Стереотип, что внедрение IP-телефонии в офисе малого бизнеса – это дорого, устарел хотя бы потому, что практически все существующие производители корпоративных систем этого вида связи имеют в своем арсенале продуктовые линейки, ориентированные на данный сегмент потребителей. Попробуем показать, что современные телекоммуникационные решения, базирующиеся на успехах, достигнутых информационными технологиями, могут эффективно работать не только в большом бизнесе.
Содержание
В последнее время мы нередко слышим, что то одна, то другая корпорация модернизировала свою систему корпоративной связи или внедрила новую – IP-телефонию. Тут же говорят о значительной экономии, которую она получила в первые же месяцы работы, о том, как ей удалось снизить ежемесячные затраты на поддержку своей огромной телекоммуникационной сети и междугородные звонки, улучшить связь для сотрудников, повысить доступность для клиентов и т. п. Все достижения, в основном, выражаются в цифрах с несколькими нулями, что, в принципе, для крупной компании, наверное, действительно имеет место. Но если я директор небольшой фирмы и у меня нет распределенной филиальной сети, а сотрудников значительно меньше, чем в одном отделе корпорации, то после внедрения этой услуги в своем офисе получу ли я соизмеримый экономический эффект? Давайте прикинем. IP-телефон дороже любого аналогового аппарата. Сеть у меня построена на недорогих коробочных коммутаторах, в принципе, выполняет свою задачу, и я не хотел бы модернизировать ее для удовлетворения требованиям IP-телефонии. Специалистов по АТС, стоящей сейчас у меня в офисе, на рынке много, а для IP нужен сетевой администратор, которого я еще и не знаю, где искать. Дополнительных сервисов нам не нужно – мы даже те, что есть в нашей станции, не все знаем.
Что-то не видно выгоды. Значит, настоящий эффект от внедрения корпоративной IP-телефонии можно получить только в больших компаниях, а для малого бизнеса это пока лишь будущее? И все же попробуем разобраться, и начнем с определений.
Часто под понятием «IP-телефония» подразумевают сервис дешевых междугородных звонков через Интернет. На самом деле бурное развитие этой услуги сыграло положительную роль в создании известности технологии пакетной телефонии. Но одновременно сыграло и отрицательную, так как породило в умах абонентов мнение о низком качестве данного вида связи. В действительности же качество телефонного разговора через Интернет и в IP-сети компании или оператора связи значительно отличается. Дело в том, что в IP-сетях голосовые пакеты передаются с помощью технологии VoIP (Voice over IP). Она преобразует звуковой поток в IP-пакеты, пересылает их по сети и выполняет обратное преобразование в звук (голос). VoIP предполагает, что IP-сеть «знает» о том, что голосовые пакеты очень чувствительны к задержкам, и поэтому передает их в первую очередь. Такое «знание» реализуется другой технологией, которая получила название Quality of Service (QoS), или качество обслуживания. Параметры QoS настраиваются системным администратором, и от них зависит, как осуществляется передача звуковых IP-пакетов. Тотальная настройка QoS может быть реализована только в IP-сети с централизованным управлением. К ним относятся компьютерные сети компаний и сети операторов связи. В Интернете уровень QoS централизованным образом настроен быть не может – там нет единого системного администратора. Отсюда и возникают случаи, когда звонок через Интернет с использованием технологии VoIP, в отсутствие настроенного QoS, бывает приемлемого или низкого качества (зависит от текущей загруженности и ширины каналов связи). Если же голосовые пакеты передаются по IP-сети с централизованной настройкой QoS, то качество голоса будет всегда высоким. Таким образом, говоря о качестве голоса в IP-телефонии, нужно всегда делать акцент на то, по какой сети (с точки зрения возможности настройки QoS) передаются голосовые пакеты.
Есть еще один нюанс. В обычной телефонии для одного голосового соединения выделяется канал с пропускной способностью 64 Kbps. В IP-телефонии голос, перед тем как будет передан по сети, сжимается с помощью специальных программ – кодеков. Когда используются кодеки G.729 или G.723, то в полосу пропускания 64 Kbps умещается больше одновременных голосовых соединений. Конечно же, это влияет на качество голоса, но не критично (например, голос, сжатый кодеком G.729, соответствует лучшему качеству сотовой связи). Зато в канале с пропускной способностью 64 Kbps мы можем одновременно установить несколько соединений, а не одно, как это возможно в традиционной телефонии. Если же говорить о повышении качества передачи голоса, то здесь IP-телефония обогнала традиционную. Например, кодек G.722 ориентирован на канал 128 Kbps. И если для звонков по локальной сети офиса включить этот кодек, то абоненты отмечают существенное улучшение качества звука по сравнению даже с цифровой связью.
Подведем некоторые итоги. В мире IP-коммуникаций VoIP – это протокол. Данным термином описывается передача голосового трафика по IP-сетям с коммутацией пакетов в противоположность технологии коммутации каналов. Если рассматривать IP-телефонию как приложение и VoIP как протокол, то возможно иметь традиционную телефонную систему, оборудованную IP-картами, которая выполняет VoIP-задачи. Эти задачи включают преобразование голосового трафика в пакеты и их передачу получателю. Это не пример IP-телефонии, а просто использование технологии VoIP в качестве транспорта. В то время как IP-телефония – это прикладной уровень.
Когда мы говорим о применении IP-телефонии в офисе компании, мы говорим о корпоративной IP-телефонии. Когда мы говорим об услуге операторов связи – мы говорим об интернет-телефонии. Когда мы думаем о качестве голоса в IP-сетях, то понимаем, что оно зависит от QoS и кодека. В табл. 1 приведены некоторые различия между этими терминами.
Наименование | Интернет-телефония | Корпоративная IP-телефония |
Область применения технологии VoIP | Интернет – публичная сеть | Интранет – корпоративная сеть |
Назначение | Услуга международной телефонной связи | Способ организации электронных коммуникаций в компании |
Участвующие стороны | Оператор связи – поставщик услуги. Абонент – пользователь услуги | Компания – единственная сторона, использующая выгоды технологии VoIP |
Управление качеством голоса и безопасностью | В Интернете нет единого ответственного за QoS & Security | Централизованное управление корпоративной сетью – всегда высокое качество и обеспечение сетевой безопасности |
Рассмотрим способы подсоединения к оператору телефонной связи – виды каналов связи. Для компаний малого бизнеса их существует три: аналоговый, цифровой и VoIP. Аналоговое подключение – это наиболее старая технология, однако и самая распространенная в нашем регионе. Так подключен домашний телефон – один двухжильный медный провод, по которому подается один номер и может вестись только один разговор. Цифровой метод соединения (к примеру, ISDN, E1) позволяет в одной «паре» проводов получить несколько номеров и вести одновременно несколько разговоров. VoIP – это подключение к оператору связи по IP-каналу (обычно Ethernet или DSL), и так же, как и в цифровом варианте, дает возможность получить несколько номеров и одновременных разговоров. В табл. 2 приведено сравнение вариантов.
Наименование | Аналоговый | Цифровой | VoIP |
Телефонный номер | Обычно один номер или объединение нескольких аналоговых линий для получения многоканального номера | Многоканальный, несколько номеров на одной линии связи | |
Число одновременных разговоров на одной линии связи | Один | Несколько одновременных разговоров, 64 Kbps на один разговор | Несколько одновременных разговоров, в зависимости от используемого кодека от ~12 Kbps до ~88 Kbps на один разговор |
Создание линии связи | Необходимо протянуть отдельный провод | Используется существующая линия связи. Для DSL-подключения: тот же провод, что и для аналогового.Для прямого IP-подключения: тот же провод, что и для Интернета | |
Слагающие стоимости «инсталляции» линии связи | Стоимость отдельного порта на телефонной станции оператора связи.Стоимость прокладки провода.Стоимость настройки оборудования | Так как используется уже существующая линия связи, то только стоимость настройки оборудования | |
Какое телефонное оборудование необходимо иметь в офисе? | Любой аналоговый аппарат или телефонную станцию с аналоговыми портами | Телефонную станцию с цифровыми портами | IP-телефоны или аналоговые шлюзы (для подключения аналоговых аппаратов).И в зависимости от места размещения IP PBX (см. дальше) телефонная станция – IP PBX |
Какие требования к оборудованию компьютерной сети офиса | Нет | Нет | Поддержка технологии VoIP |
Можно ли сохранить старый номер при переезде в другой офис? | Номер может быть сохранен, если в новом офисе тот же оператор связи и та же АТС | Номер может быть сохранен, если в новом офисе тот же оператор связи | Номер в большинстве случаев сохраняется |
Что нужно сделать для расширения количества линий? | Протянуть дополнительный провод, «купить» еще один аналоговый порт в офисную АТС.В большинстве случаев аналоговые офисные АТС имеют фиксированное количество портов, и если свободных больше нет, необходимо купить еще одну станцию | Если требуется больше 30 линий, то протянуть еще один провод и «купить» еще один цифровой порт на офисной станции | Ничего или расширить пропускную способность существующего IP-канала связи |
Стоимость междугородных звонков | По тарифам основного оператора связи или оператора интернет-телефонии с предоплатой | По тарифам основного оператора связи или оператора интернет-телефонии с предоплатой или по корпоративному тарифу | По тарифам основного оператора связи или оператора интернет-телефонии по корпоративному тарифу или по стоимости прямого подключения к оператору интернет-телефонии (обычно дешевле, чем по карточкам или корпоративному тарифу) |
Стоимость межофисных звонков | Бесплатно |
Согласно прогнозам развития телекоммуникационного рынка локальные операторы связи следуют общемировым тенденциям в отношении предоставления телефонного соединения по IP-каналам – VoIP. Одна из основных причин, по которой они стремятся подключить клиентов IP-сети, заключается в том, что за счет использования единой мультсервисной сетевой инфраструктуры операторы могут в одном канале связи (в одном проводе) предоставить больше услуг по более низкой себестоимости: телефония, Интернет, видеотелефония, мультимедийные конференции и т. д. Это значит, что запрос на подключение к телефонии у таких операторов по VoIP-каналу обычно ниже, чем по традиционному. А с точки зрения расширения количества телефонных линий и стоимости звонков, то, как мы видим из табл. 2, VoIP-каналы позволяют нам больше экономить на междугородных и межофисных звонках и при этом сохранять номер при переездах из офиса в офис.
Рис. 1 |
Теперь давайте рассмотрим, как выглядят схема подключения и состав оборудования офиса с традиционной и с IP-телефонией. В том и в другом случае нам необходимо решить следующие телекоммуникационные задачи: подсоединение к городской АТС, создание внутренней корпоративной телефонии, внутренней компьютерной сети, безопасное подключение к Интернету. На рис. 1 приведены схемы подключения оборудования в офисе с традиционной и с IP-телефонией, а в табл. 3 описано, как эти задачи решаются при обычном подходе и на базе оборудования корпоративной IP-телефонии.
Коммуникационная задача малого офиса | Традиционная телефония | Корпоративная IP-телефония |
Подключение к городской телефонной сети | Отдельный канал связи (аналоговый или цифровой). Канал связи подключается к телефонной станции | Используется один канал связи как для Интернета, так и для подключения IP-телефонии.VoIP-трафик поступает на вход маршрутизатора. Внутри маршрутизатора находится IP-телефонная станция. Если оператор связи не может одновременно в одном IP-канале предоставить Интернет и VoIP, то в этом случае телефония приходит традиционным каналом (аналоговым или цифровым), а преобразуется в VoIP уже самим маршрутизатором |
Создание внутренней корпоративной телефонии | Создается на базе отдельной телефонной станции | Телефонная станция находится внутри маршрутизатора. IP-телефоны подключаются к коммутатору локальной сети офиса |
Безопасное подключение к Интернету | Осуществляется через маршрутизатор, который в совокупности со специализированным ПО на серверах и рабочих станциях обеспечивает безопасное подключение к Интернету | |
Создание внутренней компьютерной сети | Локальная сеть офиса создается на базе коммутатора. Рабочие станции подключаются к коммутатору, и от телефонной станции к каждому рабочему месту тянется отдельная пара проводов для подключения телефона. Таким образом, на каждом рабочем месте две розетки | Рабочие станции сотрудников подключаются к компьютерной сети через IP-телефон. Таким образом, на каждое рабочее место нужно тянуть в два раза меньше проводов |
В офисе с традиционной телефонией нам необходимо иметь три различных устройства (АТС, коммутатор локальной сети и маршрутизатор), два подключения к операторам (телефонное и Интернет) и на каждом рабочем месте по две розетки: для ПК и телефона. В офисе с корпоративной IP-телефонией потребуется два устройства (коммутатор локальной сети и маршрутизатор – IP-телефонная станция находится внутри маршрутизатора), одно подключение к оператору и по одной розетке на каждом рабочем месте (т. е. в два раза меньше проводов). При этом VoIP-подключение к городской АТС изначально многоканальное, тогда как традиционная телефонная станция зачастую поддерживает только аналоговые линии.
Рис. 2 |
Если же небольшая компания располагается в нескольких офисах, то перед нами встает еще и задача по объединению их компьютерных и желательно телефонных сетей. На рис. 2 приведены способы решения этой задачи в офисах с традиционной и на базе корпоративной IP-телефонии, а в табл. 4 – различия в подходах.
Коммуникационная задача объединения двух малых офисов | Традиционная телефония | Корпоративная IP-телефония |
Объединение компьютерных сетей офисов | Для решения этой задачи используется IP-канал от оператора связи, внутри которого организуется безопасное (чаще всего VPN) соединение между офисами. В результате их сотрудники могут работать с одними и теми же программами, базами данных и сетевыми сервисами (например, е-mail), серверы которых управляются и контролируются в центральном офисе. Настройка рабочей станции сотрудника может выполняться системным администратором удаленно | |
Объединение телефонной сети офисов | В каждом офисе отдельная телефонная сеть, которая управляется автономно, т. е. для внесения изменений (добавить внутренний номер, подключить телефон, добавить новую линию связи) необходим визит специалиста. Звонки из офиса в офис осуществляются через городскую телефонную сеть и в большинстве случаев оплачиваются по тарифам оператора связи. В каждом офисе свой городской номер телефона, своя внутренняя нумерация. Компания оплачивает счета для подключений к телефонным операторам связи | Единая корпоративная телефонная IP-сеть с единым планом нумерации – короткий номер для каждого сотрудника, в том числе при звонках из офиса в офис. Звонки между офисами идут по IP-каналу (тому же, что используется для подключения к компьютерной сети центрального офиса) и, следовательно, бесплатные. Телефонная станция физически находится в центральном офисе, управляется и контролируется специалистом в центральном офисе. Все настройки IP-телефонов в офисах выполняются удаленно из центрального. Для всей компании используются одно многоканальное подключение к телефонному оператору связи и единый городской многоканальный номер(а) |
Переход на корпоративную IP-телефонию в случае объединения двух офисов позволяет использовать единый план нумерации, одни и те же городские номера и централизованное подключение к оператору связи. Сотрудники центрального и удаленных офисов могут звонить друг другу с применением коротких номеров и при этом бесплатно – голосовые пакеты будут следовать по IP-соединению, а не через городскую телефонную сеть.
Точный ответ на данный вопрос зависит от конкретной ситуации. Но очень важно уметь правильно рассчитывать стоимость системы корпоративной IP-телефонии. Зачастую в таких случаях принимается во внимание только цена необходимого оборудования в момент закупки. Это не совсем верный подход. При переходе на какую-либо систему нужно включать в расчет стоимость не только самой техники, но и ее обслуживания в течение всего периода эксплуатации, тогда мы получим реальную цену. Практика доказала, что эксплуатация системы корпоративной IP-телефонии на 40–85% дешевле, чем традиционной. Закупочная же стоимость оборудования обоих видов связи примерно одинакова или может отличаться на 10–15%. Если же в компании уже существует или внедряется конвергентная сетевая инфраструктура, то переход на корпоративную IP-телефонию для нее будет дешевле по сравнению с приобретением оборудования обычной АТС.
Если рассматривать структуру стоимости традиционной и IP-телефонии, то можно выделить следующее: в первом случае – дорогая станция, а аппараты более дешевые; во втором – станция в пересчете на количество абонентов дешевая, а IP-телефоны несколько дороже цифровых. В реальных проектах часто получается сопоставимая сумма.
Первый, самый простой пример. Возьмем небольшую компанию с двумя офисами в одном городе. Когда сотрудник звонит по городскому номеру, то обычно организация оплачивает эти звонки. Если сотрудники обоих офисов часто разговаривают друг с другом, то за месяц только на внутреннем общении набегает кругленькая сумма. С другой стороны, для того чтобы сотрудники из двух офисов могли работать с единой корпоративной информационной системой, между ними обычно создается какой-либо IP-канал. При использовании корпоративной IP-телефонии звонки между этими офисами проходят не по городской телефонной сети, а через тот же IP-канал. Это значит, что сразу же исчезают ежемесячные счета за звонки. А если офисы компании находятся в разных городах? А если это несколько офисов? Понятно, что в таких случаях размер ежемесячной экономии только увеличивается. При этом все звонки в город (не между офисами) сотрудники совершают в обычном режиме.
Второй пример из жизни малых компаний, которые периодически переселяются из одного помещения в другое, или происходят какие-либо перемещения сотрудников. Что должен сделать системный администратор для сохранения номера сотруднику, переезжающему в другую комнату? Чаще всего он перепрограммирует телефонную станцию и/или перекоммутирует провода на телефонном кроссе с одного порта на другой. И тратит на это порядка 10–60 мин в зависимости от ситуации плюс посещение этого офиса. Если же в компании используется система корпоративной IP-телефонии, то сотрудник при переезде просто захватывает с собой свой IP-телефон, включает его в компьютерную розетку на новом рабочем месте и все – аппарат автоматически сохраняет прежний номер.
Третий пример. В системе корпоративной IP-телефонии от Cisco Systems существует сервис, называемый Extension Mobility. Если он включен, то телефонный номер может присваиваться не только аппарату, но и сотруднику фирмы. Этот номер он может загрузить на любом IP-телефоне в своем или в любом другом офисе компании: на аппарате есть экран с HTML-браузером, на котором он вводит имя пользователя и пароль. После регистрации на этот IP-телефон загружается телефонный профиль сотрудника: номер, права на звонки, доступ к голосовой почте, к корпоративному телефонному справочнику и т. п. Все входящие звонки на номер сотрудника будут приходить на этот аппарат, а когда он будет звонить, то все будут видеть, кто это. Если в компании есть сотрудники, которые периодически перемещаются из офиса в офис, то это значит, что в любом из них они могут загрузить свой номер на любом рабочем месте. Если же офис с мобильными рабочими местами, то сотрудник занимает то, что в данный момент свободно, и опять же загружает свой номер.
Четвертый пример. Рассмотрим развертывание телефонной системы в новом офисе. При использовании обычного типа связи мы выполняем ряд обязательных операций: монтируем станцию, с каждого рабочего места заводим на нее провод, программируем ее, выдаем телефоны – в лучшем случае на это уйдет день. Если же в компании внедрена корпоративная IP-телефония, то в новом офисе на столах просто расставляются IP-телефоны, которые будут управляться IP-станцией, находящейся в центральном офисе. И даже если принимается решение, что в каком-то отделении тоже надо установить IP-станцию, то ее инсталляция сведется к монтажу сервера в стойку, подключению его к компьютерной сети и расстановке IP-телефонов на столах. Не нужно прокладывать никаких отдельных проводов от каждого аппарата к станции, так как все они подключаются к компьютерной сети. Нет необходимости программировать станцию после монтажа – все настройки удаленно выполнит администратор из центрального офиса. Таким образом, скорость (читай – стоимость развертывания) системы корпоративной IP-телефонии значительно выше (дешевле), чем традиционной АТС.
Пятый пример. При использовании обычной связи на рабочем месте сотрудника, как правило, устанавливаются две розетки: одна для компьютера, а вторая для телефона. IP-аппараты включаются непосредственно в сеть, а компьютеры подключаются к ней через IP-телефон. Это значит, что на каждое рабочее место теперь нужна только одна розетка. При создании кабельной инфраструктуры офиса экономия на розетках и проводке зачастую выливается в кругленькую сумму. Кстати, в 95% случаев такие аргументы являются решающими для компаний, переезжающих в новые здания.
Шестой пример. Как в компании с традиционной телефонией обеспечивается актуальность справочника внутренних номеров? Самое простое – секретарь составляет его в формате А4, а дальше все его распечатывают. В случае изменений справочник нужно обновлять, т. е. перепечатывать. При использовании системы корпоративной IP-телефонии он всегда доступен в режиме on-line на экране IP-аппарата. Как только происходит какое-либо изменение, оно вводится на телефонной станции и сразу становится доступным всем сотрудникам компании независимо от того, в каком офисе они работают.
Седьмой пример. Видеотелефония. Что нужно сделать, чтобы превратить традиционную систему телефонии в видеотелефонию? Поверьте – многое и не дешево. В системах корпоративной IP-телефонии для этого чаще всего нужно просто поставить видеокамеру, а IP PBX уже поддерживает видеосервис. Учитывая, что видеотелефония значительно сокращает необходимость в командировках (чтобы «посмотреть в глаза»), то стоимость ее внедрения на этом фоне выглядит несопоставимо низкой.
Восьмой пример. Предположим у компании в разных городах есть несколько филиалов, и во всех необходимо обеспечивать техническую поддержку. Тогда при использовании системы корпоративной IP-телефонии не нужно нанимать специалистов в каждом городе, поскольку для управления всей сетью компании достаточно одного. За примерами далеко ходить не надо: в одном украинском банке, который имеет более трех тысяч IP-телефонов в нескольких городах, поддержкой корпоративной IP-телефонии занимается один человек!
Девятый пример. Как вы читаете корпоративную электронную почту в командировках? Наверное, из гостиницы или из интернет-кафе через Интернет подключаетесь к своей корпоративной сети и читаете и посылаете электронные письма. А теперь представьте, что на вашем ноутбуке установлен клиент не только электронной почты, но и корпоративной IP-телефонии. Это значит, что так же, как вы подключаетесь к серверу корпоративной почты, вы можете подсоединиться к серверу корпоративной IP-телефонии. Зачем? А затем, чтобы практически бесплатно совершать звонки в офис или даже междугородные и международные звонки через сеть своего предприятия.
Десятый пример. Скажите, у кого из сотрудников в вашем офисе нет сотового телефона? Скорее всего, у подавляющего большинства он есть. А вы знаете, что производители мобильных трубок (Nokia и Motorola) начали выпуск моделей, поддерживающих GSM и Wi-Fi? Но самое интересное заключается в том, что если в вашей компании используется корпоративная IP-телефония, то как только вы оказываетесь в области действия своей офисной сети Wi-Fi, на ваш сотовый аппарат загружается ваш корпоративный номер телефона. При этом вы продолжаете принимать входящие GSM-звонки наряду со входящими звонками коллег по внутренней телефонной сети. А когда вы совершаете исходящий звонок, то он идет не через сеть GSM-оператора, а по вашей корпоративной сети, по Wi-Fi. В конечном счете, если ваш стиль работы предполагает постоянное перемещение по офису, то в этом случае вам может даже не понадобиться стационарный IP-телефон – ваш внутренний номер всегда будет с вами в нагрудном кармане или на поясе – в вашей мобильной трубке. Экономия здесь получается как на бесплатных звонках в город через Wi-Fi, так и в возможном уменьшении необходимого числа IP-телефонов.
Унифицированные коммуникации (Unified Communications – UC) являются естественным следствием конвергенции в коммуникационной индустрии – одновременной передачи всех видов трафика по единой IP-инфраструктуре. Исторически различные формы связи – телефония, e-mail, ICQ, сотовая и т. д. – были разработаны независимо друг от друга и предлагались на рынке как отдельные продукты. Появившаяся возможность передавать все виды трафика по единой IP-инфраструктуре и наличие открытых стандартов, таких как SIP, создало новую парадигму коммуникаций. UC реализуют принцип взаимодействия с помощью любых имеющихся под рукой средств связи независимо от доступной для них в настоящий момент среды коммуникации. Например, с сотового аппарата на программный IP-телефон или клиент обмена мгновенными сообщениями (IM).
Согласно заключению исследовательского агентства Gartner, наибольшая ценность унифицированных коммуникаций состоит в том, что они позволяют исключить задержки в бизнес-процессах компаний, обусловленные нерезультативными попытками установить связь сотрудников друг с другом. Например, чтобы вместо трех действий (сначала позвонить на стационарный телефон и убедиться, что коллеги нет на месте; после этого набрать номер сотового и услышать, что он вне зоны действия, и наконец, оставить ему сообщение в голосовом ящике) можно было выполнить только одно – последнее. В то время как различные методы коммуникации могут быть использованы по отдельности (например, телефонный звонок и служба обмена мгновенными сообщениями), компании получают дополнительный синергетический эффект и повышение эффективности работы каждого сотрудника за счет объединения всех этих видов коммуникаций в единой унифицированной форме. Ключевыми технологиями, на основе которых создаются системы унифицированных коммуникаций, являются IP-телефония, VoIP, e-mail, аудио- и Web-конференции, голосовая и унифицированная почта (унифицированный обмен сообщениями: голосовая почта, е-mail и факсы), обмен мгновенными сообщениями и сервис Presence – один из новых в системе унифицированных коммуникаций. Он является средством динамического контроля статуса присутствия абонента в сети и его предпочтениях по способу установления связи с ним в текущий момент. Presence по своей сути – заменитель всем нам привычных гудков в трубке, он позволяет абоненту перед набором номера увидеть статус присутствия в сети вызываемого абонента и тот способ связи, который он в настоящий момент предпочитает: на офисный, на мобильный номер, голосовую почту, SMS и т. п. Соответственно, каждый сотрудник больше не тратит впустую время, набирая все известные ему номера коллеги, для того чтобы попытаться установить соединение. Теперь он делает это с первой попытки, тем самым высвобождая время для занятия своими основными обязанностями, производительность его растет, а следовательно, растет и производительность всей компании в целом.
Во времена Чарли Чаплина и фильма «Броненосец "Потемкин"» немое кино достигло немыслимых высот. Однако история нам говорит, что именно тогда ему грозила некая опасность – звук. Виктор Шкловский, один из самых влиятельных критиков тех лет, сказал: «… кино не нужен звук, говорящее кино – такой же нонсенс, как поющая книга…». Но, как мы знаем, настала другая эпоха, когда кино даже в домашнем кинотеатре приобрело звучание Dolby Surround. Трагедия в том, что мы не желаем менять сложившиеся стереотипы и предпочитаем оставлять все как есть, делать так, как делали всегда, и при этом признаем, что наше будущее находится в полной зависимости от научно-технического прогресса.
Уже стартовала технология следующего поколения – унифицированные коммуникации, для которой корпоративная IP-телефония является базисным элементом из «прошлой» жизни. И она говорит нам, что современные коммуникации – это не просто связь, а эффективное ведение бизнеса, без траты времени на непроизводительные операции. А эффективность нужна всем – и большому, и малому бизнесу. И ее ценность (не цена) для бизнеса любого масштаба одинаково велика.
Автор является менеджером по развитию бизнеса Cisco Systems