Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Донбасс» / Donbass

Опубликовал
Анастасия Сохач

Вокруг фильма «Донбасс» Сергея Лозницы не утихают споры вот уже полгода – с тех самых пор, как драма была представлена на Каннском кинофестивале. Там ленту показали в рамках программы «Особый взгляд» и удостоили премией за лучшую режиссуру. Также «Донбасс» был выбран в качестве национального претендента на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Сейчас «Донбасс» вышел в украинский прокат, и зрители наконец могут оценить, достоин ли фильм высоких оценок и громких дискуссий.

Фильм «Донбасс» снят в копродукции Германии, Украины, Нидерландов, Франции и Румынии. Показы ленты проходят на территории Европы и Канады, но больше всего о ней говорят, конечно, в Украине – во многом благодаря имени создателя картины. Сергей Лозница – довольно известный украинский режиссер, чьи ленты принимают участия в международных кинофестивалях. Среди его последних работ документальные фильмы «Майдан», «Аустерлиц», «День победы», а также художественные фильмы «Кроткая» и «Донбасс», о котором пойдет речь.

К просмотру «Донбасса» нужно подготовиться. Во-первых, вспомнить всю хронологию событий начала оккупации региона в 2014 году и особенно тех, кто был ее зачинщиком. Во-вторых, изучить специфику других работ Лозницы, который любит снимать документальное кино, в котором нет главного героя, но есть проявление человеческих абсурдов.

Онлайн-курс "Нотації BPMN" від Laba.
Опануйте мову BPMN для візуалізації бізнес-процесів, щоб впорядкувати хаос у них.Після курсу ви точно знатимете, що саме обрати для розв’язання завдань вашого бізнесу.
Дізнатись більше

Стоит сразу прояснить, что драма «Донбасс» – фильм игровой, не документальный, но в основу сценария легли настоящие ролики, снятые на Востоке Украины. Те самые видео, загруженные в интернет, которые несколько лет назад пугали своей жестокостью и удивляли безнаказанностью: тут и привязанный к столбу патриот Украины, которого избивают местные жители, и немецкий журналист, которого называют фашистом, и «зеленые человечки», с насмешкой утверждающие, что они приехали из Горловки. По словам режиссера, он лишь в некоторых местах менял структуру сюжета, при этом оставляя подлинные реплики.

Из-за такой специфики лента «Донбасс» кажется немного затянутой. Некоторые сцены узнаваемы с первых минут, от этого их хочется сократить, мысленно говоря о том, что мы прекрасно знаем, чем все закончится. Однако Лозница четко следует своей идее, не отступая от документальной основы, и во второй половине фильма приходит понимание, зачем нужны такие длительные мучения.

С первых минут фильма происходящее кажется весьма комичным, над некоторыми моментами зрители смеются вслух, будто перед ними разворачивается не война, а нелепая комедия. Это вполне естественная реакция, по-другому просто невозможно смотреть на подготовку массовки для фейковых телесюжетов или, к примеру, на так называемых ополченцев, рассказывающих о защите родины. Но со временем становится совершенно не смешно, скорее страшно от того, что этот спектакль на самом деле чья-то действительность.

Вопрос оккупации территории все еще очень болезненный, поэтому «Донбасс» мгновенно пробуждает острую критику. Это становится понятно на одном из киевских показов, куда лично приходит Сергей Лозница, чтобы после просмотра фильма пообщаться со зрителями. Зал условно делится на две половины – те, кто аплодирует задумке режиссера и те, кто не понимает, зачем он показывает Донбасс с такой чудовищной стороны. Ко второй группе принадлежат переселенцы, которые высказывают Лознице свои опасения, что после такой кинокартины их вновь будут обвинять в случившемся и воспринимать в негативном свете. Также люди из зала спрашивают, почему создатели фильма не подумали о том, чтобы показать не только плохие, но и хорошие истории.

В ответ на это режиссер подчеркивает, что для ленты он намеренно взял определенную тему, которая создает войну, и не собирался высмеивать тех, кто стал заложником ситуации. «В данном случае речь идет об абсолютной клоунаде – я описываю болезнь, а не борьбу с этой болезнью», – говорит Сергей Лозница. – «Я хочу предложить эту тему в виде фильма к размышлению и обсуждению – чтобы понять, как быть в этой ситуации и откуда она возникает».

«Донбасс» действительно взывает к дискуссиям, и чтобы усилить эмоциональный эффект от увиденного, Лозница с помощью камеры и игры актеров намеренно создает ощущение присутствия зрителя в кадре. Чтобы все получилось максимально реалистично, режиссер пригласил на съемки не только профессиональных актеров, но и переселенцев. Они были задействованы в массовке и давали советы об аутентичности воссозданной картины.

Такой подход к созданию фильма довольно интересен, но сам сюжет формирует спорные выводы даже среди украинских зрителей. А что говорить о западном созерцателе, который вряд ли понимает все тонкости проблем оккупированной территории. Поэтому попытка выдвинуть «Донбасс» на премию «Оскар» похвальна, но вряд ли эта затея увенчается успехом – уж слишком много моментов нужно объяснять, да и без экскурса в историю никак не обойтись.  Это приемлемо для Каннского кинофестиваля, но не для Американской киноакадемии, которая предпочитает другие – более понятные киноленты.

Тем же, кто прекрасно осознает положение вещей, определенно стоит сходить на «Донбасс». Фильм, показывающий карнавал на фоне трагедии, в очередной раз призывает задуматься о нерешенной проблеме. Лента напоминает, что облегчение, которое испытывает зритель при появлении титров, не соответствует реальной жизни, где страшные сцены все еще можно наблюдать во многих местах.

Disqus Comments Loading...