Рубрики Обзоры

Phantom Doctrine – игра в шпионов

Опубликовал
Олег Данилов

Даже странно, что идея перенести механику XCOM на противостояние секретных служб времен Холодной войны, пришла в голову разработчиков только сейчас, ведь они буквально созданы друг для друга. В любом случае, лучше поздно, чем никогда, встречайте Phantom Doctrine – XCOM про шпионов.

Phantom Doctrine

Жанр пошаговая стратегия/тактика
Платформы Windows, PlayStation 4, Xbox One
Языки английский, русский
Разработчик CreativeForge Games
Издатель Good Shepherd Entertainment
Сайт Steam

За адаптацию геймплея XCOM к противостоянию в начале 80-х гг. прошлого века КГБ, ЦРУ и таинственных заговорщиков, вынашивающих планы по изменению устоявшегося миропорядка, взялась польская студия CreativeForge Games, авторы космической RTS Ancient Space и мистической пошаговой стратегии в сеттинге Дикого Запада Hard West. Собственно, идеи, легшие в основу механики тактических боев в Phantom Doctrine, были апробированы еще в Hard West, правда для шпионской стратегии их пришлось несколько видоизменить.

Итак, на дворе 1983 г. Холодная война переходит в завершающую стадию, но противники еще об этом не знают. До начала Перестройки всего лишь 2 года, но пока что у власти в Советском Союзе стоит прожжённый КГБшник Андропов и прогресса в отношениях США и СССР не видно. При первом прохождении Phantom Doctrine вы можете выбрать сторону – КГБ или ЦРУ, но не обольщайтесь, это ведь шпионская стратегия, и верить здесь нельзя ни своим, ни чужим. После завершения кампании откроется третья сторона конфликта, за которую можно пройти игру еще раз. Какая именно сторона вы узнаете в самом конце, после примерно 40 часов игры.

Все начинается с несанкционированной операции на территории Пакистана. Кто-то помогает этой мусульманской стране запустить собственную ядерную программу, и ниточки ведут совсем не в ту сторону, в которую вам хотелось бы. Очень скоро вы, как руководитель оперативной группы КГБ или ЦРУ, обнаруживаете, что на вас охотятся и свои, и чужие агенты. Вам придется действовать на свой страх и риск, чтобы раскрутить клубок странных интриг, операций и контропераций, которые ведут друг против друга сразу несколько группировок.

Онлайн-курс "Чистий код та патерни проєктування" від robot_dreams.
Прискорюйте й спрощуйте процес розробки.Під менторством лектора з 15-річним досвідом ви навчитеся застосовувати 20+ шаблонів, опануєте рефакторинг і принципи чистого коду.
Детальніше

По аналогии с XCOM, один из основных ваших инструментов – карта мира. Здесь вы отправляете агентов в другие города, чтобы расследовать подозрительную деятельность конкурентов, отслеживаете работу с информаторами, выявляете вражеские явочные квартиры и базы. Ну и конечно же отправляете тактические группы, чтобы вывести информатора, освободить своего коллегу, выкрасть важную информацию или просто зачистить чужую базу.

Естественно, по аналогии сами знаете с какой игрой, есть здесь и процедура постройки и улучшения собственной базы. Добавление новых койко-мест в лазарет; постройка лаборатории для изготовления подделок, в которой можно печатать фальшивые деньги или подделывать документы, для раскрытых агентов; расширение мастерской, где можно создавать инструменты для тактических миссий; создание дополнительных мест для аналитиков, проводящих расследования и т.д.

Кстати, работа на доске расследований – одна из новых необычных игровых механик, предложенных CreativeForge Games. Вам, как персонажу многих полицейских и шпионских фильмов, придется анализировать документы, выискивая в них кодовые слова, развешивать фото и расшифровки на специальную доску, и соединять нитками связанные друг с другом улики. Ничего экстраординарного или сложного здесь нет, но выглядит эта часть игры действительно необычно. Часть досье необходимо исследовать для продвижения по разбитому на главы сюжету, часть содержит информацию о противостоящих вам вражеских агентах.

Вообще, с воссозданием духа шпионских триллеров и романов у Phantom Doctrine все очень даже неплохо. Система компрометации агентов и самой вашей базы; создание новых фальшивых документов и личностей; конспиративные явки; спрятанные в обычных зданиях; спящие агенты; сбор улик; допросы разоблаченных агентов противника; способность сливаться с местными и использовать маскировку; возможность отвлечь противника при знании языка и т.п. Кажется в CreativeForge Games тщательно проштудировали множество шпионских фильмов и книг.

Естественно, как и в уже много раз упомянутой здесь игре Firaxis, есть в Phantom Doctrine и ролевая система. У каждого агента свои уникальные и часть общих с другими персонажами перков, каждого можно отправить на дополнительную тренировку, открывающую доступ к новым умениям. Кстати, часть тренировок открывает мастерство во владении определенным оружием, что позволяет навешивать на пушки дополнительные модули (например, глушители) и ускорять перезарядку. Все как завещал дедушка Мейер.

Все эти способности и оружие понадобятся вам в боевых столкновениях, которых в любом случае не избежать. И вот собственно тактические пошаговые сражения – самая спорная часть Phantom Doctrine. Дело в том, что за основу боевой части в игре взята боевка из предыдущего проекта студии, Hard West. Уже там авторы пытались избавиться от фактора случайности при стрельбе, в новой игре эта тенденция достигла своего апогея.

Если противник видит вас, не важно сколько дверей, окон, этажей, простенков и т.д. находится между вами, неважно, за каким надежным укрытием вы прячетесь, если вы находитесь в зоне поражения оружия – вы гарантировано получите свою пулю. Да, урон будет снижен в зависимости от параметров укрытия (полное или неполное), в зависимости от надетой на вас брони, но противник все равно попадет в вас. Есть небольшой шанс уклониться, зависящий от параметра Внимательность (переосмысленная Удача из Hard West), но учитывая, что Внимательность тратится так же на активацию различных способностей и умений, особо рассчитывать на нее не приходится.

Опять-таки, если вы застали противника вне убежища, обошли его с фланга и т.д., то он получит полный урон и скорей всего умрет от одного выстрела. К сожалению, это относится и к вашим бойцам. И пусть вас не расслабляют простые бои первой и второй сюжетной главы, начиная с третьей части все будет намного сложней и вражеский агент тоже сможет убить вашего оперативника с одного выстрела.

Все это превращает пошаговые бои в Phantom Doctrine в своеобразные тактические головоломки, требующие аккуратного планирования и многократного переигрывания неудачных эпизодов. Минимизировать ущерб от обходящих с фланга противников, подмога к которым прибывает бесконечно через каждые несколько ходов, можно переводя своих агентов в режим Дозора. Для прорыва же обороны неплохо подойдет команда Штурм, позволяющая сразу нескольким бойцам, занявшим позиции возле дверей, ворваться в комнату одновременно, устраняя все встреченные угрозы.

Впрочем, лучший вариант прохождения большинства миссий – работать в стиле «Тихо пришел, тихо ушел». Пользоваться маскировкой и возможностями тактической разведки; выключать камеры слежения; не носить оружие и тяжелую броню, пугающие мирное население; прятать трупы; вырубать часовых и гражданских в рукопашную; использовать оружие с глушителями; не светиться в запрещенных зонах. В идеале можно тихо дойти до цели миссии, ликвидировать ключевую персону и быстрой эвакуироваться, не дожидаясь следующей волны подкреплений или прибытия вертолета воздушной поддержки (сбить его нельзя, только прятаться). Да, в таком случае вы, скорей всего не соберете все секретные документы и не обшарите все тайники, зато и не засветите своих агентов или хуже того, не отправите их надолго на больничную койку.

Отсутствие элемента случайности и точная стрельба через всю карту значительно усложняют игру, одновременно с этим лишая ее определенного шарма, присущего той же XCOM, в которой даже самый натренированный боец может промазать при выстреле в упор, а зеленый новичок сделать «золотой» выстрел через весь уровень. Кстати, в Phantom Doctrine от выстрела в упор вообще невозможно уклониться, а в рукопашную можно вырубить любого военного и гражданского, у которого меньше очков здоровья, чем у вас. В целом к боевой системе игры нужно привыкнуть, она не идеальная, но все же интересная.

Впрочем, к балансу оружия и сложности в игре есть серьезные претензии. Лично у меня, например, к гранатам, которые могут легко снести половину вашей боевой группы буквально в один ход. Есть вопросы и к снайперскому оружию. С момента релиза игры авторы выпустили уже четыре больших пачта, правящих в том числе баланс, юзабилити, видимость игровых элементов и локализации. Кстати, локализация – это отдельная проблема. Документы для доски расследований и описание ключевых миссий переведены еще терпимо, но вот несколько критично важных уроков в системе помощи, позволяющих понять базовые правила игры, переведены просто ужасно. Чтобы уяснить, как работает механика Внимания, мне пришлось переключить игру на английский, создать нового персонажа и заново пройти две обучающих миссии.

С точки зрения графики Phantom Doctrine выглядит традиционно для пошаговых тактических игр, вот только применение специфического шумного фильтра под старую пленку и необычная система полупрозрачности зданий, делает идентификацию бойцов и объектов, а также ориентацию в многоэтажных строениях, несколько затруднительной, особенно в ночных миссиях. Впрочем, авторы работают над решением и этой проблемы.

В целом Phantom Doctrine оставляет двоякое впечатление. У игры интересный сюжет, не затасканный сеттинг и правильная атмосфера. Здесь есть несколько интересных геймплейных находок, например, та же доска расследований и система компрометации агентов. Но спорная боевая система и некоторые проблемы с балансом и интерфейсом, могут изрядно подпортить вам впечатление от игры. И если боевую систему авторы уже точно не исправят, все остальное можно довести до ума патчами. Возможно стоит несколько подождать с покупкой и приобрести Phantom Doctrine в рамках ближайшей распродажи уже со всеми исправлениями.

Disqus Comments Loading...