Рубрики Мнение

Пиратство – плохо, а экономить на играх лучше, чем воровать. Или нет?

Опубликовал
Артем Лисайчук

В наше время люди пиратят по разным причинам, для одних тратить полторы-две тысячи гривен на досуг – дорого, другие используют torrent edition как замену демоверсии, а для кого-то пиратить игры – это чуть ли не религия, ведь когда стоит выбор между платить и не платить, всегда побеждает последний вариант. Но еще 20 лет назад все было иначе.

Пиратство – двигатель прогресса

В середине 90-х и начале нулевых в каждом, даже самом маленьком городке, были небольшие магазинчики и раскладки с играми, в названии которых часто встречалось буквосочетание CD: CD Plus, «Игры плюс CD» и так далее, а о легендарной столичной «Петровке» слышали даже те, кто в Киеве никогда не был. В ассортименте таких магазинов доминировали исключительно пиратские диски, лицензия доходила очень редко и стоила как крыло от боинга. Это главный тезис пиратства 90-х – начала нулевых: у нас не было выбора, не было удобного вторичного рынка, не было подписок и не было Steam с его региональными ценами и скидками до 90%.

В каком-то смысле в то время люди, покупавшие пиратскую продукцию, поддерживали развитие игровой индустрии в наших краях и способствовали появлению первых лицензионных дисков. Именно из цифровых флибустьеров выросли такие студии, как «Акелла» и GSC Game World, авторы «Сталкера», о создании которого у нас на сайте есть отдельный материал.

Онлайн-курс "Digital Marketing" від Laba.
Розширте пул навичок у роботі з аудиторією.Навчіться запускати рекламні кампанії без зайвих витрат бюджету з сучасними інструментами діджитал-маркетингу, включаючи AI.
Детальніше про курс

В 2000 году с помощью неизвестно каких богов компания «Бука» смогла договориться с 3DO об издании на территории СНГ и Украины в том числе игры Heroes of Might and Magic III. Этот момент стал историческим во многих аспектах, именно с появлением «Героев» в каком-то смысле зародились региональные цены на игры и появился тот самый «джевелок», дешевое издание игры в простецком кейсе для CD-дисков. Для сравнения, в конце 90-х – начале нулевых игры в США продавались по $50, со всеми отчислениями издатель с одной проданной копии получал примерно $20–25. «Бука» предложила продавать лицензионных «Героев» по цене пиратских игр того времени, что примерно в 10 раз дешевле. Часть этих денег забирал местный издатель, то есть сама «Бука», а 3DO с одной проданной игры зарабатывала – внимание! – 20 центов. А еще третьи «Герои» стали одной из самых популярных игр среди любителей интерактивных развлечений и до сих пор считаются лучшими в серии.

Немного экономики. Что бы вы понимали, что такое $50 для украинца того времени, в 2000 году курс доллара равнялся 5,45 грн, средняя зарплата составляла около 230 грн, то есть за привычный лицензионный диск с игрой приходилось бы отдавать больше месячного заработка, что, согласитесь, позволить себе мог не каждый, и очевидно, что люди покупали пиратскую продукцию, которая была в разы дешевле, да и просто она была. Сейчас на среднюю зарплату можно купить десяток игр.

По наблюдениям, пиратство прямо коррелируется с экономическим развитием страны: чем больше развита страна, тем меньше уровень пиратства. В 2017 году Украина занимала 17-е место в рейтинге стран по использованию пиратского ПО. Мы соседствуем с такими странами, как Сальвадор, Никарагуа, Замбия. Внизу списка, на 104-м месте находится Германия, а это самый крупный ПК-рынок в Европе, а замыкает список США на 111-м месте. Любимая фанатами Xbox Аргентина в том же году занимала 39-е место, а Турция – 59-е.

Пиратство – плохо

Для начала стоит уточнить, что пиратство – это не воровство, по факту вы ничего не воруете, а используете нелегальную копию ПО, ведь игры – это программное обеспечение, если вы вдруг не знали. С юридической точки зрения вы нарушаете авторские и смежные права, за что, чисто теоретически, следует административная или уголовная ответственность. Если кто-то украдет диск из магазина и выложит его содержимое в сеть, в таком случае этот человек уже понесет наказание за воровство, потому что он украл физический объект (диск) с информацией (объект авторского права), и дополнительно за нарушения авторских прав, потому что нелегально выложил копию игры в интернете или растиражировал на другие носители, но для нас это уже не так важно.

Я не из тех, кто с моноклем будет рассказывать, что пиратство – это плохо, и угрожающе махать пальчиком, нет. Я понимаю людей, которые всей душой любят видеоигры, но в силу разных причин не могут себе позволить этот вид досуга. А вот кого я не пойму, так это идейных пиратов, которые, имея возможности, все равно качают игры с торрентов, даже хвастаются этим и как-то пытаются унизить тех, кто честно покупает видеоигры. Думаю, для таких уготовано особое место в аду, где их будут заставлять покупать игры по фулл-прайсу, но поиграть в них не будет возможности.

Влияет ли пиратство на продажи игр? Однозначно да. Но не стоит считать по формуле «1 пиратская копия = 1 непроданная копия». По разным исследованиям, многие из тех, кто пиратят игры, не покупали бы их, даже будь у них такая возможность. Судя по всему, люди просто качают игры ради любопытства, играют час-полтора и удаляют. Ну и не забываем про идейных, которые будут только качать с торрентов, даже если у них под матрасом миллионы дублонов. Да, про идейных я буду часто вспоминать. 

The Witcher 3: Wild Hunt одна из немногих успешный игр без DRM-защиты

Можно приводить примеры финансово успешных игр, которые выходили без DRM-защитыdigital rights management (DRM), дословно «управление цифровыми правами». – Прим. ред., от тех же CD Projekt. Но подумайте, почему большинство игр до сих пор используют Denuvo? Значит, издатели все еще боятся пиратства и готовы платить миллионы долларов, чтобы выстоять хотя бы неделю-две, а лучше месяц после релиза, именно на этот период приходится пик продаж. Как подтверждение этих слов: многие разработчики через несколько месяцев убирают защиту со своих игр, даже если ее не взломали.

Еще я понимаю людей, которым не нравится политика издателей. В таком случае, если очень хочется повоевать с большими корпорациями, можно просто не покупать игру и создавать информационный шум. Если повод окажется действительно существенным, пресса и издатели на такое обращают внимание. Из недавнего можно вспомнить шумиху вокруг бесплатного обновления Horizon Forbidden West или скандальный релиз Grand Theft Auto: The Trilogy – The Definitive Edition, игру на какое-то время даже снимали с продаж, чтобы исправить критические ошибки (но ей уже вряд ли что-то поможет).

Чтобы закрепить: пиратство – плохо в любом проявлении, это как минимум нарушение законодательства, как максимум жадные издатели лишаются честного заработка, который потом пойдет на разработку очередной игры. В каком-то смысле пиратство стало одной из многочисленных причин появления F2P-игр – сегмента, в котором пиратство не имеет смысла и практически отсутствует. По этой же причине разработчики стараются прикрутить к своим играм мультиплеер или любого рода монетизацию, чтобы хоть как-то отбивать дорогостоящую разработку и покрывать даже незначительный ущерб от пиратства. По этой же причине каждый издатель пытается создать свою «дойную корову», игру-сервис которая будет стабильно приносить высокий доход. Примеры вы сами знаете, GTA Online, RDR Online, Fortnite, PUBG, CoD Warzone и так далее.

Игры делать дорого

Я уверен, что вы уже пишете, чтобы я посмотрел на цифры индустрии, что хоть разработка и дорожает, но и заработок издателей тоже растет, а значит, они отбивают вложения и никакое пиратство им не мешает. Всё так, но не совсем. Если откинуть мобильный рынок, большую долю прибыли приносят те самые F2P-игры и микротранзакции в мультиплеерных проектах. 

Проблема еще в том, что классические однопользовательские игры дорожают в разработке, сроки разработки растягиваются, а риск провала накладывает дополнительные ограничения на разработчиков и издателей. Чтобы быть релевантной, ААА-игра должна не просто отбить свой бюджет, а превзойти его в разы, иначе никто не даст зеленый свет на продолжение. По этой же причине у нас практически не появляются новые большие IP, а сиквелы выходят все более осторожными, с минимумом рискованных решений. 

Вторая часть God of War в разработке уже минимум четыре года, Halo Infinite была в производственном аду почти семь лет, и, по слухам, все переделки стоили Microsoft около $500 млн. Как минимум все эти годы нужно платить зарплаты, не говоря уже о других тратах, вроде маркетинга и PR, который срабатывает вхолостую в случае переноса даты релиза игры. Сатья Наделла уже похвастался цифрами, что в игру поиграло около 20 млн пользователей, но это включая владельцев Game Pass, тех, кто купил игру в Steam или другом магазине, и тех, кто качал исключительно мультиплеер, который распространяется бесплатно. В Steam пиковый онлайн упал с 250 тыс. до 20 тыс. одновременных игроков, на консолях этот показатель явно выше, но результат все равно очень показательный. С такими цифрами можно предположить, что игра далека от окупаемости.

Из-за малой маржинальности ААА-игр та же Konami переключилась на небольшие игры и мобильные проекты, а многострадальный PES перевела на F2P-модель и сменила название на eFootball.

Пиратство – хорошо

Бывают в нашей индустрии случаи, когда пиратские игры – единственная возможность пройти ту или другую игру. Это касается проектов, в которых используется ограниченная лицензия на отдельные составляющие игры. Например, лицензированная музыка в том же Need for Speed. Права на использование музыки или автомобилей истекли, обновлять лицензию не имеет смысла, и игру просто снимают с продажи. Единственный способ поиграть в такие игры, достать с полки пыльный диск или пойти на торрент-трекер. Я считаю, с моральной точки зрения я имею право скачать эту игру, потому что физически не имею возможности приобрести ее легально. Но с юридической точки зрения это все еще пиратство, потому что использую я контрафактную продукцию.

Картинка со звуком

На PlayStation и еще нескольких площадках очень недружелюбная система возврата средств за игру. В Steam рефанд делается в три клика, и можно легко вернуть деньги за непонравившуюся игру. Еще одна позиция, с которой я могу смириться, это использование торрент-издания игр в ознакомительных целях, то есть как замена демоверсии игры. В настоящее время очень мало издателей предлагают отдельные демоверсии игр, та же Sony в некоторых странах запустила ознакомительные версии для отдельных тайтлов. Это полная версия игры с ограничением по времени. В обоих случаях достаточно провести час-два в игре, чтобы понять, стоит она ваших денег или нет. И только в этом случае пиратство можно оправдать. Если человек качает, полностью проходит игру и только потом решает, стоит ему выкупить ее или нет, я считаю это уже лицемерием и полноценным пиратством. В этом случае любые отговорки выглядят как способ оправдать свои действия.

Самая важная, как я считаю, функция пиратских игр – торренты и пиратские сайты выполняют краеведческую функцию, сохраняя для потомков старые игры, которые физически найти невозможно. В лучшем случае они осели у коллекционеров, в худшем – навсегда исчезли в цифровых потоках.

Это несколько причин, которые, как мне кажется, еще могут как-то оправдывать торренты, но держим в голове, что пиратство – это все еще нарушение законодательства.

Как экономить на играх

Многие оправдывают пиратство высокой ценой на игры. Отчасти это так, для украинских реалий непозволительная роскошь потратить на игру 2 тыс. грн для консоли или около 1 тыс. грн для ПК. Если включить сноба, можно упрекнуть людей в том, что, если игры для вас дорого, то не покупайте их, а постарайтесь найти способы больше зарабатывать, именно малый финансовый доход должен волновать вас в первую очередь, а не возможность сэкономить на развлечениях. С учетом цен на хорошие ТВ/мониторы, консоли или комплектующее для игрового ПК (действительно игрового, а не «4 ядра 4 гига, все тянет на ультрах в 8К») игры никогда не были дешевым досугом. Может, стоит выбирать развлечение по карману?! Но если отбросить все это высокомерие, то даже в наших реалиях можно экономить на таких дорогих покупках, как видеоигры. Обо всем по порядку.

Подписочные сервисы и скидки на игры. Первые дают вам определенное количество игр разного качества и жанров. Не всегда будут давать те игры, которые нравятся именно вам, но за цену, меньшую, чем на ААА-новинки, у вас целый год будет во что играть. Это касается в первую очередь PlayStation Plus. Аналог PS Plus на Xbox – Xbox Live Gold практически умер, но ему на замену пришел Game Pass, игр там гораздо больше, но консоль официально у нас не продается, чем многие пользуются, регистрируясь в странах с низкими региональными ценами. И да, это еще один способ экономии средств на игры.

Со скидками все понятно: на старые игры со временем снижается базовая цена и дополнительно скидки иногда достигают 75–80%. Так что если вам не горит покупать игры на релизе, это отличный способ прикоснутся к хитам двухгодичной давности и старше. Даже на новые игры через два-три месяца уже бывают скидки – небольшие, но 20–30% сэкономить можно. Если вы играете на ПК, то цены на игры уже ниже, чем на консолях, хоть и не всегда, а скидки там еще более щедрые. В некоторых магазинах есть дополнительные бонусы в виде купонов.

Еще один способ отлично экономить – покупать физические копии игр. Если покупаете игру на старте и быстро проходите, ее можно продать за 75–80% от стоимости. Да, часть денег вы потеряете, но большая часть вернется, вы доложите еще немного и купите еще одну новинку. Считайте это платой за тренд, ведь вы играете на релизе. Если покупать с рук, то для вас трата на игру может обойтись сотней гривен, которую вы потратите на доставку. В таком случае сама игра для вас может стоить вообще ноль, а самые ушлые могут перепродать подороже и даже заработать на этом. Да, старые игры задорого продать не получится, но ведь и покупаете их вы не за полную стоимость. По очевидным причинам этот способ не работает для ПК. И вторая проблема – если не повезет, можно попасть на мошенников. Тут рекомендую подписаться на фанатские игровые группы и чаты, там люди часто продают свои игры и дорожат репутацией.

Еще один легальный вариант, которым пользуются многие – покупать игры на двоих, так называемые «двойки» аккаунтов на PlayStation или Xbox. Так же на двоих можно покупать диски, проходить по очереди и перепродавать другим людям.

К слову, вторичный рынок не меньше, чем пиратство, вредит издателям. Из-за этого все хотят побыстрее перевести игроков на цифровую дистрибуцию, и мы имеет сейчас версии новых консолей без дисковода, которые значительно дешевле своих дисковых аналогов. PS5 Digital Edition и Xbox Series S рассчитаны исключительно на покупку игр в цифре. Но при всех своих минусах для издателей вторичный рынок остается полулегальным. Потому что по лицензионному соглашению (EULA) игрок не имеет права перепродавать диск с игрой, это же касается и аккаунтов с играми. А вот дать другу поиграть – это можно всегда.

 

За 20 лет на рынке многое изменилось в лучшую сторону: массово стали продаваться лицензионные игры, появились удобные сервисы и региональные цены, как минимум один платформодержатель основательно зашел в нашу страну и продолжает постепенно развиваться. Для потребителя создали все условия, чтобы тот без лишних проблем, даже не вставая с кресла, мог купить лицензионный продукт с официальной поддержкой. Кстати, с появлением музыкальных подписочных сервисов уровень пиратства в музыкальной индустрии снижается от года к году, потому что: а) удобно; б) дешево. Но там другие проблемы, которые не по нашей теме.

Во многом этот текст бессмысленный. Переубедить человека не пиратить сродни созданию машины времени, то есть задача практически невыполнима и скорее случится в фантастических утопиях известных авторов-фантастов. Это все еще борьба с ветряными мельницами. Когда есть возможность сэкономить, оправдывать пиратство очень легко и человек быстро найдет способ договориться с совестью, если она у него, конечно, есть. 

Я попытался хоть как-то объяснить, что при желании можно тратить очень мало денег на любимый досуг и тем самым отблагодарить разработчиков за проделанную работу. В моих глазах проблема не столько в пиратстве как таковом, сколько в людях, которые его превозносят. Но, боюсь, все мои аргументы и рекомендации разобьются о банальное «зачем платить даже очень мало, если можно не платить вообще».

Дисклеймер: личное мнение автора не отражает позицию редакции.

Disqus Comments Loading...