Рубрики ИгрыОбзоры

Обзор Senua’s Saga: Hellblade 2. Продолжение достойное ожиданий

Опубликовал
Артем Лисайчук

Senua’s Saga: Hellblade 2 анонсировали в 2019 году сразу после презентации консолей нового поколения Xbox Series X|S. Трейлер поразил атмосферой, анимациями и детализацией, хотя на тот момент разработка игры только должна была начаться. Получилось ли у авторов меньше чем за четыре года воплотить свое видение в реальность и повторить успех оригинальной игры? Читайте об этом без спойлеров в нашем обзоре Senua’s Saga: Hellblade II.

(не)Спасительница

Как и было обещано в финале Hellblade: Senua’s Sacrifice у Сенуи еще много приключений впереди и одно из них связано с работорговцами. Норманны совершают набеги на острова похищая людей, в том числе из племени Сенуи, которая только что вернулась из путешествия в Гель. Что бы попытаться остановить торговлю людьми героиня решает сдаться в плен, чтобы добраться до Исландии и убить ответственного за эти похищения. С этого момента начинается новая глава в истории Сенуи.

Senua’s Saga: Hellblade 2 — игра, впечатление от которой полностью зависит от личного восприятия истории. В творческом плане это практически безупречная история, которая удваивает достижения оригинала. Сенуа продолжает бороться со старыми и новыми демонами в себе, но на этот раз она не одна.

Онлайн-курс "People Management" від Laba.
Пройдіть шлях від формування відповідальної команди до написання кар'єрної карти для кожного співробітника разом з топменеджеркою з 11-річним досвідом у провідних IT-компаніях.
Детальніше про курс

Все диалоги героев и монологи самой Сенуи выглядят органично и натурально, а в один момент даже с легкой ноткой юмора.

Герои не приходят куда-то только потому, что там хотел сценарист. Их туда приводит история. Каждая остановка и каждое действие является следствием поступков героини. И только один момент не дает мне покоя.

В новой части сценаристы четко дают понять, что на этот раз основное место событий реальный мир, и все кого мы встречаем и кого убиваем реальные люди. Но особенность Сенуи может видоизменять это восприятие реальности наделяя его фэнтезийными красками вдохновленными скандинавской митологией.

Сенуа страдает психозом. Люди с этим психическим расстройством испытывают серьезные нарушения в восприятии реальности (галлюцинации, бред, ступор).

И до определенного момента этот прием работает, но ближе к финалу игры становится все труднее идентифицировать «настоящий» сетинг игры. При попытке проанализировать несколько игровых сцен начинают приходить сомнения и вопросы относительно логичности мироздания. Основной причиной этого являются другие люди, которых мы встречаем.

В Senua’s Sacrifice было логично объяснено, что все, что мы видели, не было реальным, а Сенуа живет в «реалистичном», а не фэнтезийном мире. В Hellblade 2 прямое взаимодействие с людьми ставит под сомнение реалистичный сеттинг игры.

Попытаться объяснить и оправдать можно что угодно и возможно разработчики дадут ответы при повторных прохождениях игры, но хотелось бы сразу видеть по крайней мере логичность мироздания, которая была в первой игре.

Вернулся голос Рассказчицы, с ним связанное интересное повествовательное решение. После прохождения игры можно начать Новую игру, или переиграть отдельные эпизоды, сменив Рассказчицу. В этом случае мы будем слышать историю наших компаньонов и людей, которых мы встречали в своем путешествии. А также их видение того, что происходит с героиней и их отношение к ней. Таким образом для полной картины и понимания, что произошло на самом деле, игру желательно пройти несколько раз.

В Senua’s Saga: Hellblade 2 есть дополнительные материалы, один из них это видео о психозе Сенуи. Его можно посмотреть на канале разработчиков, но в игре он имеет украинские субтитры.

Собрав все Столбы истории (аналог лорных камней из предыдущей игры) откроется еще один Рассказчик, но его я не буду спойлерить. Также Столбы разблокируют дополнительный материал о Греттире, главном герое рассказа, который рассказывают Столбы.

Кроме столбов в игру добавили Каменные Лица за которыми скрыты Деревья повествования. Найти все лица мне не удалось, поэтому какое влияние они имеют на историю мне неизвестно.

Сенуа не избавилась от голосов которые то подбадривают героиню продолжать путь то наоборот, сдаться. А иногда одно и другое одновременно.

Понравилась реализация голосов в субтитрах: с какой стороны мы слышим голос с той стороны появляются титры. Очень элегантное решение, позволяющее не теряться игрокам, не владеющим английским языком.

Игра получила текстовую украинскую локализацию. Перевод выполнен хорошо, опечаток я не заметил, а пресловутые «кредиты» точно отсутствуют.

(не)Безупречна

Прежде чем перейти к геймплейным элементам нужно понять контекст визуальной составляющей игры, ведь именно графика в корне меняет и выводит сиквел на совершенно другой уровень восприятия по сравнению с оригиналом.

Senua’s Saga: Hellblade 2 — пожалуй, самая красивая игра современности как технологически, так и художественно.

В 2019 году разработка игры только начиналась, поэтому анонсирующий трейлер играл роль концепта, в котором разработчики показали свое видение сиквела: его атмосферу, настроение и техническое состояние, которого стремятся достичь. Так часто делают Naughty Dog, авторы Uncharted и The Last of Us.

Следующие трейлеры уже показывали реальные игровые кадры, и, как ни странно, они полностью соответствуют релизной версии игры. Технические специалисты как Digital Foundry сделают детальное сравнение обещанной графики и реальной, но сейчас глядя на изображение на экране, трудно представить игру красивее Hellblade II.

Скриншоты, особенно динамических сцен, даже близко не передают детализацию окружения, качество эффектов и кинематографичность игры. Уже во время открывающей сцены во время шторма трудно поверить, что это не пре-рендеренное видео. Некоторые пейзажи легко спутать с реальными фотографиями острова. Уверен, вскоре после релиза мы увидим немало фотоснимков со сравнением реальной и виртуальной Исландии.

Для усиления кинематографичности игры разработчики решили транслировать изображение в соотношении сторон 2.39:1. Также, учитывая угол обзора и боке, в игре имитируется анаморфный объектив. Если сильно упростить, то, к примеру, если анаморфный объектив 50 мм имеет коэффициент сжатия 2.0, то по вертикали угол обзора остается 50 мм, но по горизонтали соответствует значительно более широкому фокусному расстоянию в 25 мм.

В фоторежиме можно включить стандартные 16:9, в таком случае изображение обрежется по краям кадра, но играть в таком режиме нельзя.

И хотя скалистая вулканическая поверхность Исландии под конец игры уже начала немного резать глаз, невозможно перестать наслаждаться красотой открытых пространств, горных вершин на горизонте и поселков с детализированными дворами.

Однако технологичность имеет свою цену. Разработчики выбрали Unreal Engine 5, и приняли решение делать игру в 30FPS для консолей текущего поколения. Большинство игроков восприняли этот факт как невозможность оптимизировать движок на Xbox Series и часть правды в этом есть. Новый Unreal Engine действительно требователен к железу.

Решение о «базовой» частоте кадров принимаются на этапе проектирования, ведь от этого зависит детализация окружения, анимации, эффекты и другие визуальные составляющие. Игры, которые проектировали для 30FPS могут иметь визуальные гличи или менее плавную анимацию, если им просто добавить 60FPS без дополнительной проработки.

Hellblade 2 не динамичная игра, поэтому решение максимально уложиться в визуальную составляющую, жертвуя высокой производительностью вполне логично. Я играл на ПК и в 60FPS все отлично играется. Тем не менее на повторном прохождении я попробовал поиграть в «режиме» 30FPS и к моему удивлению игровой опыт практически никак не изменился. Играть с более высокой частотой кадров приятнее, но если бы у меня стоял выбор играть в 30FPS, но с лучшей графикой, я бы выбрал именно этот вариант.

Что касается оптимизации, то я получил следующие значения частоты кадров на своем железе с максимально возможными настройками графики без DLSS (Ryzen 2700x, RTX 4080 Super, 32 Гб ОЗУ с частотой 3200 МГц):

1080р 70 FPS
1440р 55 FPS
35 FPS

В особо тяжелые сцены частота кадров в 1080р и 1440р проседает, но с более современным процессором можно рассчитывать на стабильные 60FPS с включенным VSync для плавного изображения. Для стабильных 60 кадров в 4К уже придется включать DLSS/FSR/XeSS, либо жертвовать некоторыми графическими настройками.

Также хочу обратить внимание, что даже на минимально возможных настройках графики, игра все еще выглядит красивой. Поэтому даже владельцы не очень мощных ПК зафиксировав 30FPS и снизив настройки графики до минимальных, смогут насладиться этой историей.

Настройки графики в 1440р: Высокие, Средние, Низкие

(не)Воительница

Много надежд возлагалось на переосмысление боевой системы, которая в первой части была простой и временами откровенно затягивала игру. К сожалению, в этом аспекте игры практически ничего не изменилось в плане механик. Даже некоторые элементы убрали. Например, удар ногой с разбега.

Но после Senua’s Sacrifice стало понятно, что авторы делают сюжетно-центрическую игру, где главным элементом является история. Все остальное работает на нее, так что теперь упрощенная боевая система не разочаровывает, а боев в игре не много относительно других элементов.

Малое количество боевых сцен позволило каждую из них срежиссировать отдельно. Как и в первой части мы сражаемся лицом к лицу с противником, но на этот раз перед нами всегда только один враг. Благодаря такому решению каждый бой чувствуется личным, супер напряженным и как будто на последнем издыхании.


Динамики бою добавляет окружение, которое создает ощущение настоящего поля боя, где воины выгрызают жизнь. В кадр постоянно влетают другие враги или невинные, которых те могут убить не моргнув глазом. Люди могут врезаться в нас тогда, когда мы пытаемся сделать финальный удар по почти добитому врагу. Из-за спины долетают искры домов охваченные пламенем, а ливень смывает с лица кровь только что убитого драугра. Добавьте к этому современное технологическое исполнение и все впечатления и эмоции умножатся десятикратно.

В Senua’s Saga: Hellblade 2 боевые сцены лучше дозируются. У меня ни разу не возникало ощущения, что я устал от большого количества последовательных арен. Этим грешил оригинал, особенно ближе к концу игры.

Исполнением боевой составляющей Hellblade 2 я остался доволен, но все зависит от вашего восприятия этой игры и ожиданий.

Кроме боевой системы разработчики пересмотрели подход к загадкам. Поиски рун уменьшили в несколько раз, но по-прежнему они сосредоточены на небольших аренах. Некоторые пространственные пазлы исключили вообще, и на их место добавили новые. Они также повторяются, но теперь некоторые длинные уровни могут исключительно состоять из маленьких пазлов, открывающих путь в длинном «коридоре».

Senua’s Saga: Hellblade II — самый технологичный аудиовизуальный опыт настоящего, в котором упрощенная боевая система лишь дополняет нарративную составляющую. А важность темы людей, живущих с психозами усиливает эмоциональную связь игрока с главной героиней.

Но даже вне контекста социально-важной темы я рекомендую каждому попробовать Senua’s Saga: Hellblade 2. Сегодня очень важно поддерживать разработчиков хороших игр, тем более, что игра с релиза доступна в подписке Game Pass и еще имеет украинский перевод.

Disqus Comments Loading...