Обзоры Обзоры 30.09.2000 в 21:00 comment

Приобретаем игровой манипулятор

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Что выбрать?

Прежде всего следует решить, какой именно контроллер вам нужен. Деление на самом деле очень простое: руль лучше всего применять в реалистичных автосимах (ралли, "Формула 1", кольцевые и трековые гонки и т. д. — чем достовернее физика, тем удобнее играть с помощью руля), джойстик предназначен исключительно для космических и авиасимуляторов, геймпад же — для спортивных игр, аркад, так называемых аркадных симов (где достоверность физической модели принесена в жертву веселому и несложному игровому процессу), файтингов, а также практически всех портированных с телевизионных приставок игр.

Есть еще и экзотичные контроллеры, вроде ThrustMaster FragMaster или Microsoft SideWinder DualStrike, ориентированные на использование в шутерах от первого лица, или же Microsoft Strategic Commander (в помощь стратегам), однако они не получили распространения — в основном из-за того, что такие специализированные манипуляторы по-прежнему серьезно уступают комбинации "клавиатура + мышь". Теперь, определившись с типом манипулятора, пора переходить к рассмотрению всех нюансов, возникающих при его покупке.

Рули

Пожалуй, сложнее всего выбрать именно руль — во всяком случае, количество тех или иных моментов, на которые следует обращать внимание, здесь просто огромное. Итак, приступим.

Все рули можно разделить на две основные категории — с поддержкой технологии обратной тактильной связи Force Feedback и без оной. Если вкратце (поскольку это, строго говоря, не является темой сегодняшнего разговора), то благодаря наличию Force Feedback игрок может в буквальном смысле слова ощутить все неровности дороги, сотрясение автомобиля при столкновении с препятствием, а также (и, на мой взгляд, это самое главное) — более реалистичное сопротивление повороту рулевого колеса, чем в случае с обычным контроллером, где оно имитируется возвратными пружинами. Естественно, манипулятор с Force Feedback оказывается значительно (от полутора до трех раз) дороже своего "немоторизованного" собрата, поскольку включение поддержки этой технологии серьезно усложняет конструкцию, однако результат, по мнению большинства игроков, того стоит.

Онлайн-курс "QA Automation" від robot_dreams.
Це 70% практики, 30% теорії та проєкт у портфоліо.Навчіться запускати перевірку сотень опцій одночасно, натиснувши лише одну кнопку.
Детальніше про курс

Приобретаем игровой манипуляторСледующее, на что имеет смысл обращать внимание, — способ крепления руля к столу. Если у моделей с поддержкой обратной связи вариантов нет — все они оснащены специальными струбцинами, то обычные контроллеры зачастую сажают на присоски, вследствие чего во время игры такой руль, скорее всего, станет скользить по поверхности стола, а в особо "жаркие" моменты и вовсе может оторваться. Достаточно важным параметром является угол поворота руля (минимальное значение — 180| из одного крайнего положения в другое) — чем он больше, тем точнее можно будет вписываться в повороты.

Чтобы ладони не скользили, рулевое колесо должно быть выполнено из мягкой резины (или иметь резиновое покрытие) с выемками для пальцев. Перед покупкой обязательно попросите продавца распаковать коробку и если не подключить контроллер к тестовому компьютеру (для проведения "полевых испытаний"), то хотя бы привинтить к столу и просто за него подержаться. Как правило, даже таким образом можно узнать о руле очень много — например, сразу же выясняется, насколько удобно на нем расположены программируемые кнопки и специальные рычажки, на которые обычно назначается переключение скоростей (они, кстати, также должны присутствовать — в противном случае руль вообще лучше не покупать, если, конечно, в нем коробка передач не предусмотрена в виде отдельного модуля).

При отсутствии поддержки контроллером Force Feedback следует обратить внимание на упругость пружин: если они слишком слабые, придется вручную возвращать рулевое колесо в центральное положение, что, естественно, отрицательно сказывается на реалистичности управления и, соответственно, ухудшает ваши показатели.

При наличии обратной связи обязательно выясните, какую именно версию I-Force контроллер поддерживает (возможно, для этого придется полистать документацию) — на сегодняшний день компанией Immersion, разработчиком этой технологии, выпущена уже I-Force 2.0, значительно превосходящая первую версию по функциональным возможностям. В то же время на украинском рынке до сих пор можно найти старые, снятые с производства модели манипуляторов, "знакомые" только с I-Force 1.0. Вообще, при покупке руля с поддержкой Force Feedback идеальным вариантом было бы предварительное испытание его в деле — хотя бы для того, чтобы иметь возможность определиться, нужна ли вам вообще эта технология и стоит ли за нее выкладывать лишние $50—80.

Отдельного разговора заслуживают педали, ведь только в аркадных гонках чем выше скорость, тем лучше, в реалистичных же симуляторах точное управление скоростью автомобиля имеет очень важное значение.

Онлайн-курс "QA Automation" від robot_dreams.
Це 70% практики, 30% теорії та проєкт у портфоліо.Навчіться запускати перевірку сотень опцій одночасно, натиснувши лише одну кнопку.
Детальніше про курс

Первое, на что здесь следует смотреть, — размер подставки (слишком маленькая будет опрокидываться при чересчур сильном нажатии) и скользит ли она по полу. Немаловажны также размер самих педалей и упругость их пружин: слишком маленькие и мягкие педали не позволят оценить степень нажатия по прикладываемому усилию, из-за чего скорость автомобиля придется определять по спидометру, что не есть хорошо — в реалистичном автосиме игрок должен буквально чувствовать скорость, отслеживание данных по приборам обычно оказывается смерти подобно.

Кроме этих обязательных условий (большая подставка на резиновых прокладках, жесткие педали), существуют и различные маленькие, но временами весьма полезные детали, которыми оснащаются некоторые модели именитых производителей. Их наличие не обязательно, но желательно. Например, Logitech делает подставки со специальной площадкой, на которую в минуты отдыха можно ставить левую ногу (вместо того чтобы держать ее на весу или поджимать под себя — ведь на тормоз в играх приходится нажимать сравнительно редко).

Вообще, рули, как и другие контроллеры, лучше приобретать от известных производителей — Microsoft, Logitech и т. д., и не зариться на низкую цену безымянных китайских поделок. У последних весьма вероятны проблемы с установкой (мне не единожды встречались модели вообще без инсталляционных CD-ROM, а в документации пользователю на плохом английском предлагалось устанавливать их изделие как стандартный контроллер "две оси, четыре кнопки"). Вторая достаточно распространенная проблема (и при этом гораздо более серьезная, нежели какие-то неприятности с инсталляцией) — качество исполнения электрической части. Выглядит это либо как невероятно трудная (а подчас и вовсе невозможная) калибровка устройства, либо как самопроизвольная подача управляющих сигналов (обычно виной тому низкое качество потенциометров). В последнем случае контроллер вообще оказывается непригодным для использования (максимум, что тут можно сделать, это попытаться вручную почистить его резисторы). Поэтому лучше не рисковать и приобрести манипулятор от известной фирмы — благо, их младшие модели по цене мало чем отличаются от своих "узкоглазых собратьев".

Геймпады

Геймпады можно условно разделить на три категории: самые простые, без всяких "наворотов"; контроллеры с аналоговым управлением; манипуляторы с Vibration Feedback. VF отличается от Force Feedback отсутствием сопротивления управляющему воздействию — на самом деле, трудно себе представить реализацию подобной вещи в контроллере, не имеющем точки опоры. К слову, единственная мышь с поддержкой Force Feedback (Logitech WingMan Force Feedback Mouse) жестко крепится к подставке. К сожалению, поддержка Vibration Feedback у компьютерных геймпадов встречается гораздо реже, чем у их консольных "коллег", где она в последнее время стала чуть ли не обязательным условием. По большому счету, все подобные контроллеры для ПК — как реально существующие, так и только анонсированные, — можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. С аналоговым управлением уже получше, но ненамного.

Приобретаем игровой манипулятор Основным критерием при выборе геймпада является удобство использования, так что перед покупкой следует обязательно опробовать его хотя бы в одной-двух играх, а в идеале — взять контроллер домой и потратить пару вечеров на его "тестирование", если, конечно, продавец на это согласится. Ничьи советы, отзывы и рекомендации здесь не помогут, имеет значение только личный опыт — руки у людей разные, и контроллер, идеально подходящий для одного игрока, другому может показаться на редкость неудобным.

Обращать внимание следует на мягкость нажатия кнопок (опыт показывает, что для файтингов лучше использовать геймпады с жесткими кнопками, для аркад и спортивных игр — с мягкими), а также на их расположение — нередко оказывается, что некоторые кнопки находятся слишком далеко или, наоборот, близко, из-за чего игрок вынужден то и дело перехватывать контроллер. Наибольшие проблемы обычно вызывает D-pad — своеобразная крестовина, являющаяся аналогом клавиш управления курсором. С шифтами — так называемыми "спусковыми крючками", находящимися под указательными пальцами, — все достаточно просто. Первое — они должны быть, второе — они должны быть удобными по форме, "отчетливо" нажиматься и не натирать пальцы. Естественно, идеальным вариантом было бы наличие четырех шифтов, по два с каждой стороны, как в контроллере у консоли Sony Playstation, однако мне лично компьютерные геймпады, подобные DualShock, не попадались.

Джойстики

Джойстик, пожалуй, — первый игровой манипулятор, появившийся на платформе PC. Он же и самый универсальный, поскольку поддерживается всеми играми в жанре action и симуляторами. Поэтому именно джойстик можно порекомендовать тем, кто играет лишь время от времени и не является приверженцем какого-либо одного жанра. В этом случае наиболее оптимальным выбором будет стандартное 2- или 3-осевое 4-кнопочное устройство, подсоединяемое через игровой порт на звуковой карте. Такой джойстик несложно подключать и настраивать, он не требует никакого дополнительного программного обеспечения.

Однако главная область применения джойстика — это все же различные симуляторы авиационной и космической техники, другими словами — все, что летает. В таких играх желательна возможность плавного управления по четырем осям (тангаж, крен, курс и тяга двигателей), ведь летательный аппарат, в отличие от, например, автомобиля, имеет шесть степеней свободы, а ведь еще надо управлять тягой двигателя. Кроме этого, игроку необходимо контролировать воздушное (космическое) пространство вокруг себя, и наиболее удобное для этого средство — переключатель вида, или иначе — hat-switch. "Хэты" бывают 4- и 8-позиционными, последние, естественно, предпочтительней. Желательно и присутствие как можно большего количества кнопок на джойстике, чтобы в самый критический момент не искать нужную клавишу на клавиатуре. Наиболее продвинутыми в этом смысле являются устройства, у которых ручка управления самолетом (РУС), ручка управления двигателем (РУД) и педали выполнены в виде отдельных устройств. Это позволяет разместить их наиболее удобным образом и облегчает управление за счет задействования практически всех конечностей игрока. Однако цены на такие устройства могут превышать $300, а производят их всего две компании. Поэтому в последнее время стали популярными манипуляторы, на которых управление "педалями" совмещено с вертикальной осью РУС. Как ни парадоксально, но такое решение лишь усложняет управление, поскольку при отклонении РУС непроизвольно происходит и ее поворот вокруг вертикальной оси. Еще два новшества в современном "джойстикостроении" — оптические датчики и цифровой режим. Первое помогает избежать неточности настройки и эффекта "биения" резисторов, второе же — обойти ограничения стандартного игрового порта на четыре кнопки и четыре аналоговые оси. Кроме этого, цифровые джойстики позволяют присваивать каждой из кнопок манипулятора значение любой клавиши клавиатуры.

Приобретаем игровой манипуляторНаличие в джойстике устройства обратной связи для авиасимуляторов, на наш взгляд, маловажно и даже вредно. Дело в том, что слабые сервомоторы не в состоянии воспроизвести реалистичную загрузку РУС на различных режимах полета и другие аэродинамические эффекты, а дрожание рукоятки при стрельбе ухудшает точность.

При выборе любого джойстика, помимо его функциональных особенностей, необходимо обратить внимание на его эргономику и качество исполнения — как рукоятка лежит в руке, удобно ли пользоваться всеми кнопками и переключателями, насколько жесткие у манипулятора пружины. Все эти параметры сугубо индивидуальны и зависят от размеров рук и конституции конкретного пользователя. Стоит заметить, что большинство "профессиональных" джойстиков сделаны в расчете на взрослых людей с большими кистями рук, а Thrustmaster FCS вообще является копией РУС истребителя F-16, которым управляют в довольно больших перчатках. Также важен способ крепления джойстика к столу — наиболее удачным вариантом является утяжеленная подставка с резиновыми "ножками". В отношении качества можно сказать, что большинство дешевых джойстиков китайского производства, помимо недостаточной прочности и надежности конструкции, снабжены некачественными потенциометрами. Это приводит к выходу устройства из строя в течение всего нескольких месяцев активной эксплуатации.

Установка

По типу подключения все игровые манипуляторы делятся на две группы: подсоединяемые к игровому порту на звуковой карте и к USB, причем в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к переходу на второй вариант — сказываются низкая скорость игрового порта, ограниченные возможности и сильная загрузка центрального процессора. Однако, как показывает практика, в некоторых играх (в том числе и вышедших совсем недавно) имеются проблемы с определением игровых устройств, подключенных к USB. Поэтому оптимальным вариантом, как нам кажется, станет использование манипуляторов, оснащенных переходником USB—игровой порт, чтобы в случае необходимости иметь возможность перехода с одного разъема на другой. Существует также определенное количество манипуляторов, подключаемых, кроме игрового порта, к клавиатурному разъему или COM-порту, — для реализации каких-либо дополнительных возможностей. В таком случае контроллер снабжается подробной пошаговой инструкцией по его установке и специальным ПО для программирования специфических функций.

Естественно, все манипуляторы подключаются к выключенному компьютеру (кроме вариантов под USB, которые можно подсоединять к работающему ПК). Добавлять в систему новое устройство лучше не через Установку оборудования в Панели управления, а с помощью инсталляционной утилиты, находящейся на поставляемом с ним CD-ROM (если таковой, естественно, имеется в наличии — вот еще одно преимущество контроллеров производства известных фирм), — вместе с драйверами в таком случае происходит установка всего необходимого программного обеспечения, обычно включающего набор так называемых профилей (настроек) устройства для различных игр, утилит для программирования дополнительных кнопок и некоторых других. Проблем, как правило, здесь не возникает.

Если же производитель предпочитает сохранять инкогнито и не утруждает себя написанием драйверов для выпускаемых им устройств, придется использовать стандартные драйверы. В Панели управления необходимо выбрать Игровые устройства, в появившемся окне нажать кнопку Добавить, найти название контроллера в списке известных операционной системе манипуляторов и нажать OK. Если ваше устройство в списке не значится (что более чем вероятно — Windows "знакома" лишь с продукцией известных компаний), придется вручную указать, что же вы, собственно, устанавливаете. В этом же окне нажимаете кнопку Особый (если вы устанавливаете руль, предварительно следует пометить флажок Руль/Педали). Здесь уже есть простор для опытов — вам предстоит выбрать тип устройства (джойстик, руль, геймпад, штурвал), количество кнопок, степеней свободы, наличие/отсутствие переключателя вида (hat-switch). Скорее всего, правильную конфигурацию придется подбирать методом проб и ошибок, однако отчаиваться не стоит. Необходимое уточнение: поскольку аналоговые сигналы, поддерживаемые стандартным игровым портом, ограничены четырьмя осями и четырьмя кнопками (остальные поддерживаются в цифровом виде с помощью специальных интерфейсов), то на большее при использовании стандартного драйвера рассчитывать не приходится. После установки нужно провести калибровку контроллера — для этого необходимо выбрать его название в списке имеющихся в системе игровых манипуляторов и нажать кнопку Свойства, после чего просто следовать появившейся инструкции.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: