таком случае могут выступать ракетные войска, то есть заменить самолеты могут зенитно-ракетные комплексы с большой дальностью действия. Но, как нам известно, те же MGM-140 ATACMS мы не получили, как и западные самолеты.

Глава Пентагона Ллойд Остин сделал заявление, в котором объяснил, что в будущей перспективе Украина обязательно будет переходить на самолеты западного образца, однако все усилия партнеров сейчас должны сфокусироваться на передаче систем ПВО, ракет и бронетехники. Это он обосновывает длительным временем подготовки пилотов для управления самолетами.

И в этом кроется одно из самых главных преимуществ МиГ-29, ведь наши пилоты прекрасно знакомы с этим самолетом, а также у нас есть персонал для обслуживания и ремонта этой авиации. Однако пока автор готовил этот текст, стала известна новая преграда для усиления ВВС Украины. С самолетами, которые передавала Братислава, стали происходить непредсказуемые форс-мажоры.

Двигатели самолетов, которые должны были работать в течение 350 часов, позволили налетать всего 70. В Словакии начались расследования, ведь в Министерстве обороны появились подозрения относительно конкретных российских техников, которые имели доступ именно к неправильно работавшим самолетам. В конце концов, саботаж и диверсия не подтвердились расследованием, а чем закончится эта история, будет понятно в ближайшие недели.

Военное руководство ВВС Украины отмечает, что западные самолеты необходимы нам уже на вчера, ведь украинские пилоты используют все, что можно было восстановить и отремонтировать. Однако секретарь СНБО Алексей Данилов неоднократно отмечал, что Украина получит самолеты и поставки боеприпасов являются не менее важным вопросом для эффективности контрнаступления.

В свою очередь, хочется поблагодарить те страны, которые отдают свою авиацию и, учитывая большую популярность МиГ-29, мы можем надеяться на передачу истребителей от других операторов.

Disqus Comments Loading...