Cronos: The New Dawn — попытка студии Bloober Team, известной своей любовью к психологическому ужасу, расширить горизонты и погрузить игроков в мир, где прошлое и будущее переплетены в жуткой петле. Игра вышла 5 сентября 2025 года и сразу привлекла внимание — как фанатов Silent Hill и Dead Space, так и тех, кто любит survival-horror с уклоном в европейский антураж. Но действительно ли здесь «новый рассвет» жанра, или скорее еще один туманный коридор, где тебя подстерегает знакомая тьма?
Содержание
Bloober Team всегда делала ставку на психологическую составляющую, и Cronos: The New Dawn в этом смысле не исключение. События происходят в двух измерениях — постапокалиптическом будущем и мрачной Польше 1980-х, где мир уже успел пережить катастрофу под названием, нет не социал-коммунизм, а что-то с вайбом «12 обезьян» или «Бегущий по лезвию».
В центре повествования — загадочный Путешественник, точнее Путешественница, агент организации Коллектив, которая получает задание отправиться в путешествие сквозь время. Ее цель звучит просто: найти источник изменений и остановить распространение угрозы. Но как всегда у Bloober, за простотой стоит куча символов, метафор и «лишних» психологических теней.
С первых минут чувствуется, что разработчики вложили много внимания в мироздание. Локации Cronos: The New Dawn — живые, или скорее мертвые, свидетели прошлого. Госпитали, металлургические заводы, лаборатории, старые аббатства. Все это дышит советским брутализмом и ретро-футуристическими технологиями, которые выглядят одновременно знакомо и чужеродно. Здесь легко забыть, что ты в видеоигре: кажется, ты действительно стоишь среди бетонных коридоров, где в воздухе стоит запах пыли, хлора и тайны.
Атмосфера Cronos: The New Dawn держится на балансе между историческими аллюзиями и вымышленным ужасом. Польша 80-х в игре — метакомментарий к эпохе: тоталитарный контроль, страх перед неизвестным, ощущение, что в любой момент все может пойти не так. Bloober явно пыталась совместить национальную память со всемирным контекстом, и местами это работает на отлично, добавляя игре аутентичности.
Повествование строится не только на диалогах и катсценах, но и на документах, записках, граффити на стенах. Как и в Silent Hill 2, окружающая среда предстает самостоятельным персонажем, который рассказывает историю без слов. Впрочем, в отличие от «американского» ужастика, здесь тон ощутимо славянский: вместо мистических туманов — тяжелый бетон, вместо призраков — человеческие страхи, вплетенные в быт.
Однако есть и светлые, точнее пушистые пятна в этом мраке. Хоть в Cronos: The New Dawn котики не главные герои, их появление в некоторых локациях добавляет неожиданного тепла и живости… и приятных бонусов. Маленькие мурчащие путешественники напоминают: даже в мрачных мирах всегда найдется место для жизни и мелких радостей.
В центре сюжета конфликт между выживанием и моралью. Путешественница может собирать души — сущности, которые наделяют игрока определенным бонусом, но каждый такой акт оставляет на ней психологический шрам. Это создает дилемму: готов ли ты стать сильнее за счет чужой жизни? Хотя нет, это уже СПГС в чистом виде. Вычеркиваем. И хотя сама механика не всегда реализована идеально, как сюжетный инструмент она работает отлично.
Еще один важный штрих Cronos: The New Dawn — путешествия во времени. Благодаря этому игрок чувствует прогресс в познании мира, даже когда физически он ходит по тем же коридорам. Это раздражает, но и затягивает: ты хочешь понять, где сломался этот мир.
Впрочем, не все гладко. Некоторым сюжет может показаться слишком перегруженным символизмом и метафорами, которые легко принять за беспорядок. Bloober традиционно грешит тем, что пытается сказать сразу все и сразу, и порой это превращает повествование в сплошной клубок. Кто-то назовет это глубиной, а кто-то хаосом.
Атмосфера Cronos: The New Dawn держит крепко. Мрачный мир, музыкальное сопровождение и продуманная архитектура создают ощущение, что ты действительно попал в знакомую, но чужую реальность.
И, наконец, главное: сюжет здесь все же больше «для галки». Он не заставляет задавать вопросы и о прошлом, и о будущем, и о собственных выборах. Хотя финальные ответы не всем покажутся убедительными, сам путь к ним стоит того, чтобы пройти его.
Если сюжет в Cronos: The New Dawn напоминает тяжелый сон с символами, то игровой процесс — это скорее кошмар, где ты постоянно оглядываешься на остатки ресурсов и с ужасом считаешь пули. В лучших традициях жанра survival-horror бояться здесь придется не только монстров, но и собственной невнимательности: слишком часто простой проход по коридору заканчивается тем, что в кармане пусто, а впереди уже подстерегает чудище, которое потребует не несколько метких хедшотов, а чего-то большего.
Авторы пытались сделать ставку на огонь. И это не метафора: врагов желательно добивать пламенем, иначе они могут слиться с трупами и вернуться в более страшной форме. Но работает это далеко не всегда, ибо к этому моменту я уже успел устроить настоящую массакру для местной фауны. В чем его эффективность, так это в оцепенении врагов на несколько секунд и это дарит нам драгоценное время.
Благодаря этому в Cronos: The New Dawn возникает дополнительный уровень тактики. Окружение становится инструментом выживания. Взрывные бочки, зажигательные ловушки, узкие коридоры — все можно использовать против врагов. Это напоминает старые добрые времена, когда игрок должен был быть креативным, а не только бездумно стрелять в сторону агрессивно настроенной биомассы.
Что касается боя — он ощутимо «тяжелый». Путешественница движется медленно, атаки имеют ощутимую инерцию, и отсутствие классических уклонов или парирований может сбить с толку фанатов современных soulslike. Но это сделано неслучайно: игра пытается заставить чувствовать слабость и хрупкость героя. В скафандре, которому позавидовал бы Томас Зейн, да. Но здесь не про эффектные перекаты, а про отчаянные попытки выжить с тем, что есть под рукой.
Впрочем, не всем такая философия придется по душе. Иногда управление действительно кажется «деревянным», и момент, когда ты умираешь не от ужаса врага, а от неуклюжей анимации, вызывает скорее раздражение, чем страх. Это та грань, где реализм начинает вредить геймплею.
Система инвентаря традиционно ограничена, и это усиливает напряжение. Лишнего с собой не потащишь, приходится выбирать: аналог аптечки или дополнительные боеприпасы, ресурсы для пламени или болторез. Игра напоминает, что настоящий выживач — это не только о боях, но и о менеджменте.
Баланс сложности Cronos: The New Dawn вызывает споры. Есть игроки, которые испытывают кайф от каждой пули, а есть те, кто после третьей смерти подряд готов выбросить монитор в окно. Система автосейвов тоже добавляет масла в огонь. Иногда она сохраняет прогресс в таком неудачном месте, что фактически загоняет в тупик. Это выглядит как искусственное удлинение игры, хотя, возможно, именно так и задумывали авторы.
Но стоит отдать должное — Cronos: The New Dawn не пытается подлизаться к игроку. Это не стрелялка для всех, а честный survival-horror, где каждый шаг дается с трудом. Здесь есть настоящее ощущение угрозы и тот самый пот на ладонях, которого давно не хватало в жанре.
Главный подарок Cronos: The New Dawn — не сюжет или бои, а ощущение постоянной борьбы с собственной тревогой. Здесь нет героизма в стиле Doomguy, нет мощных арсеналов или эффектных добиваний. Есть только ты, хрупкие ресурсы и понимание, что система всегда сильнее.
Это заставляет подходить к игре как к испытанию не только для персонажа, но и для игрока.
Уникальность заключается в том, что авторы пытаются соединить классический survival-horror с философскими подтекстами. Уже упомянутая механика извлечения душ (сущностей) и моральная дилемма, связанная с этим, показывает, что Cronos хочет быть больше, чем просто хождением по темным коридорам.
Но, конечно, не все идеи работают безупречно. Некоторые моменты Cronos: The New Dawn выглядят сыроватыми, баланс хромает, а технические проблемы иногда убивают эмоциональный ритм. В тот момент, когда ты должен чувствовать страх и бессилие, приходится материться на фризы или кривую анимацию. И все же даже это не убивает общее ощущение, а скорее добавляет еще один слой «грязи» к атмосфере.
Важно понимать, что Cronos: The New Dawn не игра для широкой аудитории. Она не пытается быть удобной, не подстраивается под игрока. Это продукт для тех, кто ценит именно накал и атмосферу, даже если придется терпеть определенные неудобства. Именно в этом ее сила и слабость одновременно.
Игра заставляет чувствовать себя незащищенным, и делает это лучше большинства современных глянцевых хорроров. Она грубая, неудобная, иногда даже несправедливая — но именно поэтому кажется настоящей. Это как смотреть старый фильм ужасов на VHS: технически слабо, но духа хоть отбавляй.
В итоге Cronos дарит очень своеобразный эмоциональный опыт. Если вы хотите вспомнить, как это — бояться темноты и реально беречь каждый шар, тогда эта игра теоретически может подарить больше эмоций, чем десяток AAA-проектов.
Графика Cronos: The New Dawn сразу дает понять: перед нами не блокбастер с бюджетом в сотни миллионов. Но это не беда. Стиль подается скорее как атмосферная смесь ретро-хоррора и современных инди-решений. Узкие коридоры и мерцающие лампы, едва держащиеся на проводах, — все это создает правильную эстетику упадка. Здесь мир не гибнет красиво, а скорее гниет медленно и неприятно, и это даже лучше работает на атмосферу.
Модели врагов сделаны детально, но с очевидными компромиссами. Многие из них выглядят одинаково, словно клонированные в едином бестиарии без особой фантазии.
Анимации вызывают смешанные чувства. С одной стороны, они намеренно сделаны медленными. С другой — иногда складывается впечатление, что персонаж движется, словно марионетка, и момент, когда он запинается об условный пиксель на полу, вызывает больше ярости, чем страха. Баланс между стилем и техническим исполнением удалось найти не всегда.
Освещение — один из главных героев игры. Оно играет на нервах лучше любой модели врага. Здесь тени скользят по стенам, а лампа, мигнувшая несколько раз, вдруг гаснет. Все это создает ощущение настоящего survival-horror. В то же время технологически эффекты не уровня современных AAA, так как местами им не хватает объемности, а включенная трассировка лучей иногда откровенно подтормаживает даже на средних конфигурациях.
Оптимизация — больная тема. Игра не выглядит так, чтобы требовать мощную систему, но почему-то любит жестоко нагружать процессор и видеокарту. Автор этих строк прошел игру на ПК в связке AMD Ryzen 5 7600 и MSI Nvidia GeForce RTX 5060 Ti 16GB. Для адептов «честных» кадров плюс-минус приятно будет играть лишь в 1080p: 49-57 к/с. Но если включить генерацию кадров, то геймплей становится куда плавнее. Есть и опция Multi Frame Generation для видеокарт NVIDIA 50-серии. И это очень классный буст для владельцев игровых мониторов с высокой частотой обновления.
Аудиодизайн заслуживает отдельного упоминания. Шелест шагов в темноте, отдаленные удары по металлу, скрежет за стеной — все это работает на атмосферу даже лучше, чем картинка. Саундтрек не слишком навязчивый, но правильно подчеркивает ключевые моменты. Здесь авторы явно понимали, что хоррор часто строится не на том, что видно, а на том, что слышно.
Визуальная составляющая Cronos: The New Dawn выглядит сыроватой в техническом плане, но атмосферной в художественном. Это не игра, которой будут хвастаться на выставках графики, но она умеет давить на нервы с помощью тени, лампы и правильного звука. Оптимизация и баги заслуживают камень в огород разработчиков, и тут уже без поблажек.
Cronos: The New Dawn стоит похвалить за украинскую локализацию. Здесь речь идет не только о субтитрах, но и о полноценном меню и описаниях предметов. Все выполнено качественно, без машинного привкуса. Перевод звучит естественно. Особенно хорошо смотрятся записки и дневники, так как их стиль передает нужный уровень тревоги и психологического напряжения, а некоторые формулировки даже добавляют игре немного собственного колорита.
Украинской озвучки нет, и это, пожалуй, не тот случай, когда она была бы критически необходима: хоррор значительно лучше работает с оригинальными голосами, а субтитров хватает для полного погружения. Важнее, что игра с первых дней позволяет стереть языковой барьер, и это тот жест уважения к аудитории, который хочется отметить отдельно.
В случае Cronos: The New Dawn интересно даже не то что она делает, а как ее пытаются объяснить игроки и критики. Игру крестили «новым Silent Hill», кто-то видел в ней тени Resident Evil 4, а некоторые даже называл ее «инди-версией Dead Space». И в каждом из этих сравнений есть капля правды, но также и преувеличение, которое лишь подчеркивает кризис идентичности этого проекта.
От Silent Hill здесь действительно есть общее и это прежде всего в темпоритме и психологическом нагнетании. Атмосфера постоянного дискомфорта, тени, которые больше пугают, чем враги, и сюжетные намеки (хоть и очень поверхностные) на внутреннюю борьбу персонажа. Тем не менее игре не хватает того сюрреалистического символизма, которым славилась серия Silent Hill. Там за каждым врагом скрывалась метафора, здесь же чудовища больше функциональны — они угроза, а не воплощение личных демонов героя.
Сравнение с Resident Evil 4 возникает из-за системы ограниченных ресурсов, камерного сетинга и тяжелого боя, где пули всегда на вес золота. Но в RE4 это дополнялось более динамичным геймплеем и четкой режиссурой экшена. В Cronos все движется медленнее, с акцентом на напряжение, а не зрелищность.
А вот параллели с Dead Space наиболее ощутимы в тематике изоляции и научно-фантастическом антураже. Темные коридоры, технические помещения, звуки систем, продолжающих работать после гибели людей. Все это очень «мертво-космически-пространственно». Если Dead Space пугал космической безнадежностью, то здесь тебя душит гнилой постсоветский дух заброшенных многоэтажек, заводов и больниц.
Интересно провести параллель Cronos: The New Dawn и с The Callisto Protocol, которая пыталась стать наследником Dead Space, но получилась больше технодемкой, чем полноценным хоррором.
Теперь насчет еще одного потерянного «родственника» под названием Atomfall от Rebellion, которую еще до релиза окрестили то британским S.T.A.L.K.E.R., то альтернативным Fallout. Собственно, параллель с Cronos здесь очевидна: когда игра выходит в жанре survival-horror или постапокалипсиса, критики и игроки сразу пытаются приписать ей «большую семью». Иначе говоря — чтобы объяснить, что это такое, приходится пользоваться аналогиями.
В случае Atomfall это порождает странный кризис идентичности: игроки ждут либо открытого мира как в Fallout, либо атмосферного напряжения как в S.T.A.L.K.E.R. В результате игра может остаться где-то посередине и разочаровать обе группы. Cronos тоже страдает от подобной проблемы, но по факту он не пытается быть ни одним из них. И именно из-за этого возникает ощущение, что ему трудно найти собственный стиль.
Или, например, претендентка на звание GOTY Clair Obscur: Expedition 33 строит свой пафос на общности — группа идет в последний поход, и каждый шаг пронизан ощущением братства перед концом. Каждая жертва здесь часть общей картины, и персонаж не в вакууме, а в кружеве человеческих историй, которые сгорают в общем ритуале.
Cronos: The New Dawn говорит игроку: «Ты сам». Здесь нет плеча товарища, нет ощущения, что тебя поддержит группа. Разве только один причудливый персонаж, мотивы которого становятся понятными в первые минуты знакомства с ним. Есть только холодные коридоры, фрагменты записок и осознание, что твои предшественники были такими же одинокими путешественниками. В этом есть сила, потому что личный выбор приобретает вес, потому что это не коллективная жертва, а твое решение и твоя ответственность.
Такие проекты как бы существуют между именитыми сериями, но не имеют смелости заявить: «Я — самодостаточен». Cronos приблизился к этому моменту, но еще не дошел. Ирония в том, что именно эта размытость иногда делает его привлекательным: он одновременно немного Silent Hill, немного Resident Evil, немного Dead Space и получается такой себе гибрид для тех, кто соскучился по всем сразу.
Cronos: The New Dawn вышла 5 сентября 2025 года сразу на всех ключевых платформах: Windows, macOS, PlayStation 5, Xbox Series X|S и Nintendo Switch 2. Разработчики явно сделали ставку на максимальный охват аудитории.
У Steam для украинского региона базовое издание стоит 1599 гривен. Это не бюджетная цена, но и далеко не тот шокирующий прайс, который мы часто видим на AAA-проекты. Deluxe Edition обойдется в 1899 гривен и добавляет цифровой артбук, саундтрек и несколько скинов Путешественницы и дополнительные ресурсы (энергия, ядро и патроны) в начале игры. Если разница в три сотни гривен для вас не критична, то вариант с бонусами выглядит логично — хотя бы ради саундтрека, который здесь действительно атмосферный.
На PlayStation 5 и Xbox Series X|S цена держится на уровне 1799 гривен и 1600 гривен соответственно. Nintendo Switch 2 получила собственную оптимизированную версию, но, как и ожидалось, с небольшими компромиссами в графике. Зато возможность окунуться в мрачный мир Cronos в портативе — аргумент для тех, кто привык играть на ходу.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.