Обзор Avermedia Live Gamer ULTRA 2.1: первая карта захвата с поддержкой HDMI 2.1

Опубликовал
Артем Лисайчук

Люди, жизнь которых связана с созданием видео о видеоиграх, три года ждали карту захвата с поддержкой HDMI 2.1 и других бонусов этого стандарта. Одной из первых, кто представил желанный инструмент для записи видео в высоком разрешении стала Avermedia со своей картой захвата Avermedia Live Gamer ULTRA 2.1 (GC553G2). Какой получилась новинка и что за возможности предлагает подробно расскажем в нашем обзоре ниже.

Технические характеристики Avermedia Live Gamer ULTRA 2.1

Комплектация LIVE GAMER ULTRA 2.1 (GC553G2)
HDMI 2.1 UHS кабель
USB 3.2 Gen 2 Type-C кабель
4-пиновый 3.5mm Audio кабель
Инструкция по настройке
Вес 115 г
Размеры 120 x 70 x 27.6 мм
Интерфейс подключения к ПК USB 3.2 Gen 2 Type-C (10 Гбит/с)
Интерфейсы ввода/вывода HDMI 2.1 In
HDMI 2.1 Out
4-пиновый 3.5mm Jack вход для гарнитуры
4-пиновый 3.5mm Jack вход для геймпада
Максимальное качество сквозного сигнала 2160p144 HDR/VRR
1440p240 HDR/VRR
1080p360 HDR/VRR
Максимальное качество захвата сигнала 2160p60 (Windows)
2160p30 (macOS)
Поддерживаемое разрешение 2160p, 1440p, 1080p, 1080i, 720p, 576p, 576i, 480p, 480i
Поддерживаемые форматы видео YUY2, NV12, RGB24, P010(HDR)

Внешний вид и комплектация

Карта очень маленькая. Размером со стандартную компьютерную мышку и почти вдвое меньше моей старенькой Live Gamer EXTREME (GC550). Тем не менее маленький размер не помешал разместить два полноценных HDMI 2.1 на вход и выход, USB-C для подключения к ПК, а также два mini-Jack 3.5 mm для подключения гарнитуры и геймпада.

Комплектация стандартная для подобных устройств: это сама карта захвата, скоростной HDMI 2.1, USB-C UBS 3.2 Gen 2 (10Gbps), 4-пиновый mini-Jack 3.5mm для подключения геймпада и инструкция по быстрой настройке устройства (к сожалению, без украинского языка).

Программное обеспечение и драйверы

После подключения устройства к ПК можно сразу запустить OBS и начать запись или стрим, но рекомендую в первую очередь установить AVerMedia Gaming Utility. Приложение дает возможность обновить прошивку, настроить RGB-подсветку, звук и самое главное — увидеть сигнал какого качества передает консоль. Важное уточнение, отображается именно сигнал сквозной передачи изображения, а не захвата. Также Gaming Utility показывает какая программа использует устройство, что в отдельных случаях может быть очень полезно.

Курс Power Skills For Tech від Enlgish4IT.
Зменшіть кількість непорозумінь на робочому місці та станьте більш ефективним у спілкуванні в мультикультурній команді. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Реєстрація на курс

RGB регулируется стандартно: яркость, 15 различных режимов эффектов и их скорость. Управление подсветкой можно доверить сторонней системе, в настоящее время поддерживается только ASRock Polychrome RGB и MSI Mystic Light, или же вообще отключить. Почти во всех режимах на минимальной яркости подсветка движется заметными рывками.

Моя материнская плата хоть и имеет USB Type-C с поддержкой USB 3.1 Gen 2 (10Gbps), но контроллер оказался проблемным. Со стандартными драйверами звук практически не работал при захвате в OBS, XSplit и ReCental в 4К/60, при этом сквозная передача данных была в норме. Только установка более старой версии драйверов решила проблему со звуком, но взамен драйвер ограничил скорость передачи данных до 5Gbps.

Поэтому режимы захвата изображения ограничились с 4K/60fps до 4K/30fps, с 2K/120 до 2K/60 в SDR-режимах, а также с 4К/30 до 2К/30 с HDR-сигналом. На сквозной сигнал эти ограничения не влияют. Замечу, что это проблема исключительно моей материнской платы, сама карта захвата работает корректно. Поэтому небольшой совет, проверьте наличие поддержки USB 3.2 или USB 3.1 Gen 2 со скоростью передачи данных 10Gbps и выше чтобы карта полностью себя раскрыла.

В описании последнего обновления (1.0.6.2) указано, что появилась возможность записывать RGB24 4K/30, для этого нужно переключиться в режим HDMI 2.0 в приложении Gaming Utility. Что интересно в перечне поддерживаемых форматов указано, что в формате RGB24 максимальное разрешение записи 2560x1440p при 60fps. Вероятно эта информация уже является устаревшей. Карта также работает на Mac и Linux, но с ограничением записи до 4К/30.

Звук Avermedia Live Gamer ULTRA 2.1

Управление звуком очень простое и удобное, есть отдельные ползунки для регулировки звука передаваемого по HDMI, наушников и микрофона. Также каждый источник звука отдельно можно заглушить. Звук в наушниках громкий, даже слишком (я подключал Sony PlayStation Gold), а вот звук с микрофона хуже, чем если подключать этот самый микрофон к звуковой карте. Но как временный вариант для стримов сгодится. В случае подключения геймпада через специальный вход комплектным 4-пиновым AUX (TRRS), он автоматически заменяет собой звук передаваемый по HDMI. То есть в настройках PS5 можно включить вывод звука через геймпад, а с него звук будет передаваться на карту захвата отдельным проводом. При этом микрофон в геймпаде перестает работать, поскольку система PS5 распознает такое подключение как «гарнитуру». Если подключать в геймпад 3-пиновый mini-Jack 3,5mm (TRS) (или воспользоваться разветвителем с TRRS на отдельные штекеры микрофон/звук), то консоль воспримет карту захвата как «наушники», а микрофон в геймпаде продолжит работать для общения в консольном голосовом чате. Важно, если воспользоваться разветвителем, то TRS нужно подключать именно в геймпад.

Я не вижу в этой схеме постоянного рабочего варианта, разве что как временные костыли в случае некорректной работы звука по HDMI, или если у вас специфические условия или задачи. Также хотелось бы иметь возможность в Gaming Utility выбирать источник звука с HDMI или с геймпада.

Через вход для геймпада можно подключить любой другой источник звука, например телефон или микрофон. Важное уточнение относительно подключения отдельно микрофонов. Вход для гарнитуры принимает любой микрофон, а вот вход для геймпада работает только с микрофонами, которые имеют фантомное питание (типа BOYA BY-M1), или другим источником, который питается отдельно (телефон, планшет, плеер, внешняя звуковая карта с выходом на наушники и т.д.). Также голос намного громче если подключать микрофон к гарнитурному входу.

Карта не поддерживает звук 5.1, что меня немного разочаровало, но на сайте производителя есть обнадеживающая публикация что со временем эту возможность могут добавить.

Возможности записи видео

Первое, что нужно знать, максимально возможное качество записи видео не влияет на сквозной сигнал. На телевизор или монитор изображение будет выводиться в 4К/120, даже если максимальное качество записи будет ограничено 4К/30. Также следует понимать, что консоли автоматически определяют возможности вашего ТВ или монитора, и в отличие от ПК, на них нельзя принудительно установить 4К разрешение, если подключен 1080р-монитор. Карта захвата не является AV-ресивером и в этом случае для консоли она «невидима». Но это ограничение довольно легко обойти, если не выводить изображение с карты захвата на экран. Тогда консоль определяет Live Gamer ULTRA 2.1 как 4К экран с поддержкой 120 Гц, VRR и HDR и соответственно, можно записывать геймплей в максимальном качестве (4К/60) даже если у вас FullHD-монитор. Недостатком этого метода является то, что придется играть из окна просмотра в OBS или RECentral, а они имеют небольшую задержку, которая ощущается в динамичных играх. Привыкнуть к ней можно, особенно если в игре мало динамики, но в свеженький Prince of Persia: The Lost Crown таким способом играть было не очень комфортно.

Базовые возможности вывода и захвата сигнала

Сквозной сигнал SDR/HDR/VRR 3840X2160p144
3440x1440p120 (UltraWide)
2560X1440p240
1920X1080p360
Запись SDR (NV12) 3840X2160p60
3440x1440p60 (UW)
2560X1440p120
1920X1080p240
Запись HDR (P010) 3840X2160p30
3440x1440p30 (UW)
2560X1440p60
1920X1080p120

Карта захватывает несжатый поток в формате NV12 4:2:0 в 4К 60fps. Если консоль передает сигнал HDR, то для записи видео в HDR в RECentral достаточно нажать кнопку «HDR», что бы программа автоматически переключилась в формат P010 и подобрала максимально доступные настройки разрешения и FPS (это если поставлена галочка «Автоматические настройки» в меню карты, в противном случае нужно настраивать качество вручную).

В OBS все придется настраивать собственноручно. Этот процесс не отнимет много времени, но несколько минут придется разбираться. Также стоит знать, что запись видео в HDR осуществляется исключительно силами видеокарты в h265 (HEVC).

На первом скриншоте показано, что YouTube получает изображение в SDR, а сквозной сигнал карта передает в 4К 120 Гц HDR

Что хорошо, и OBS, и RECentral умеют «проявлять» HDR сигнал в SDR. Это означает, что сквозной сигнал на подключенном ТВ или мониторе будет в HDR, а на стриме зрителям будет идти нормальная картинка. Но стримить в SDR и одновременно записывать видео в HDR не получится.

При конвертации сигнала RECentral немного видоизменяет картинку по балансу белого и добавляет контраста, а OBS наоборот, теряет его. Но это заметно лишь при прямом сравнении и в целом никак не влияет на восприятие цветов.

SDR RECentral
SDR OBS
HDR OBS
HDR RECentral

SDR RECentral / SDR OBS / HDR OBS / HDR RECentral

Карта не способна записывать 4К/120fps, скорее всего, конечная цена продукта является одним из факторов этого ограничения. Конечно, мало какие игры могут работать с такими параметрами на консолях, но уже упомянутый Принц Персии может. Также нужно учитывать, что захватывать изображение можно не только с консолей, но и с любых других источников видео, в том числе фотоаппаратов, видеокамер и других ПК, которые могут обеспечить 4К/120, так что такая возможность не была бы лишней.

Сравнение со старой картой захвата в 1080p

Ради любопытства я решил сравнить качество изображения со старой моделью (LGX GC550) в режиме 1080p/60. Ожидаемо, никакой разницы в качестве изображения я не заметил. Едва заметные отличия лишь в оттенке, Live Gamer ULTRA 2.1 (LGU) тяготеет к зеленому, а LGX к мадженте. А вот задержка в окне просмотра в OBS ощутимее со старой картой захвата. Также отличие разных поколений карт в том, что LGU рассчитана на современные консоли, а потому новая карта не имеет компонентного входа, как и переходников для них. Так что любителям возвращаться к старым консолям, типа PS3 и более старым, стоит запастись сторонними преобразователями сигнала из аналогового в цифровой. Или же иметь для таких задач еще одну карту захвата с аналоговым входом.

Сравнение изображения в 1080p. Live Gamer ULTRA 2.1 и Live Gamer EXTREME

Цена и конкуренты Avermedia Live Gamer ULTRA 2.1

Цена Avermedia Live Gamer ULTRA 2.1 (GC553G2) составляет 13440 грн. Среди прямых конкурентов с поддержкой HDMI 2.1 лишь другая карта от Avermedia — Live Gamer 4K 2.1 (GC575) которая подключается по PCIe Gen 3 x4, но стоит так же — 13400 грн. Анонсированные в прошлом году Asus TUF Gaming Capture Box-4KPRO (USB) и Elgato 4K X (USB) и 4K Pro (PCIe) до сих пор не появились в продаже.

Среди доступных конкурентов без поддержки HDMI 2.1, но с возможностью записи 4К/60 можно выделить старые модели Elgato 4K60 Pro MK.2 (PCIe) по цене от 10000 грн, и Elgato 4K60 S+ (USB) которую еще можно найти в некоторых магазинах по цене от 19000 грн или на вторичном рынке. Из преимуществ обе карты от Elgato умеют писать 4К HDR даже при 60fps.

Disqus Comments Loading...