Когда студентка института DigiPen, Ким Свифт, вместе с командой сокурсников придумала головоломку Narbacular Drop, она вряд ли могла предположить, что через несколько лет ее выпускной проект вырастет в гигантский бренд с комиксами, плюшевыми игрушками и, конечно, армией фанатов. В 2005-м это и правда сложно было предвидеть. Narbacular Drop оказалась маленькой – всего шесть задачек – а еще и не очень красивой.
Жанр платформер/головоломка
Разработчик Airtight Games
Издатель Square Enix
Сайт quantumconundrum.com
Интересная механика головоломок, уютный стиль, сложность
Сценарий забавный, но не смешной, некоторые головоломки монотонны
Если вам понравился Portal, не пропустите эту игру
Однако там была необычная, яркая концепция. Идея игры привлекла внимание журналистов, про проект написали несколько статей. Головоломка начала выигрывать премии и коллектив Ким попал в поле внимания Valve. Дальше было как в Золушке: большая студия наняла всех сотрудников маленькой и в новом офисе бывшие студенты развили идею Narbacular Drop в гениальный Portal.
Последовали миллионные тиражи, Wired назвал Portal одной из главных игр десятилетия. Казалось, после такого успеха, бывшим студентам оставалось только пить шампанское и делать сиквел. Но Ким, лидер команды, почему-то решила пойти против течения. Она уволилась из Valve, переехала из Сиэттла в соседний Рэдмонд и нашла работу в местной Airtight Games.
Quantum Conundrum – ее первый проект без поддержки лучшей студии в мире. И вот, хороший вопрос, а стоит ли чего-то «магия Valve» на самом деле? Можно ли повторить ее в другом месте, с бывшим лидером студии и мешком денег?
Если одним словом, то «нет». Если чуть-чуть длиннее, почти получилось.
Quantum Conundrum очень похожа на Portal. Тоже головоломка, тоже от первого лица. С юмором, фантастическими гаджетами и игривыми интонациями научного фетишизма. Тут даже есть своя версия GlaDOS – профессор Fitz Quadwrangle. Это можно перевести, как «профессор Четыреждыспорников». И, конечно, альтернатива лаборатории Aperture – гигансткий особняк ученого, в котором оказался заперт главный герой.
Совсем, как Portal, игра хороша внутри и снаружи. «Под капотом» продуманная механика. Ваш герой носит на руке перчатку, которая может переключать измерения. В одном из них все плюшевое и весит в десять раз меньше обычного. Во втором мир, наоборот, сделан из чугуна. В третьем время течет очень медленно. Тут можно, например, перейти пропасть по падающим коробкам. А в четвертом другой вектор гравитации. Здесь интерьер сразу начинает улетать вверх.
Щелкать измерениями можно, как телеканалами, на этой идее построена большая часть головоломок. Представьте: вы включаете плюшевую реальность, поднимаете тяжелый сейф, чтобы бросить его через пропасть, потом останавливаете время, обходите длинной дорогой и ловите сейф на другой стороне. При этом, сложность задачек игра поднимает очень осторожно. Сначала она подсказывает вам простые идеи, затем переходит к комбинациям. Сперва вы догадаетесь, что плюшевые сейфы можно прижимать к стене потоком воздуха. А после начнете строить из них лестницы и мосты.
И внешне Quantum Conundrum настолько же замечательный. Дом профессора выглядит, как гибрид между лабораторией Aperture и норой Баггса Банни. Он парадоксально большой и уютный. Везде – гигантские кушетки, книжные тома. У профессора даже есть домашнее животное, телепортирующийся зверек Айк. А в коридорах висят семейные портреты «Четыреждыспорниковых». В разных измерениях картины выглядят по-разному, каждую из них профессор обязательно прокомментирует.
Все это делает Quanrum Conundrum похожим на хорошую детскую книжку, «игра Мумми-троллей». Но при всей грамотной очаровательности, Quantum Conundrum все же, наверное, разочарует некоторых фанатов Portal.
Сценарий первой игры Ким писали два отличных комика Эрик Волпау и Чет Фалижек. А над дизайном работал арт-директор Джереми Беннетт – в его портфолио можно найти Left 4 Dead, Half-Life 2: Episode 2 и фильм «Кинг-Конг». В маленькой Airtight просто не было талантов такого масштаба.
Quantum Conundrum получилась не очень смешной, а некоторые головоломки могут показаться занудными. Игре не хватает внимания к мелочам и, особенно, остроумия. Наверное, именно из этих двух компонентов состоит та самая «магия Valve».
Получилась хорошая головоломка. Жаль, без претензии на величие.