Рубрики МнениеСтатьи

Онлайн-подписки – персональное цифровое рабство для пользователей

Опубликовал
Дмитрий Спасюк

Подписки на игры, подписки для фильмов, подписки для всего на свете. За последние 10 лет такой способ заработка стал очень популярен среди крупных компаний. И людям это нравится. Все ли так гладко и почему это «цифровое рабство»? Взглянем на данную проблему под призмой скептицизма.

Введение

«Подписка (предоплата) – бизнес-модель, при которой клиент должен регулярно оплачивать сумму за доступ к товару или услуге. Эта модель была впервые применена издателями книг и периодических изданий (газеты, журналы) в XVII веке»

Сегодня подписки перекочевали во все возможные сферы нашей жизни. Именно таким способом люди потребляют большую часть контента. И это вполне нормально, кроме того, что в конечном итоге пользователь остается ни с чем. Чтобы разобраться с сущностью проблемы, рассмотрим самые популярные виды подписок и сферы их применения.

Подписка на фильмы

Amazon Video, Netflix, Disney, Paramount – одни из самых популярных онлайн-кинотеатров, имеющих многомиллионную аудиторию. Они распространяют контент, продавая временный доступ к фильмам и сериалам. За условные 10 или 20 долларов пользователь может просматривать огромную библиотеку медиа. Достаточно удобно и недорого. Более дорогой тариф – лучшее качество изображения и больше возможностей.

Онлайн курс UI/UX Design Pro від Ithillel.
Навчіться проєктувати інтерфейси з урахуванням поведінки користувачів, розв'язувати їх проблеми через Customer Journey Mapping, створювати дизайн-системи і проводити дослідження юзабіліті, включаючи проєктування мобільних додатків для Android та iOS і розробку UX/UI на основі даних!
Дізнатися більше

В Украине также есть немало локальных сервисов, работающих по схожему принципу. Современное медиапространство построено так, чтобы регулярно «доить» клиента небольшими порциями, а не единовременно на крупную сумму.

Хотите доступ к фильмам и мультфильмам? Оплатите пожалуйста 200 гривен (условно) за первый месяц пользования. Ой, извините, спортивные каналы, транслирующие футбол, недоступны в этом пакете. Купите дополнительный пакет «Деревянный мяч» за 150 грн в месяц.

Администраторы таких сервисов правильно разбивают контент на категории, что заставит зрителей тратить гораздо больше. В крупных компаниях работают умные люди, умеющие глубоко засовывать руку к кошельку клиента.

Подписка для игр

Оплатите месячную сумму и играйте вволю в ограниченный перечень игр. Такой вид подписки есть на телефонах (Apple Arcade, например), компьютерах. Сюда же отнесем и облачный гейминг.

На компьютерах есть отдельный вид извращения подписок – отдельная плата за одну игру. Например, World of Warcraft – самая популярная классическая MMORPG. Чтобы играть в одну игру 2004 года выпуска, игрок должен платить не меньше, чем платят владельцы консолей за доступ к десяткам или сотням видеоигр. 15 долларов в месяц – это больше, чем просит Microsoft за Game Pass Ultimate.

Подписка для консолей

Подписка для игр и консолей – не всегда одно и то же. Чтобы получить доступ к голосовому чату, в Nintendo придется делать ежемесячный платеж. Это издевательство над игроками или вынужденный шаг? Владелец консоли может получить несколько игр в подарок, временно. И не надейтесь на хитовые новинки. Исключением может стать XBOX. У компании Microsoft щедрая политика. Они дают больше развлечений по той же цене, что и конкуренты.

Зачем покупать подписку к приставке, если уже есть купленная игра? Бесплатный онлайн – это опция, недоступная владельцам консолей. Чтобы сыграть купленную игру с другом через Интернет, придется потратить еще десяток долларов. Без подписки не будут работать облачные сохранности игры. Через месяц снова, потом снова. И неважно, сыграл пользователь два раза за 30 дней или сидел круглосуточно. Вышел срок – плати снова. Free to Play проекты можно играть без подписки.

Внутриигровая подписка

Множество игр предлагают свои внутренние подписки. Типичные бесплатные F2P проекты, выманивающие средства зависимых игроков. Самый распространенный метод – это BattlePass (боевой пропуск). Игрок покупает этот батлпас, выполняет задания, за что получает игровые бонусы.

Это могут быть низкополигональные текстуры для персонажей, дополнительные анимации и т.п. На фоне таких активных игроков-подписчиков владельцы консолей (с их подписками) выглядят очень экономными и рациональными.

Подписка на доставку

Относительно новый вид подписки. Сущность проста: клиент оформляет платную подписку и получает бесплатную доставку на определенную группу товаров в этом магазине. У других компаний только снижается стоимость доставки. Достаточно выгодно, если покупать многие товары в выбранном супермаркете. Но это лишь хитрая мышеловка, на которую мы легко попадаемся. Эта подписка содержит клиентов, не позволяя им перейти в другой магазин. Если пользователь увидит лучшую цену на идентичный товар у другого продавца, он все равно купит здесь. Ведь уже заплатил за доставку своей подпиской. Идеальная схема для извлечения денег клиента по его собственной инициативе.

Подписка на онлайн-трансляции

Поддерживать создателей контента – это всегда хорошо. Разве не стоит тратить 200 грн ежемесячно для получения уникальных смайликов в чате любимого стримера? Компания Amazon благодарна всем пользователям за каждую подписку, ведь только часть средств получает сам стример. После таких трансляций ежемесячная оплата онлайн-кинотеатра или подписки на консолях кажется очень выгодной. Фанатические любители могут тратить десятки тысяч долларов, даря подписки зрителям иконы-стримера.

Подписка на музыку

Приобрел iPod на 160-250 Гб, загрузил всю музыку, которую хотелось и наслаждаешься. Стоп-стоп, это уже не актуально в 2022 году. Теперь другая схема. Пользователь платит небольшую сумму (5-20 $) ежемесячно и пользуется серверами компании, на которых записаны миллионы песен.

Меломан слушает любимые композиции, тратя трафик мобильной сети. Это, в свою очередь, ускоряет разряд аккумулятора. Но главное, что не нужно хранить все песни у себя в телефоне. Значит остается больше места для вертикально снятых видеороликов в качестве 2160p. Разве это не здорово? Большинству нравится.

Подписка на программы

Проще приобрести пакет Microsoft Office нежели платить ежегодно подписку за Office 365. Программ, просящих вносить регулярные платежи, развелось немало. Разработчики поняли, что это очень выгодная модель распространения своей продукции. Лучше регулярно скачивать небольшие суммы денег у клиентов и сделать их зависимыми от своего софта, чем одноразового продать лицензионную копию.

Подписка для отключения рекламы

Многие сайты уже могут бороться с расширениями Adblock и блокируют контент при его обнаружении. Пользователь отключает его и видит множество рекламы. Владелец сайта, конечно же, предлагает своему читателю оформить подписку за несколько долларов в месяц. Либо реклама, либо деньги. Достаточно жесткий ультиматум. Часто бывает, что человек готов на все, лишь бы не видеть тех ужасающих рекламных баннеров.

Этот вид подписок касается и видеохостингов. На YouTube рекламы очень много. Корпорация Google считает своих бесплатных зрителей идиотами, ведь может добавить в 5-ти минутный ролик 3 рекламных объявления.

Подписка облачного хранилища

Щедрые компании одаривают своих клиентов бесплатным хранилищем на своих серверах. Для большинства вполне достаточно 5-10 Гб. Хотите сохранить больше вертикальных 4K видео из своего смартфона? Всего за 9.99$ в месяц оформите подписку на скоростное облачное хранилище и получите 2 Тб.

Интересно то, что уже через год стоимость этой подписки сравнится с ценой жесткого диска на 4-6 Тб или SSD. NVMe на 1 Тб. Пройдет 5 лет, и пользователь окупит оборудование компании несколько раз. «Курица, несущая золотые яйца».

Большинство людей уже не пользуется компьютерами, а только смартфонами. Для такой категории населения это актуальный вид подписок. Главное, что этот облачный диск всегда находится под рукой. Достаточно только высокоскоростной доступ в Интернет. Немногим владельцам домашних ПК (классических АТХ) проще приобрести дополнительный (быстро окупающий себя) накопитель.

Выводы

Пусть Иван (наш вымышленный испытуемый) подписан хотя бы на половину из перечисленных типов сервисов. Подписка для фильмов, игр (включая боевой пропуск), музыку, облачное хранилище и стриминговый сервис. Иван тратит около 1000 гривен каждый месяц. В момент, когда средства перестанут поступать на счета компаний, Иван останется ни с чем. Не останется даже доступа к уже просмотренному контенту. Хотя он потратил несколько десятков тысяч гривен за 3-4 года использования.

Но не стоит разочаровываться. Можно мыслить более позитивно. Создание цифрового контента требует больших средств. Подписка позволяет авторам этого контента развиваться и создавать новые видеоигры, снимать фильмы, писать музыку. Приобрести все эти фильмы, музыкальные композиции или игры было бы гораздо дороже.

Миллионы людей по всему миру привыкли жить в кредит, оплачивать аренду жилья в течение десятилетий, брать в аренду автомобили и т.д. Поэтому это вполне нормальная схема заработка для крупных брендов. Самое главное, что большинство это устраивает. Всегда остается выбор покупки или аренды такого вида развлечений. Никто никого не принуждает. Если это рабство, то вполне добровольное.

И еще, не забывайте отключать подписку, если она уже не нужна. Почти все сервисы взимают оплату с карточки клиента автоматически. И это будет происходить до тех пор, пока владелец не выключит ее вручную. Клавишу «подписаться и заплатить» разработчики суют пользователям прямо в глаза со всех сторон, навязывают всплывающими окнами. Клавишу «отписаться» наоборот. Ее часто прячут в самых глубоких углах настроек персонального профиля.

Что представляют собой подписки: цифровое рабство или свободу действий – это уже каждый решает для себя сам. У людей разный образ жизни и подходы к расходам, поэтому однозначного утверждения не существует.

Disqus Comments Loading...