От тестировщика к инженеру: как расти в QA. Советы эксперта из NIX

Опубликовал
Партнерский материал

Тестирование – самое популярное направление среди новичков в IT. Многие выбирают эту профессию, даже не подозревая, что это лишь начальный этап для QA-специалиста.

В партнерском материале Сергей Могилевский, QA Tech Lead в команде NIX, рассказывает, какие перспективы ждут тех, кто присоединился к сфере QA.

Партнерский материал?

Что нужно для перехода от тестировщика к инженеру

Для успешного старта карьеры в QA вам обычно хватит всего нескольких базовых навыков:

  • внимательность;
  • усидчивость;
  • понимание софта, который вы проверяете.

Эти качества следует дополнить знанием специальных инструментов: от багтрекинговых систем до профессиональных мессенджеров.

Но для перехода к роли QA-инженера, который отвечает за контроль качества продукта в целом, всего этого будет все же маловато.

Чтобы выйти на новый уровень, нужно разобраться в теории и основах предметной отрасли, иметь практику использования различных приложений и быть знакомыми со всеми распространенными подходами к тестированию. И на все нужно потратить определенное количество времени и усилий. Главное – не бояться повседневной практики, сложностей и вызовов.

Какая разница между тестировщиком и QA-инженером

Задачи тестировщика очень сильно отличаются от задач QA-инженера.

Первый запускает тесты и сравнивает их результаты с ожиданиями, прописанными в документации. А инженер нацелен на комплексную работу по поддержанию качества конечного продукта. Поэтому он выстраивает коммуникацию с командой, планирует тестирование, разрабатывает специфическую проектную документацию и делает многое другое.

Нужные навыки приходят только с опытом. Тестировщик принимает участие в командных активностях, видит работу QA-коллег, разработчиков, девопсов, получает новые задачи и углубляет экспертизу. Это и есть начало пути к инженеру.

Какие сложности ждут на этом пути

Уже на старте стоит понять: после получения первого практического коммерческого опыта вы еще не стали инженером. В этой профессии много распределений на testing, QA, QC и так далее. Это открывает много путей и возможностей, но вызывает и немало проблем.

Основные среди них:

  • Отсутствие системного мышления. Такое умение жизненно необходимо для QA-инженеров. И его, как мускулы, можно тренировать. Именно благодаря системному мышлению инженеры видят проект в целом, генерируют оптимальные способы тестирования и создают тест-кейсы. Новички из-за отсутствия системности смотрят только на отдельные фичи, над которыми работают. Но нужно постичь всю целостную систему и внутренние зависимости. Если вы научитесь этому, можно планировать тестирование даже для масштабных проектов. Поэтому нужно всегда искать оптимальные подходы к тестированию, расширять профессиональное мировоззрение, находить полезные тест-кейсы и в целом повышать эффективность работы.
  • Несоответствие между реальностью и ожиданиями. В начале своей карьеры я попал в совершенно новый проект, где мне необходимо было написать тест-кейсы для нескольких модулей. Я это сделал, как мне казалось тогда, качественно, но в силу определенных обстоятельств покинул проект. Впрочем, через несколько лет я вернулся к нему в качестве временного усиления команды. И встретил те же тест-кейсы на прогоне мануальной регрессии: у них было немало недостатков, которые я не увидел новичком. То, что мне когда-то казалось идеальным, оказалось достаточно поверхностным и плохо продуманным.
  • Неэффективная командная коммуникация. QA-инженер не просто тестирует продукт, но активно взаимодействует с командой, собирает информацию и готовит документацию. Следовательно, необходимо развивать умение быстро получать и передавать данные, делиться ими с разными людьми: от других тестировщиков до заказчиков. Также вы должны грамотно распределять задачи между участниками команды. Но новичок может и не знать, какие вопросы задавать, кому и когда, как делиться результатами своей работы, как обрабатывать обратную связь. Помните: проекты всегда двигаются вперед, и во многом это зависит от эффективного общения команд. Именно оно помогает повышать осведомленность.
  • Использование ограниченных инструментов. Для QA-инженеров очень важно обновлять и расширять свой инструментарий. Конечно, у вас могут быть любимые, проверенные инструменты. Но ни один из них не является универсальным. Поэтому вы должны находить соответствующие задаче инструменты, чтобы выполнять работу быстро и качественно. К примеру, для автоматизированного тестирования web UI на Angular лучше выбрать Protractor, а для других задач – уже Selenium. Не бойтесь изучать новые, необходимые для работы инструменты. Это может быть сложным, но и увлекательным процессом.

Почему тестировщик должен мыслить как инженер

Начинающий тестировщик, столкнувшись с незнакомым инструментом, может сказать: я этого не умею, ищите знающего специалиста. А вот инженер по призванию, даже если по статусу он пока тестировщик, скажет: я готов разобраться.

Даже если все знакомо, настоящий инженер найдет новые подходы к уже проверенным тестам. Благодаря этому он оптимизирует все новые и новые области.

Опыт моей команды показал, что такой подход дает очень хорошие результаты. Несколько тестировщиков постепенно начали придерживаться такой модели – и выросли как профи. Но самое главное, что они теперь получают больше удовольствия от работы. Что вполне логично привело и к карьерному росту.

В результате этим специалистам доступны все новые и новые активности. К примеру, к простому мануальному тестированию добавились интересные задачи из следующих сфер:

  • автоматизация функциональных проверок;
  • перформанс;
  • секьюрность;
  • аксессибилити.

Также QA-инженеры, которые выросли из тестировщиков, могут:

  • анализировать код софта, чтобы найти новые способы тестирования и исключить дублирование проверок;
  • применять новые техники тест-дизайна к уже имеющимся проверкам;
  • создавать новые тестовые пайплайны.

Список можно продолжить. Каждый инженер найдет что-нибудь интересное, учитывая свои навыки.

Конечно, иногда ограничивает ситуация проекта. Иногда нет разнообразия из-за особенностей продукта, технологий, инструментов, команды и так далее. Но, если стремиться к развитию, новые подходы появятся в любом проекте. Ведь QA – это больше чем тестирование. Эта область дает очень широкий горизонт для роста. Главное – уже на старте сменить взгляд и начать думать как инженер.

Партнерский материал?
Disqus Comments Loading...