С 30 мая в кинотеатрах стартовал показ биографической драмы «Одна жизнь», которая рассказывает историю британского филантропа Николаса Уинтона. Накануне Второй мировой он пытался спасти еврейских детей из оккупированной немцами Чехословакии. Сценарий ленты основан на книге «Если это не невозможно… Жизнь сэра Николаса Уинтона», написанной дочерью главного героя Барбарой Уинтон. В рецензии ниже рассказываем, какое выдающееся кино напоминает местный сюжет и почему вы обязательно должны посмотреть этот фильм.
Жанр биографическая драма
Режиссёр Джеймс Хоуз
В ролях Энтони Хопкинс, Джонни Флинн, Хелена Бонэм Картер, Лена Олин, Джонатан Прайс, Ромола Гараи, Алекс Шарп, Саманта Спиро
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
В 1938 году, через несколько недель после подписания Мюнхенского соглашения, обычный биржевой брокер из Англии Николас Уинтон решительно настроен отправиться в Чехословакию и присоединиться к Британскому комитету по делам беженцев. Прибыв в Прагу, он обнаруживает страшные условия жизни семей, в частности еврейских, которые вынуждены были бежать от нацистов.
Не желая мириться с таким ужасным положением вещей, а также, чтобы спасти от неизбежно надвигающегося нацистского нашествия замерзших и голодных детей, Винтон и его единомышленники пытаются организовать их перевозку в Великобританию. Но на пути героев возникает огромное количество препятствий — от проклятой бюрократии до катастрофической нехватки необходимых ресурсов.
При первом ознакомлении с содержанием «Одной жизни», даже еще до просмотра, на ум сразу приходит «Список Шиндлера»; недаром же пресса нарекла Уинтона «британским Шиндлером».
Но не стоит забывать, что режиссер в основном телевизионных проектов Джеймс Хоуз — явно не Стивен Спилберг, поэтому и его лента весьма далека от спилберговского монументализма и мощного погружения в трагедию Холокоста. Впрочем, это вовсе не означает, что «Одна жизнь» не стоит внимания. Напротив, несмотря на определенную скромность постановки, этой биографической драме есть что предложить неравнодушному зрителю.
Такие истории, как история Николаса Уинтона, сыгравшего важнейшую роль в операции «Киндертранспорт», не могут вызвать ничего другого, кроме восхищения и обязательно должны быть рассказаны, услышаны и увидены.
А ведь этого даже могло и не случиться: мир узнал о подвиге британца лишь спустя много лет после окончания войны — в 1988-м, когда телевизионное шоу That’s Life! на канале ВВС пригласило Уинтона к себе в студию (записи эфира можно посмотреть на YouTube). Это уже потом были различные почести вроде посвящения в рыцари королевой Елизаветой II или Ордена Белого Льва — высшей государственной награды Чехии.
Очевидно, что в коротенькие 100 минут хронометража (это без учета финальных титров) было невозможно втиснуть все важные события, которые имели место в реальной жизни. От этого фактора заметно страдает не только саспенс, но и драматургия таймлайна, предшествовавшего войне. Авторы фильма проходятся все больше по верхам, не погружаясь слишком глубоко в многочисленные нюансы благородного дела. Впрочем, есть уверенность, что они и не ставили перед собой такой задачи.
С драматургической точки зрения ставка делается как раз таки на линию пожилого Уинтона, в то время как повествовательно суховатая история молодого героя выполняет скорее информационную функцию: с какими вызовами ему пришлось столкнуться, как он их преодолевал, кто ему помогал, что удалось сделать, а что — нет.
К сожалению, как-то проявить себя другим актерам банально не хватило времени: молодой 29-летний Уинтон в исполнении Джонни Флинна ничем особо не запоминается, а Хелена Бонэм Картер, играющая в проекте Хоуза уже не впервые, за весь фильм имеет лишь один стоящий диалог.
Тем не менее, миру нужно такое кино. Эмоциональное, щемящее, абсолютно искреннее и прославляющее торжество жизни над смертью, а добра — над злом. Особенно оно нужно сегодня, когда снова проливается так много детских слез.