Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Не смотрите наверх» / Don’t Look Up

Опубликовал
Анастасия Сохач

«Не смотрите наверх» (Don’t Look Up) – сатирическая комедия, которая стала лучшим итогом 2021 года. В фильме снялись Леонардо Ди Каприо, Мэрил Стрип, Дженнифер Лоуренс, Кейт Бланшетт, Джона Хилл, Тимоти Шаламе и Марк Райлэнс. Актеры обыграли самые абсурдные стороны современного общества, где люди отрицают очевидные проблемы, которые могут отразиться на будущем всего человечества.

«Не смотрите наверх» / Don’t Look Up

Жанр черная комедия, научная фантастика
Режиссер Адам Маккей
В ролях Леонардо Ди Каприо (доктор Рэндалл Минди), Дженнифер Лоуренс (Кейт Дибиаски), Мэрил Стрип (президент Джейн Орлин), Джона Хилл (Джейсон Орлин), Кейт Бланшетт (Бри Эванти), Тимоти Шаламе (Юл), Роб Морган (доктор Клейтон Оглторп), Марк Райлэнс (Питер Ишервел), Химеш Патель (Филипп), Рон Перлман (генерал Бенедикт Драск) и др.
Компании Bluegrass Films, Hyperobject Industries
Год выпуска 2021
Сайт IMDb
Где посмотреть Netflix

Огромная комета, которую называют «убийцей планет», летит к Земле. Небесное тело замечают двое никому неизвестных ученых – они пытаются предупредить мир о том, что ему скоро придет конец. Ситуация катастрофическая, но никто из высокопоставленных лиц не прислушивается к мнению астрономов.

Проблема в том, что чересчур прямолинейная аспирантка (Дженнифер Лоуренс) и профессор с паническими атаками (Леонардо Ди Каприо) не умеют превращать важнейшее открытие в сенсацию. Зрителям гораздо интереснее следить за звездами шоу-бизнеса и наблюдать за тем, как политики компрометируют себя перед выборами. Поэтому новость об орбитальных расчетах набирает меньше кликов, чем прогноз погоды, а ученые выставляют себя на посмешище. Между тем до столкновения кометы с Землей осталось всего полгода.

Автором идеи, постановщиком и продюсером социальной сатиры стал Адам Маккей – режиссер с неоднозначной фильмографией. В списке его работ есть примеры провальных комедий, в основном это результат многолетнего сотрудничества с комиком Уиллом Ферреллом. Однако проекты последних лет, над которыми Маккей трудился без Феррелла, раскрывают его с другой стороны.

Онлайн-курс "Створення особистого бренду" від Skvot.
Прокачайте особистий бренд для підсилення власного бізнесу, підвищення продажів та впізнаваність на ринку.
Дізнатись більше про програму курсу і досвід лектора

Адам смог создать многогранные фильмы с увлекательным изъяснением сложных тем – это финансовая аналитика из Уолл-Стрит «Игра на понижение» (The Big Short) и политическое разоблачение «Власть» (Vice). Обе картины были номинированы на премию «Оскар», а Маккей получил золотую статуэтку за лучший адаптированный сценарий.

Любопытно, что Адам Маккей придумал сюжет для фильма «Не смотрите наверх» за несколько лет до начала пандемии. Он использовал комету как аллегорию климатического кризиса – всем хорошо известно о глобальном потеплении, но мало кто воспринимает эту тему всерьез.

Когда режиссер собрал творческую команду и приступил к работе, продакшн пришлось остановить из-за распространения COVID-19. Вернувшись на съемочную площадку, Маккей обнаружил, что его сценарий отражает новые реалии жизни с коронавирусом. Поначалу никто не обращает внимания на проблему, затем СМИ подхватывают горячую тему для обсуждений, после чего пользователи соцсетей превращают цитаты спикеров в мемы. Опросы показывают, что многие люди сомневаются в существовании кометы – просто они не могут увидеть ее своими глазами, а довериться исследованиям ученых для них не вариант. На улицах происходят стычки и протесты, чем пользуются ушлые политики с низкими рейтингами.

«Не смотрите наверх» избегает слезливого морализаторства, которым порой увлекаются кинематографисты. Фильм выбирает другой путь – он безжалостно иронизирует над американским обществом, но при этом задевает весь мир и дотягивается до каждого из нас.

Сатира Маккея охватывает абсолютно все сферы, попадает в болевые точки и подмечает второстепенные темы, которые есть в кругу интересов у большинства людей. Легко поверить, что на первых полосах свежих изданий появится заголовок «Конец близок. Состоится ли Супербоул?», в Голливуде снимут блокбастер по мотивам надвигающейся трагедии, а селебрити будут продвигать постапокалиптическое кино с призывом к мирному сосуществованию между теми, кто боится кометы и теми, кто не верит в нее (остроумное камео Криса Эванса).

Больше всего комизм ситуации раскрывается в стенах Белого дома, где появляется президент США в исполнении Мэрил Стрип. Актриса улавливает худшие качества красующихся политиков и добавляет к публичному образу насмешливую улыбку, которая появляется за закрытыми дверями. Президент работает в кризисном режиме – разумеется, не из-за «убийцы Земли», а из-за приближающихся выборов в Конгресс, которые кажутся важнее катастрофы. Национального лидера всегда сопровождает сын и по совместительству глава президентской администрации – его сыграл Джона Хилл, который часто импровизировал на съемочной площадке. К сожалению, Джона заметно перебарщивает со вздорными репликами своего персонажа, что становится минусом для фильма.

А вот Леонардо Ди Каприо прекрасен в роли астронома, которому поначалу довольно тяжело даются выступления перед незнакомыми людьми. Хорошо, что на Netflix можно смотреть фильмы с оригинальной аудиодорожкой, где слышно, как дрожит и срывается голос актера.

Еще одно яркое выступление принадлежит Кейт Бланшетт – артистка копирует манеры американских ведущих из популярных телевизионных программ. Они на автомате превращают любую новость в развлекательное шоу, где приветствуется легкомысленная болтовня и фальшивый смех. Также в фильме появляется собирательный образ миллиардера – Марк Райлэнс изображает владельца технологической компании, который верит, что он помогает человечеству эволюционировать.

До премьеры на Netflix комедия Адама Маккея месяцами подогревала интерес к фильму с помощью внушительного актерского состава – подобные проекты привлекают внимание, но не всегда оправдывают ожидания. И все же режиссер смог снять остроумную двухчасовую ленту, которая высмеивает абсолютно все, с чем мы сталкиваемся каждый день. Смотреть картину с такой сатирой – это одно удовольствие, правда, иногда пародия чересчур точно отображает реальную жизнь, от чего становится не по себе.

Кстати, в комедии есть две сцены после титров. В них режиссер полностью избавляется от серьезного тона.

Disqus Comments Loading...