Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Фабельманы» / The Fabelmans

Опубликовал
Денис Федорук

19 января до украинских кинотеатров наконец-то добрался новый фильм Стивена Спилберга «Фабельманы». И сделал он это уже в качестве свеженького обладателя «Золотого глобуса» в номинациях за лучший фильм (драма) и режиссуру. В этой рецензии рассказываем, почему лента получила всеобщее признание зрителей и критиков.

«Фабельманы» / The Fabelmans

Жанр автобиографическая драма
Режиссер Стивен Спилберг
В ролях Гэбриел ЛаБелль, Мишель Уильямс, Пол Дано, Сет Роген, Джулия Баттерз, Дэвид Линч
Премьера кинотеатры, цифровые сервисы
Год выпуска 2022
Сайт IMDb

На дворе стоит спокойный январский вечер 1952 года. Молодая еврейская пара Берт и Митци Фабельманы в первый раз ведут своего маленького сына Сэмми в кинотеатр. Испуганный мальчик не проявляет большого желания посещать просторный, заполненный людьми кинозал, но родители уверяют малыша, что бояться нечего.

В итоге впечатлительный Сэмми буквально увлечется сценой столкновения поезда с автомобилем в ленте «Величайшее шоу мира» Сесила Б. ДеМилля. Позже, с огромным воодушевлением он воспроизведёт её на своей игрушечной железной дороге. И пусть отец что-то недовольно проворчит, что бить игрушки не стоит, это ничего. Главное, что Сэмми впервые в жизни ощутит то, чего раньше не ощущал.

Онлайн-курс "Комерційний Аудіопродакшн" від Skvot.
Навчіться створювати, зводити й мастерити музику для комерційних проєктів — кіно, серіалів, улюблених ігр чи вірусних рекламних роликів.
Детальніше про курс та довід лектора

Вскоре мать позволит сыну взять 8-миллиметровую камеру отца, чтобы заснять эту сцену катастрофы. Тогда за магическим действом можно будет наблюдать в любое время без побочных последствий в виде поломанных игрушек. Это станет первым кинематографическим опытом паренька. С тех пор он уже не сможет вообразить свою жизнь без взгляда на этот мир сквозь объектив кинокамеры.

«Фабельманы» – автобиографический фильм Стивена Спилберга. Человека, который навсегда изменил индустрию кино и подарил миру просто огромное количество прекрасных лент. Это однозначно самый личный фильм в карьере именитого режиссера. Здесь у зрителя появляется уникальная возможность взглянуть на детство и юность будущей легенды, а вместе с тем и лучше понять фильмографию Спилберга, столь объемную и разножанровую.

Спилберг не хочет казаться навязчивым и эгоистичным, поэтому деликатно именует свою ленту другой фамилией. Вдобавок к этому, несмотря на попытки рассказать глубоко личную историю, постановщик не забывает о зрителе. Он точно не требует какого-нибудь сострадания, и, учитывая богатейший опыт, выдает очень интересное кино, даже немного сказочное. С одной стороны оно пронизано тоской по давно ушедшей прекрасной эпохе, ностальгическими нотками, саморефлексией. Но с другой – это просто отличная и крайне откровенная ретро-драма.

Впрочем, лента не пытается нагрузить зрителя напускным драматизмом и обладает феноменально тонким чувством юмора. Это удивительное путешествие в прошлое, имеющее и долю выдумки. Но оно действительно позволяет взглянуть не только на историю становления великого кинематографиста, но и на то, какие события повлияют на его мировоззрение и как это отзовется в будущих шедеврах.

Разумеется, основополагающую роль в жизни юного Спилберга/Фабельмана сыграла семья. Папа был умелым компьютерным инженером, мама – домохозяйкой, вынужденной поставить крест на карьере пианистки и воспитывать 4 детей. Из-за работы отца и, в частности, приглашения работать в IBM, семья вынуждена была неоднократно переезжать.

В Калифорнии Сэмми приходилось терпеть антисемитские издевательства. А вскоре родители решили развестись. Все это наложило большой отпечаток на эмоциональное состояние подростка и его сестер. Но, еще раз, Спилберг не требует от зрителя сопереживания. Таким образом он пытается продемонстрировать, что именно повлияло на его уже профессиональный, взрослый кинематограф.

Интересно наблюдать и за тем, как юный герой создавал свои первые любительские школьные фильмы. Вместе с друзьями бойскаутами однажды он окажется на показе вестерна «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» с Джоном Уэйном. А уже через мгновение парень начнет съемку собственного кино о разборках на Диком Западе. Чтобы сцена перестрелки выглядела более достоверно, молодой человек прибегнет к удивительной изобретательности.

Большое количество сцен здесь происходит под аккомпанемент фортепиано, придающий уместное, несколько лирическое настроение с привкусом меланхолии. Помогает следить за ранним этапом жизни юного вундеркинда и спокойная, плавная камера постоянного оператора спилберговских фильмов Януша Камински.

Достойны упоминания и актерские выступления. Особенно следует отметить прекрасные перфомансы Гэбриела ЛаБелля и Мишель Уильямс. Прекрасным выглядит небольшое появление 87-летнего Джадда Хирша в роли одного из родственников Фабельманов, тоже имеющего связи с кино и дающего несколько советов главному герою. Настоящим праздником станет камео Дэвида Линча, которому только за прикуривание сигары нужно выдать какую-нибудь премию.

Очевидно, что «Фабельманы» это история не только о титульной семье и о том, как один мальчик безгранично влюбился в кино. Лента также рассказывает о взрослении, принятии себя и восприятии окружающего мира, юношеских мечтах. В конце концов, о магии кино. А еще, конечно, о готовности посвятить себя делу всей жизни. Это не очередная блестящая история голливудского успеха. Это своего рода психотерапевтический сеанс Стивена Спилберга, стать свидетелем которого – сплошное удовольствие.

Disqus Comments Loading...