Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Аватар: Путь воды» / Avatar: The Way of Water

Опубликовал
Никита Казимиров

Выпустив в 2009 году первую часть «Аватара», Джеймс Кэмерон не просто в очередной раз доказал, что он один из лучших режиссеров в мире. Особенно, когда дело касается технологических достижений кинематографа. История Джейка Салли на планете Пандора сумела настолько успешно популяризовать технологию 3D-фильмов, что она стала новым стандартом съемки. В 2022 году Кэмерон вернулся с «Аватаром: Путь воды», чтобы вновь всех удивить достижениям в сфере технологий кино. Рассказываем в рецензии ниже, какой получилась вторая часть «Аватара».

«Аватар: Путь воды» / Avatar: The Way of Water

Жанр фантастический боевик
Режиссер Джеймс Кэмерон
В ролях Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Си Си Эйч Паундер, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг
Премьера кинотеатры
Год выхода 2022
Сайт IMDb

Сюжет фильма «Аватар 2» разворачивается все на том же спутнике Пандора, что и в первой частей. Бывший морской пехотинец Джейк Салли окончательно слился с телом аватара народа на’ви и теперь считается героем Пандоры. Человечество удалось прогнать со спутника, но его возвращение с колонизаторскими амбициями — всего лишь вопрос времени.

Однако Джейку вместе с супругой Нейтири удалось несколько лет пожить спокойно и завести детей. Так что в новом противостоянии между на’ви и людьми Салли предстоит отвечать за всех своих родных подходить ко всем вопросам более осторожно, чтобы никого не подставить.

Курс UX/UI дизайнер сайтів і застосунків з Alice K.
Курс від практикуючої UI/UX дизайнерки, після якого ви знатимете все про UI/UX дизайн .
Реєстрація на курс

Первую часть «Аватара» очень тяжело назвать фильмом с хорошей историей. Да, в ней есть продуманный и интересный мир, но он практически никак не подкрепляется обаятельными персонажами. После просмотра в памяти остаются лишь красоты Пандоры, но никак не герои, которые двигали сюжет. Потому со второй частью «Аватара» Кэмерону необходимо было исправить и этот недостаток.

И у режиссера получилось. Не без вопросов, конечно, но сценарий «Аватара: Путь воды» уже можно без скромности и стеснений назвать хороший. В нем есть адекватное развитие героев и злодеев, интересные конфликты и неожиданные открытия. Следить за сюжетом приятно, персонажи отличаются друг от друга на уровне характера и особенностей поведения, потому не выветриваются из сознания сразу после окончания титров.

Основная часть истории концентрируется на детях Джейка и Нейтири. Ход логичный, учитывая, что за 13 лет с момента выхода первого «Аватара» многие зрители наверняка теперь имеют своих детей. С одной стороны, новые акценты в сюжете позволяют с интересного угла рассмотреть извечный конфликт родителей и детей, перенеся его в фантастическое условие борьбы с людьми-колонизаторами. Но с другой, иногда «Аватар 2» слишком наивно подходит к изображению подростков.

За фильм от них несколько раз прозвучат фразы «мне так одиноко» и «никто меня не понимает», что после огромного количество посредственных young adult фильмов уже кажется плохим вкусом. Именно на young adult «Аватар 2» будто ориентируется в своих худшие моменты сценария. Их не так много, но на фоне всех остальных продуманных сцен подобные проседания истории выглядят особенно заметно.

Впрочем, частично в таких нюансах можно винить направленность фильма на максимально широкую аудиторию. Включая толпы, которые в кинотеатры ходят от силы раз в год. Поэтому «Аватар 2» выглядит максимально безопасным в плане экспериментов с подачей. Он развивается по всем законам и традициям кино, это практически академическое произведение искусства, которое можно изучать как эталонный пример грамотно снятого фильма.

Отдельно приятно, что даже при продолжительности в три с лишним часа «Аватар: Путь воды» не ощущается затянутым. Каждый момент, каждый диалог в нем кажутся уместными, скучать совершенно не приходится. А для трехчасовых фильмов это редкий случай, так что Кэмерон смог и тут.

Только вот режиссер немного схитрил, потому что «Аватар 2» далеко не всегда способен предложить креативные сцены, чтобы захватить внимание зрителей. И тут на передний план выходить главное достоинство фильма. «Аватар: Путь воды» — это самый красивый фильм с точки зрения технологий на сегодня.

PR-кампания вокруг кино как раз вокруг этого и строилась, но все сомнения пропадают с первых секунд просмотра. Кэмерон специально вставил в начале несколько масштабных пейзажей, чтобы вы сполна оценили, над чем съемочная команда работала все эти годы. «Аватар 2» выглядит сногсшибательно. И даже самый последний скептик, который ценит в художественных произведениях арт-составляющую, а не «графон», не сможет с этим не согласиться.

Когда киноиндустрия приняла технологию 3D-изображения в кино как норму, то многие режиссеры и производственные компании будто так и не поняли, зачем она им нужна. И вставляли 3D в свои работы лишь для соответствия тренду. Однако Кэмерон прекрасно осознает, как использовать 3D правильно. На эту технологию тут работает и структура кадра, и пролеты камеры, и прочие технологические нюансы. Потому при просмотре зритель буквально погружается в происходящее, а оторваться практически невозможность.

На «погружение» в историю работает и подводный антураж большей части фильма. Подводные глубины «Аватара 2» — это сплошное загляденье и самое красивое изображение океанических красот в поп-культуре. Каждый подводный кадр ощущается практически настоящей магией. Потому даже на продолжительные заплывы героев, которые вроде бы историю никуда особо не двигают, смотреть любопытно.

В этом в принципе один из главных секретов и одновременно чудес «Аватара: Путь воды». Если вдуматься, многие сцены в нем ощутимо растянуты. Это касается и мирных диалогов, и сражений, и перемещений героев. В любом другом фильме что-то похожее казалось бы слишком искусственным и лишним. Но в «Аватаре 2» благодаря потрясающему использованию технологий получается испытывать наслаждение даже от самых банальных сцен. Поверьте, никто другой не реализовал сцену «врач светит пациенту фонариком в глаза» на таком же уровне, как Кэмерон.

«Аватар: Путь воды» хочется разбирать на отдельные детали, потому что их в фильм предостаточно. Физика воды, трение материалов друг о друга, блики и работа с цветом — все это вызывает искренний восторг. Смотреть на «Аватара 2» не надоедает все три часа, а Кэмерон к тому же регулярно меняет условия происходящего, чтобы сохранить чувство новизны. А уж работа с освещением в фильме вообще заслуживает всех оваций в мире.

Отдельно режиссер показал, как нужно правильно снимать фильмы с использованием повышенной частоты кадров. Многие моменты «Аватара: Путь воды» показаны при 48 кадрах в секунду вместо стандартных 24-х. Киноиндустрия и раньше пыталась заигрывать с подобным решением, например, в «Гемини» с Уиллом Смитом. Но попытки были преимущественно провальными.

«Аватар: Путь воды» вполне может сделать технологию съемки при повышенной частоте кадров стандартом, как это в своем время получилось у первого «Аватара» с 3D-изображением. Повышенный fps добавляет сценам исследований и сражений дополнительного накала страстей.

Сделано все настолько хорошо, что даже в самом «Аватара 2» сцена с нормальной частотой кадров ближе к финалу начинают казаться несколько заторможенными. Будьте готовы, что после «Аватара: Путь воды» смотреть на буквально все остальные фильмы, сериалы и даже видеоигры может быть несколько больно.

С таким прорывным визуалом Кэмерон мог сделать хоть трехчасовое технодемо, где красивые сцены менялись бы раз в полчаса без особого смысла. И это уже выглядело бы прорывным. Тем удивительнее, что из «Аватара: Путь воды» получилось хорошее, грамотное кино. Первая часть на его фоне кажется устаревшей и непродуманной. Даже в чем-то ненужной.

Ведь Кэмерон планирует выпустить еще два фильма о мире на’ви, и «Путь воды» — это своеобразный пролог к будущим событиям. Он лишь вводит нас в новые условия жизни главных героев на Пандоре, обрисовывает будущий масштабный конфликт между людьми и на’ви. При этом все равно оставаясь законченной и самостоятельной историей.

И после увиденного в «Пути воды» так и хочется, чтобы Disney и 20th Century Fox разрешил Кэмерону реализовать всего задумки. Потому что если пролог у режиссера получился настолько эпическим, то страшно даже представить, что он приготовил для финала.

Disqus Comments Loading...