Рубрики КиноОбзоры

Рецензия на фильм «Дюна: Часть вторая» / Dune: Part Two

Опубликовал
Никита Казимиров

Романы Фрэнка Герберта из цикла «Дюна» — классика фантастики, которая к тому же во многих моментах остается непревзойденной даже в наши дни. Серия держится на очень многих комплексных элементах, которые тесно связаны друг с другом. Перенести что-то такое в формате кино — почти невозможная задача. Но первая часть «Дюны» от Дени Вильнева показала, что к первоисточнику все же можно найти свой киношный подход. А теперь «Дюна: Часть вторая» добралась до кинотеатров. Рассказываем в нашей рецензии, каким получилось это кино.

«Дюна: Часть вторая» / Dune: Part Two

Жанр космическая фантастика
режиссёр Дени Вильнев
В ролях Тимоти Шаламе, Зендея, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Ребекка Фергюсон, Флоренс Пью
Премьера кинотеатры
Год выхода 2024
Сайт IMDb

Величественный Дом Атридов пал в первой части «Дюны», но Полу (Тимоти Шаламе) и его матери Джессике (Ребекка Фергюсон) удалось спастись. Теперь они выживают среди фременов, которые научились использовать суровость пустынь Аракиса себе на пользу. Для некоторых фременов Пол уже стал священной фигурой, Муад’Дибом, которая должна снова сделать планету «Зеленым Раем». Парень боится бесконтрольной власти, потому что видел, к каким жестоким действиям приводит стремление к ней. Но обстоятельства складываются таким образом, что только фанатизм людей вокруг выживших Атридов способен помочь им достичь своих целей и отомстить обидчикам.

Психологічний профорієнтаційний тест для IT-фахівців від Ithillel.
Пройдіть психологічний профорієнтаційний тест для IT-фахівців щоб дізнатися ваші сильні сторони, вподобання і інтереси і з'ясувати, яка IT-спеціальність вам підходить.
Пройти тест

Дени Вильнев как режиссер известен именно своим языком кино, который разговаривает со зрителями не диалогами, а визуальными образами. Лучше всего это заметно по «Прибытию» и «Бегущему по лезвию 2049», в которых именно эстетика всех сцен является самым весомым плюсом и рычагом влияния на тональность истории. При этом Вильнев также пытается быть еще и хорошим рассказчиком, но именно в традиционных рассказах он несколько дает слабину.

«Дюна: Часть вторая» — типичный Вильнев и идейное развитие первой части во всех направлениях, но этот фильм не предлагает ничего кардинально нового.

Кажется, что в режиссера поверило все руководство, съемочная команда и зрители с критиками. Поэтому он просто сделал то, что у него получается лучше всего. А именно — невероятно красивое, масштабное, пафосное кино, которое все же чувствуется немножко чрезмерным.

Отчасти это вина первоисточника, ведь «Дюна» — максимально комплексное произведение. Оно оперирует многими темами и сюжетными линиями, которые невозможно полноценно воспроизвести в формате кино или даже сериалов (и такие попытки были, как мы помним). Поэтому фанатам книг надо быть готовыми к некоторым творческим проявлениям свободы, которые позволили себе создатели экранизации. Что-то не попало в фильм совсем, некоторые моменты изменились. На общие эмоции это особо не влияет, но в виду это надо иметь.

Сценарные изменения больше повлияли на мораль и идеологическую составляющую сюжета. «Дюна», как художественное произведение всегда делала большой акцент на вопросах экологии. В фильме на них почти нет фокуса. Вместо этого Вильнев и сценарист Джон Спейтс выводят на первые планы вопросы феминизма, матриархата и религиозного влияния на сознание людей. Причем делают это именно в стиле Вильнева.

А это значит, что действия персонажей и захватывающая красота Аракису говорят здесь больше, чем слова. Для киноманов просмотр «Дюны: Часть вторая» будет настоящим праздником, потому что выглядит фильм невероятно привлекательно. Вильнев сочетает эстетический минимализм, когда в кадре может быть лишь несколько объектов и силуэтов, с пафосом, достойным уровня экранизации «Властелина колец» (возможно, даже превосходя её в некоторых моментах).

Общая цветовая палитра и операторские приемы здесь очень сдержанные, но они всегда к месту и попадают прямо в сердце. Фильм можно пересматривать и пересматривать только ради визуальной составляющей, его точно будут анализировать и растягивать на хорошие арты и обои для девайсов.

«Дюна: Часть вторая» выглядит красивее всего именно в спокойных, панорамных моментах. Когда дело доходит до сцен сражений, то к фильму возникают вопросы. Кино хорошо подводит к ним, но непосредственно схватки получились слишком суетливыми. А отдельные дуэли можно раскритиковать за проблемную и топорную хореографию.

Понятно, что фильм вовсе не о сражениях. Он построен на разговорах и эмоциях персонажей (с перекосом именно во второе). Религиозные мотивы здесь проходят почти во всех диалогах, а сами герои не стесняются активно использовать терминологию своего вымышленного мира. Из-за этого людям, которые совсем не знакомы с «Дюной», в плане восприятия истории может быть немного трудно. Однако съемочная команда сделала все, чтобы даже без знаний первой части кино вы все равно получили свой достойный уровень удовольствия.

Наслаждение это возвышенное, почти напыщенное, поэтому подойдет не всем. Если вам было скучно во время просмотра первой части «Дюны» (а таких зрителей хватало, поверьте), то новое кино здесь ничего не изменит. Возможно, скука даже усилится, потому что наблюдать весь фильм за почти стерильными локациями Аракису — удовольствие точно не для каждого.

Впрочем, скуку можно списать на дух эпической фантастики, которым пронизан весь фильм. Он идеально комбинируется с режиссерским стилем Вильнева и образует кино, которое стоит посмотреть. Жанр космических опер сейчас не то чтобы часто дарит нам что-то выдающееся, но и «Дюна» как произведение искусства точно заслуживает достойной адаптации. «Дюна: Часть вторая» и является той самой достойной адаптацией.

Теперь остается только ждать «Дюна: Мессия», в которой Вильнев адаптирует второй роман Герберта. Учитывая события первоисточника, там точно будет много моментов, которые стоит оценить на большом экране IMAX.

Disqus Comments Loading...