Рубрики Обзоры

Обзор Яндекс.Браузера

Опубликовал
Сергей Светличный

Вчера увидел свет первый релиз нового браузера от Яндекс, получивший вполне логичное, хоть и весьма незамысловатое название – Яндекс.Браузер. Напомним, это уже вторая попытка компании создать собственный веб-обозреватель (первая называлась Яндекс.Интернет и, по сути, представляла собой обычную сборку Chromium с добавленными в нее сервисами Яндекс). На этот раз заявка более серьезная – по словам разработчика, в данном случае браузер спроектирован с нуля и, как результат, сильно отличается от предыдущего продукта. Ну что ж, пришло время взглянуть на него повнимательнее.

Установка и внешний вид

В процессе установки Яндекс.Браузер может импортировать данные из других установленных в системе браузеров; как и Google Chrome, для импорта из Firefox потребуется закрыть активную сессию обозревателя от Mozilla:

После инсталляции открывается главное окно, внешне напоминающее смесь Google Chrome и Opera, причем в нем сразу открываются все страницы из последней сессии браузера, из которого происходил импорт данных:

Онлайн-курс "Бренд-менеджмент" від Laba.
Розберіться в комплексному управлінні брендом: від його структури до комунікації з аудиторією.Дізнайтесь принципи побудови бренд-стратегії, проведення досліджень і пошуку свого споживача.
Детальніше про курс

От первого здесь серая непрозрачная панель инструментов и заметный отступ от верхнего края окна, от второго – стиль оформления вкладок и кнопки открытия новой вкладки. Поначалу адресная строка подсвечивается фирменной ярко-желтой рамочкой, а-ля строка поиска на главной странице Яндекса, однако со временем окантовка пропадает, и адресная строка сливается с панелью:

Из-за объемной рамочки строка адреса кажется заметно шире, чем у других браузеров, хотя на самом деле разница с тем же Google Chrome составляет буквально пару пикселей. На панели, кроме строки адреса, присутствуют лишь стрелки навигации по истории посещенных страниц и большая кнопка «Я», ожидаемо открывающая главную страницу Яндекса. В англоязычной версии браузера, кстати, вместо нее используется буква «Y», что логично, учитывая английский вариант названия компании. Кстати, в этом случае и логотип браузера, уже послуживший поводом для шуток русскоязычной публики, становится более понятен – это опять же стилизованная буква «Y» из слова Yandex.

Вызов настроек осуществляется отдельно стоящей кнопкой в правом верхнем углу, появляющееся меню является практически точной копией такового из Google Chrome:

 

Функциональность

Театр начинается с вешалки, а браузер – с адресной строки. В ней отображается адрес сайта, а также заголовок страницы – выглядит это поначалу очень непривычно. Учитывая, что пользователю необходимо поместить курсор в адресную строку, чтобы увидеть URL – возможно, не всем это придется по душе. Как и у Google Chrome, в Яндекс.Браузере адресная строка используется также и для поиска. При импорте данных из других браузеров подхватываются и установленные там поисковые механизмы, плюс добавляются свои. По умолчанию выбран, разумеется, поиск Яндекса, однако пользователь волен переключиться на любой другой. Единственный, пожалуй, неудобный нюанс адресной строки – информация о соединении отображается не слева, как у всех остальных браузеров, а справа, т.е. в противоположном конце экрана от собственно адреса сайта.

Фирменной «фишкой» браузера является так называемое «Табло» — специальное меню, выпадающее при клике по адресной строке. По сути, это аналог пустой страницы с миниатюрами сайтов у других браузеров (к слову, Табло вызывается и при клике на кнопку добавления новой вкладки, с той лишь разницей, что в последнем случае ввод адреса приведет к открытию сайта в новой вкладке, а не в текущей). Набор сайтов в миниатюрах быстрого доступа можно редактировать, кроме того, отсюда же можно открывать менеджер закладок, историю посещенных сайтов, список загруженных файлов и последних закрытых страниц.

По аналогии с Google Chrome, все страницы на «неродном» языке, открываемые в Яндекс.Браузере, будет предложено перевести на русский с помощью службы Яндекс.Перевод. Работает она аналогично Google Translate: под адресной строкой появляется всплывающая панель перевода, где можно вручную выбрать язык, если он определен неправильно, отказаться от перевода и обратиться к настройкам, в которых можно указать предпочтения для страниц с этого сайта или на этом языке (всегда переводить/никогда не переводить). В плане качества перевода Яндекс.Перевод и Google.Translate весьма близки (порой отличия заключаются буквально в паре слов на предложение). Единственное, чего в данном плане не хватает переводу от Яндекса – это возможности увидеть оригинальное предложение при наведении курсора на русский текст, как это сделано в Google.Translate. Ну и чисто формально, в плане количества поддерживаемых языков, Яндекс.Переводу еще тоже есть куда развиваться (хотя, откровенно говоря, девяти основных европейских языков обычному пользователю будет вполне достаточно).

За безопасность веб-серфинга отвечает система безопасности Яндекса SafeBrowsing, проверяющая открываемые страницы и предупреждающая пользователя в случае обнаружения вредоносного кода, а загружаемые файлы сканируются на наличие вирусов, с помощью данных, предоставляемых Лабораторией Касперского. Яндекс отдельно оговаривает, что в процессе сканирования файлы ни на какие внешние серверы не пересылаются.

Также стоит упомянуть о поддержке нескольких профилей пользователей: в левом верхнем углу отображается пиктограмма текущего пользователя, при клике по ней открывается меню, в котором можно переключиться на другого или создать нового. У него, как несложно догадаться, будет свой набор закладок, миниатюр сайтов в табло, собственные настройки и т.д., при этом одновременно может быть запущено несколько сеансов Яндекс.Браузера с разными активными профилями. К сожалению, никакой возможности подключить к этим профилям аккаунты в сервисах Яндекса (например, почту) как минимум на данный момент нет.

Ну и главный, пожалуй, вопрос в плане функциональности – как обстоят дела с расширениями. Их поддержка в Яндекс.Браузере имеется, хотя собственного магазина расширений нет (будем надеяться, что пока). К счастью, пользователь может спокойно обращаться к фирменному магазину Google Chrome – в нашем случае полдесятка произвольно выбранных расширений были без проблем установлены в Яндекс.Браузере (AdBlock Plus, Google Mail Checker, IE Tab, Download Master и Gismeteo). Учитывая, что на официальной странице справочной системы Яндекс.Браузера прямым текстом рекомендуется использовать интернет-магазин Chrome, можно предположить, что и с другими никаких проблем не возникнет. Ну а в будущем, вероятнее всего, Яндекс запустит свой собственный магазин расширений – это будет самый логичный шаг.

Из обещанной, но пока нереализованной функциональности нельзя не упомянуть фирменную технологию норвежского разработчика Opera Software – Opera Turbo. Впервые она появилась в 10-й версии браузера Opera и, в случае плохого Интернет-соединения, позволяет использовать компрессию передаваемых данных, что значительно ускоряет открытие страниц. В первом релизе Яндекс.Браузера этой функции еще нет, однако она должна появиться уже в следующей версии.

 

Производительность

Текущая версия Яндекс.Браузера — 1.0.1084.5402. Если верить странице chrome://version/, она основана на довольно старой сборке Chromium, 19.0.1084.5402. Поэтому полученные в ходе экспресс-тестов результаты не вызывают удивления — в большинстве случае Яндекс.Браузер оказывается на втором месте, незначительно уступая Google Chrome 22, и лишь в тесте SunSpider JavaScript Benchmark он оказался третьим, уступив Firefox 15.0.1 буквально 4 миллисекунды.

SunSpider JavaScript Benchmark, мс (меньше — лучше):

Peacekeeper, баллы (больше — лучше):

V8 Benchmark, баллы (больше — лучше):

The HTML5 Test, баллы (основной и бонусный, больше — лучше):

 

Итоги

Сложно оценивать первый релиз нового браузера — достаточно вспомнить первые версии Firefox и Google Chrome и сравнить с тем, во что они превратились сейчас. Работа над Яндекс.Браузером с выходом версии 1.0 не заканчивается, поэтому в дальнейшем явно стоит ожидать большей функциональности. В первую очередь хотелось бы увидеть более тесную интеграцию с сервисами Яндекса — например, возможность заходить в учетную запись с помощью своего почтового адреса на yandex.ru, аналогично тому как это сделано в том же Google Chrome.

На данный момент пользователи Google Chrome вряд ли захотят сменить браузер на продукт Яндекса; а вот с других браузеров определенная миграция вполне может и произойти. Конечно, вряд ли стоит ожидать значительного роста доли рынка у Яндекс.Браузера в первые месяцы, однако при условии дальнейшего развития проекта он вполне может занять свою нишу среди других браузеров на базе Chromium – а с учетом ориентации на местного пользователя и откусить здесь заметный кусок.

Disqus Comments Loading...