Рубрики Обзоры

Phantom Doctrine – игра в шпионов

Опубликовал
Олег Данилов

Даже странно, что идея перенести механику XCOM на противостояние секретных служб времен Холодной войны, пришла в голову разработчиков только сейчас, ведь они буквально созданы друг для друга. В любом случае, лучше поздно, чем никогда, встречайте Phantom Doctrine – XCOM про шпионов.

Phantom Doctrine

Жанр пошаговая стратегия/тактика
Платформы Windows, PlayStation 4, Xbox One
Языки английский, русский
Разработчик CreativeForge Games
Издатель Good Shepherd Entertainment
Сайт Steam

За адаптацию геймплея XCOM к противостоянию в начале 80-х гг. прошлого века КГБ, ЦРУ и таинственных заговорщиков, вынашивающих планы по изменению устоявшегося миропорядка, взялась польская студия CreativeForge Games, авторы космической RTS Ancient Space и мистической пошаговой стратегии в сеттинге Дикого Запада Hard West. Собственно, идеи, легшие в основу механики тактических боев в Phantom Doctrine, были апробированы еще в Hard West, правда для шпионской стратегии их пришлось несколько видоизменить.

Итак, на дворе 1983 г. Холодная война переходит в завершающую стадию, но противники еще об этом не знают. До начала Перестройки всего лишь 2 года, но пока что у власти в Советском Союзе стоит прожжённый КГБшник Андропов и прогресса в отношениях США и СССР не видно. При первом прохождении Phantom Doctrine вы можете выбрать сторону – КГБ или ЦРУ, но не обольщайтесь, это ведь шпионская стратегия, и верить здесь нельзя ни своим, ни чужим. После завершения кампании откроется третья сторона конфликта, за которую можно пройти игру еще раз. Какая именно сторона вы узнаете в самом конце, после примерно 40 часов игры.

Все начинается с несанкционированной операции на территории Пакистана. Кто-то помогает этой мусульманской стране запустить собственную ядерную программу, и ниточки ведут совсем не в ту сторону, в которую вам хотелось бы. Очень скоро вы, как руководитель оперативной группы КГБ или ЦРУ, обнаруживаете, что на вас охотятся и свои, и чужие агенты. Вам придется действовать на свой страх и риск, чтобы раскрутить клубок странных интриг, операций и контропераций, которые ведут друг против друга сразу несколько группировок.

Курс QA Manual (Тестування ПЗ мануальне) від Powercode academy.
Навчіться знаходити помилки та контролювати якість сайтів та додатків.
Записатися на курс

По аналогии с XCOM, один из основных ваших инструментов – карта мира. Здесь вы отправляете агентов в другие города, чтобы расследовать подозрительную деятельность конкурентов, отслеживаете работу с информаторами, выявляете вражеские явочные квартиры и базы. Ну и конечно же отправляете тактические группы, чтобы вывести информатора, освободить своего коллегу, выкрасть важную информацию или просто зачистить чужую базу.

Естественно, по аналогии сами знаете с какой игрой, есть здесь и процедура постройки и улучшения собственной базы. Добавление новых койко-мест в лазарет; постройка лаборатории для изготовления подделок, в которой можно печатать фальшивые деньги или подделывать документы, для раскрытых агентов; расширение мастерской, где можно создавать инструменты для тактических миссий; создание дополнительных мест для аналитиков, проводящих расследования и т.д.

Кстати, работа на доске расследований – одна из новых необычных игровых механик, предложенных CreativeForge Games. Вам, как персонажу многих полицейских и шпионских фильмов, придется анализировать документы, выискивая в них кодовые слова, развешивать фото и расшифровки на специальную доску, и соединять нитками связанные друг с другом улики. Ничего экстраординарного или сложного здесь нет, но выглядит эта часть игры действительно необычно. Часть досье необходимо исследовать для продвижения по разбитому на главы сюжету, часть содержит информацию о противостоящих вам вражеских агентах.

Вообще, с воссозданием духа шпионских триллеров и романов у Phantom Doctrine все очень даже неплохо. Система компрометации агентов и самой вашей базы; создание новых фальшивых документов и личностей; конспиративные явки; спрятанные в обычных зданиях; спящие агенты; сбор улик; допросы разоблаченных агентов противника; способность сливаться с местными и использовать маскировку; возможность отвлечь противника при знании языка и т.п. Кажется в CreativeForge Games тщательно проштудировали множество шпионских фильмов и книг.

Естественно, как и в уже много раз упомянутой здесь игре Firaxis, есть в Phantom Doctrine и ролевая система. У каждого агента свои уникальные и часть общих с другими персонажами перков, каждого можно отправить на дополнительную тренировку, открывающую доступ к новым умениям. Кстати, часть тренировок открывает мастерство во владении определенным оружием, что позволяет навешивать на пушки дополнительные модули (например, глушители) и ускорять перезарядку. Все как завещал дедушка Мейер.

Все эти способности и оружие понадобятся вам в боевых столкновениях, которых в любом случае не избежать. И вот собственно тактические пошаговые сражения – самая спорная часть Phantom Doctrine. Дело в том, что за основу боевой части в игре взята боевка из предыдущего проекта студии, Hard West. Уже там авторы пытались избавиться от фактора случайности при стрельбе, в новой игре эта тенденция достигла своего апогея.

Если противник видит вас, не важно сколько дверей, окон, этажей, простенков и т.д. находится между вами, неважно, за каким надежным укрытием вы прячетесь, если вы находитесь в зоне поражения оружия – вы гарантировано получите свою пулю. Да, урон будет снижен в зависимости от параметров укрытия (полное или неполное), в зависимости от надетой на вас брони, но противник все равно попадет в вас. Есть небольшой шанс уклониться, зависящий от параметра Внимательность (переосмысленная Удача из Hard West), но учитывая, что Внимательность тратится так же на активацию различных способностей и умений, особо рассчитывать на нее не приходится.

Опять-таки, если вы застали противника вне убежища, обошли его с фланга и т.д., то он получит полный урон и скорей всего умрет от одного выстрела. К сожалению, это относится и к вашим бойцам. И пусть вас не расслабляют простые бои первой и второй сюжетной главы, начиная с третьей части все будет намного сложней и вражеский агент тоже сможет убить вашего оперативника с одного выстрела.

Все это превращает пошаговые бои в Phantom Doctrine в своеобразные тактические головоломки, требующие аккуратного планирования и многократного переигрывания неудачных эпизодов. Минимизировать ущерб от обходящих с фланга противников, подмога к которым прибывает бесконечно через каждые несколько ходов, можно переводя своих агентов в режим Дозора. Для прорыва же обороны неплохо подойдет команда Штурм, позволяющая сразу нескольким бойцам, занявшим позиции возле дверей, ворваться в комнату одновременно, устраняя все встреченные угрозы.

Впрочем, лучший вариант прохождения большинства миссий – работать в стиле «Тихо пришел, тихо ушел». Пользоваться маскировкой и возможностями тактической разведки; выключать камеры слежения; не носить оружие и тяжелую броню, пугающие мирное население; прятать трупы; вырубать часовых и гражданских в рукопашную; использовать оружие с глушителями; не светиться в запрещенных зонах. В идеале можно тихо дойти до цели миссии, ликвидировать ключевую персону и быстрой эвакуироваться, не дожидаясь следующей волны подкреплений или прибытия вертолета воздушной поддержки (сбить его нельзя, только прятаться). Да, в таком случае вы, скорей всего не соберете все секретные документы и не обшарите все тайники, зато и не засветите своих агентов или хуже того, не отправите их надолго на больничную койку.

Отсутствие элемента случайности и точная стрельба через всю карту значительно усложняют игру, одновременно с этим лишая ее определенного шарма, присущего той же XCOM, в которой даже самый натренированный боец может промазать при выстреле в упор, а зеленый новичок сделать «золотой» выстрел через весь уровень. Кстати, в Phantom Doctrine от выстрела в упор вообще невозможно уклониться, а в рукопашную можно вырубить любого военного и гражданского, у которого меньше очков здоровья, чем у вас. В целом к боевой системе игры нужно привыкнуть, она не идеальная, но все же интересная.

Впрочем, к балансу оружия и сложности в игре есть серьезные претензии. Лично у меня, например, к гранатам, которые могут легко снести половину вашей боевой группы буквально в один ход. Есть вопросы и к снайперскому оружию. С момента релиза игры авторы выпустили уже четыре больших пачта, правящих в том числе баланс, юзабилити, видимость игровых элементов и локализации. Кстати, локализация – это отдельная проблема. Документы для доски расследований и описание ключевых миссий переведены еще терпимо, но вот несколько критично важных уроков в системе помощи, позволяющих понять базовые правила игры, переведены просто ужасно. Чтобы уяснить, как работает механика Внимания, мне пришлось переключить игру на английский, создать нового персонажа и заново пройти две обучающих миссии.

С точки зрения графики Phantom Doctrine выглядит традиционно для пошаговых тактических игр, вот только применение специфического шумного фильтра под старую пленку и необычная система полупрозрачности зданий, делает идентификацию бойцов и объектов, а также ориентацию в многоэтажных строениях, несколько затруднительной, особенно в ночных миссиях. Впрочем, авторы работают над решением и этой проблемы.

В целом Phantom Doctrine оставляет двоякое впечатление. У игры интересный сюжет, не затасканный сеттинг и правильная атмосфера. Здесь есть несколько интересных геймплейных находок, например, та же доска расследований и система компрометации агентов. Но спорная боевая система и некоторые проблемы с балансом и интерфейсом, могут изрядно подпортить вам впечатление от игры. И если боевую систему авторы уже точно не исправят, все остальное можно довести до ума патчами. Возможно стоит несколько подождать с покупкой и приобрести Phantom Doctrine в рамках ближайшей распродажи уже со всеми исправлениями.

Disqus Comments Loading...