Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Эгрегор» / Egregor

Опубликовал
Никита Казимиров

Фильм «Эгрегор» добрался к зрителям через сложный производственный цикл. Его премьеру планировали провести еще 10 марта 2022 года, но полномасштабное вторжение россии поставило крест на этой затее. К тому же совместное производство Украины, Польши и США тоже создало свои трудности. В итоге премьера «Эгрегора» состоялась спустя целых шесть лет после начала съемок. Рассказываем в рецензии ниже, каким в итоге получилось кино.

«Эгрегор» / Egregor

Жанр мистический триллер
Режиссер Станислав Капралов
В ролях Омри Роуз, Алена Лавренюк, Валерия Караман, Анджей Зелинский, Елена Турбал
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb

Девушка Леся (Алена Лавренюк) неожиданно узнает, что ее отец профессор Орест Грабовский (Даниэль Ольбрихский) покончил жизнь самоубийством. Обстоятельство его гибели слишком туманны, что наталкивает на мысли о заговоре. Девушка обращается за помощью к американскому детективу и другу семьи Артуру Вейсу (Омри Роуз). Вместе им предстоит окунуться в закулисный мир украинских церквей и понять, при чем же тут эгрегор.

Курс QA Manual (Тестування ПЗ мануальне) від Powercode academy.
Навчіться знаходити помилки та контролювати якість сайтів та додатків.
Записатися на курс

Эгрегор — метафизический термин, обозначающий групповую нефизическую сущность, своеобразное информационное поле скопления людей с едиными целями.

В мире существуют самые разные эгрегоры, например, эгрегор кинематографа или государства. Однако при помощи манипуляции с общественным сознанием можно вывести на первый план какой-то конкретный эгрегор — и тем самым задать вектор развития как минимум целой страны на долгие годы вперед.

Вокруг этой идеи и разворачивается сценарий фильма. Проблема в том, что сам он свою терминологию почему-то доступно не объясняет. Фильм ограничивается небольшой записью выступления профессора Грабовского, причем довольно формальным — и все. А ведь именно это объяснение должно стать отправной точкой сюжета. Без нормальной завязки все остальные сцены фильма воспринимаются несколько надуманными и даже бессмысленными.

Сценарист фильма Любомир Левицкий и не скрывал, что команда занималась своеобразным аналогом «Кода да Винчи» с Украиной в главном фокусе. «Эгрегор» напоминает работу Рона Ховарда практически во всем. Это касается и темпа сюжета, и постановки сцен, динамики отношения между персонажами, и общими идеями. Только вот «Код да Винчи», пускай тоже был далеко не идеальным, со своими главными идеями работал вполне виртуозно.

Одна из главных проблем фильма — монтаж. Он настолько рваный и бесструктурный, что порой тяжело понять последовательность событий на экране.

Герои постоянно и неожиданно перемещаются из одной локации в другую. В одном месте дошло совсем до крайностей, когда персонажи в конце фильма говорят «у них может быть персонаж Х», а ведь мертвого персонажа Х нам показали почти в самом начале истории.

С поддержанием атмосферы тайны фильм справляется вполне успешно (если мы не берем невнятную завязку всего, конечно). История постоянно подкидывает новые подробности и сюжетные повороты. А колорит православной церкви в сочетании с украинскими мифами точно понравится многим.

Атмосферу усиливает и операторская работа, которая в фильме на высоте. Многие сцены отличаются не только локациями, но и подходами к съемке. В одной из них, к примеру, на камеру надели специальные линзы, чтобы свет уличных фонарей в ночи расплывался в полосы. Получилось крайне эстетично. И подобных приемов тут хватает.

«Эгрегор» удачно дозирует диалоги, экшен и раскрытие очередной загадки. С точки зрения динамики это вообще не скучное и не провисающее кино. Пожалуй, даже чересчур «не провисающее» — а все из-за вышеупомянутого хаотичного монтажа.

Еще одна важная проблема фильма — состав диалогов. Многие фразы тут будто написала нейронная сеть, которой скормили несколько десятков посредственных триллеров прямиком из «нулевых». Главные герои тут пытаются всегда казаться остроумными, но получается это приблизительно никогда.

Зато когда дело доходит до более личных и психологических сцен, ситуация становится лучше. Выручает и актерская игра. Иногда она выглядит совсем неубедительно, но в целом ощущается сносной.

Релиз «Эгрегора» в Украине неплохо совпал с недавно прошедшей Пасхой. Ведь в людях еще свежо ощущение религиозного праздника со всеми его таинствами. А фильм как раз заигрывает с темой религии, потому сможет найти отклик еще и на этом уровне.

В целом «Эгрегор» не вызывает особых восторгов. Возможно, фильму не хватает пронзительности финала того же «Кода да Винчи», который заставлял иначе взглянуть на историю человечества. Конечные ответы в «Эгрегоре» максимально банальны. А как для мистического триллера это почти приговор.

Disqus Comments Loading...