Рубрики ОбзорыКино

Рецензия на фильм «Наполеон» / Napoleon

Опубликовал
Никита Казимиров

Для какого-то Ридли Скотт навсегда останется режиссером с испорченной репутацией. А все из-за «Прометея» и «Чужого: Завет», которые произвели далеко не самое лучшее впечатление на мирового зрителя. Настолько «не самое лучшее», что это заставило забыть некоторых о величии «Бегущего по лезвию» и «Чужого». На этом фоне несколько меркнет тот факт, что Скотт также любит снимать исторические драмы и эпики. Он решил напомнить об этой стороне своего творчества фильмом «Наполеон» с Хоакином Фениксом. Рассказываем в нашей рецензии, каким получилось кино.

«Наполеон» / Napoleon

Жанр историческая драма
Режиссер Ридли Скотт
В ролях Хоакин Феникс, Ванесса Кирби, Тахар Рахим, Пол Рис, Эдуард Филиппона
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb

На момент начала событий фильма Наполеон Бонапарт (Хоакин Феникс) — молодой офицер, который видит в Великой французской революции идеальную возможность воплотить в жизнь свои амбиции. Политические изменения во Франции стали идеальной почвой, чтобы Наполеон смог пробиться к власти. Для этого он использует свои связи и успехи в битвах. Параллельно будущий император знакомится с девушкой Жозефиной (Ванесса Кирби), в которую влюбляется. На параллелях между сложным жизненным путем Наполеона и его не менее сложных отношениях с возлюбленной и строится весь фильм.

Пускай «Наполеон» — историческая драма, но Скотт не слишком сильно гонится за достоверностью. Скорее даже наоборот. Он использует образ Наполеона и некоторые известные исторические факты о нем, чтобы рассказать цельную историю со своими моралями и мотивами, которые свойственны исключительно художественным фильмам. Так что не особо бушуйте с фразами «такого не было!», когда Наполеон, к примеру, стреляет из пушек по пирамидам в Египте. Все мы понимаем, что такого не было, а снято все было ради красивой картинки.

И картинка тут не просто красивая — она максимально роскошная. Не просто дорогая, привлекательная или эстетические приятная. Именно роскошная, вполне соответствуя роскоши французских дворцов и императоров.

Декорации и костюмы подобраны идеально, каждый кадр дарит визуальное наслаждение. Пафос и помпезность Скотт сумел укомплектовать в формат кино. И это уже само по себе достижение.

Пафос и помпезность присутствуют отдельно в местных битвах. Они тут масштабные и крайне жестокие. Жестокость, к слову, в «Наполеоне» натуралистичная и показанная без лишней скромности. Что лишь усиливает общую хаотичную атмосферу во Франции времен достижений наполеона.

Огромные баталии получились чересчур хаотичными. Когда дело касается общих планов и пролетов камеры над полем боя, «Наполеон» выглядит великолепно. Но стоит создателям фильма хоть немного попытаться сконцентрироваться на меньших стычках, общая картинка рушится.

Локальные столкновения слишком смазанные, камера будто не знает, что вам показывать. Конечно, это тоже можно принять за режиссерский прием. Но перед просмотром стоит учитывать этот факт.

Битвы также работают на раскрытие характера Наполеона. Ведь тот считает, что он всегда и во всем прав. И пока ему сопутствуют успехи, так думают и все остальные. Только вот эгоистичный характер Наполеона и его властные амбиции фильм раскрывает будто третьим планом. Сводка потерь французской армии в самом финале делает для этого больше, чем весь остальной сценарий.

Впрочем, у этого есть свое оправдание. Призма взгляда на жизнь Наполеона в новой работе Ридли Скотта — это отношения императора с Жозефиной. Именно им уделяется основной внимание истории. Даже политика и военные свершения Наполеона находят свое отражение в его бесконечном влечении к Жозефине. Которое далеко не взаимно, но и совсем холодной девушку назвать нельзя.

Наполеон и Жозефина в фильме — крайне странная пара. В отдельных сценах ее еще можно попытаться охарактеризовать какими-то паттернами и архетипами, но цельная картина сливается в удивительный калейдоскоп. Их любовь крайне похож на любовь реальную, а никак не киношную. Она сложная, безумная, полная мучений и противоречий. Но оттого, как ни странно, более ценная и желанная.

Любовная линия не обесценивает других качеств Наполеона. Именно через нее в фильме стоит рассматривать образ императора, пускай кому-то такое решение может показаться спорным. Ведь получается, что Скотт снял никакую не историческую драму, а драму вполне обычную. О двух великих людях, которые вместе то ли гасили, то ли разжигали еще сильнее обоюдное величие.

Два с половиной часа «Наполеона» проходят почти незаметно. В нем пафос голливудский смешивается с пафосом чуть ли не эллинистическую. Ведь какой это Ридли Скотт, если он не заигрывает с возвышенными темами? Однако в «Наполеоне» он ограничился подтекстами и полутонами, а массовому зрителю подарил хороший во всех ключевых элементах фильм.

Впрочем, разговоры об «Оскаре» стоит придержать. Ведь кино не хватает надрыва, своего максимально пронзительного момента. Равно как актерской игре Феникса, который хорош, но хорош не совсем на том уровне.

Disqus Comments Loading...