Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Освобождение» / Emancipation

Опубликовал
Денис Федорук

9 декабря Apple TV+ представил на суд зрителя новый фильм «Освобождение» режиссера Антуана Фукуа с Уиллом Смитом в главной роли. Этот драматический рассказ основан на реальных событиях и происходит в темные для истории США времена, но не претендует на историческую достоверность. Более того, имеет множество вымыслов ради художественной выразительности. В рецензии ниже рассказываем, почему эта лента выглядит прилично, даже несмотря на посредственные оценки от американских обозревателей.

«Освобождение» / Emancipation

Жанр историческая драма, боевик, военный
Режиссер Антуан Фукуа
В ролях Уилл Смит, Бен Фостер, Мустафа Жакир, Гилберт Овуор, Майкл Лувой, Пол Бен-Виктор
Премьера Apple TV+
Год выпуска 2022
Сайт IMDb

1860-е годы, штат Луизиана. Верующий раб Питер вынужден проститься с женой и четырьмя детьми, ведь его забирают на строительство железной дороги. С обещаниями обязательно вернуться к родным, мужчина присоединяется к сотням несчастных, которые должны терпеть зверские издевательства и беспрекословно повиноваться жестоким надзирателям.

Однажды главный герой краем уха слышит, что Авраам Линкольн уже издал Прокламацию об освобождении рабов. Теперь Питер вынашивает надежду на освобождение, но сначала должен как-то сбежать от нынешних обидчиков и добраться до города Батон-Руж, где уже разместилась армия Союза. Так развернется его бескомпромиссная борьба не только за свободу и шанс увидеться с семьей, но и за собственную жизнь.

Курс Python від Mate academy.
Python дозволяє тобі не тільки розробляти сайти та займатись аналітикою даних, а ще й будувати алгоритми, тестувати програми та навіть створювати штучні інтелекти. Стань різноплановим фахівцем!
Реєстрація на курс

Начальный титр пытается уверить зрителя, что эта история основана на реальных событиях. Действительно, Уилл Смит здесь якобы изображает раба Гордона. Тот стал известен благодаря печально известному фото, которое получило название Whipped Peter и было опубликовано в журнале Harper’s Weekly 4 июля 1863 года. На нем Гордон демонстрирует спину, изуродованную многочисленными шрамами, образовавшимися в результате избиения плетьми.

Но, несмотря на это, во время просмотра становится ясно, что авторы добавили в повествование много предположений и вымышленных событий, очевидно, ради художественного приукрашивания. Вообще, амбиции ленты выглядят как-то не шибко гармонично. Начинается рассказ очень серьезно и драматично, но затем этот драматизм уступает место остросюжетным и даже немного фантастическим приключениям Питера.

Тогда же история окажется уже стопроцентным триллером. Здесь Фукуа, как постановщик множества экшн-лент, проявляет себя с лучшей стороны и использует богатый кинематографический опыт. Потому эта часть смотрится с интересом. Но в то же время она отталкивает любые намеки претендовать на наградный сезон и вызывает немало вопросов. К примеру, откуда у главного героя столько знаний, которые позволяют ему чуть ли не в прямом смысле выходить сухим из болотной луизианской воды?

Правда, момент с натиранием луком, чтобы не быть замеченным собаками-ищейками, говорят, действительно имел место. А вот сцена с аллигатором это уже слишком. Финальный акт еще раз меняет жанровое направление, ненадолго превращая «Освобождение» в эпическую военную драму. А завершается все немного манипулятивной сентиментальностью, которая, впрочем, все равно способна растрогать.

Фильм предлагает завязку уровня оскароносного «12 лет рабства», но в ходе развития сюжета превращается в дикую смесь из «Выжившего» и «Трудной мишени» с Ван Даммом. Последний, конечно, эффектнее разобрался со змеей, чем здешний герой, но эти персонажи все же из разных весовых категорий и эпох. К тому же, хищным противником протагониста на этот раз выступит вышеупомянутый аллигатор, а не гризли, и эту сцену невозможно принять за чистую монету.

Чувствуется, что авторы фильма сначала как будто пытались создать нечто сверхдраматическое и злободневное. То, что в хорошем смысле будет трудно проглотить, особенно американскому зрителю. Но впоследствии поддались искушению выдать более приземленный и попсовенький жанровый продукт — о борьбе, выживании и вот этим всем.

И хотя эти события выглядят действительно увлекательно, они же сводят на нет все первоначальные драматургические усилия. Позже, когда наступает время для военного блокбастера, он уже резко диссонирует с предыдущим материалом. В целом эти жанровые американские горки оказываются единственным, но существенным недостатком ленты и общего впечатления почти не портят.

С технической стороны, как обычно у Фукуа, все выполнено на самом высоком уровне. Камера Роберта Ричардсона эффектно кружит над луизианскими болотами, а обесцвеченный кадр придает мрачности и без того грустному повествованию. Сам же Уилл Смит, получивший «Оскара» за «Лучшую мужскую роль» в прошлогоднем «Короле Ричарде», снова выдает уверенный драматический перформанс. Но сейчас нужно реально смотреть на положение вещей и вспомнить о поступке Смита на церемонии награждения в марте.

Тогда украинцам было немного не до «Оскара», поэтому напомним, что произошло. Актер поднялся на сцену и выдал смачную пощечину комику Крису Року, потому что тот неудачно пошутил о его жене Джаде Пинкетт-Смит. Таким образом, Уилл очень сильно навредил собственной репутации, а сегодня должен расхлебывать последствия своего поступка. Очевидно, что в современном мире подобные проделки будут оказывать влияние и на восприятие фильмов, где будет играть Смит. По крайней мере, в ближайшее время.

«Освобождение» проваливается как мощная драма, зато комфортно чувствует себя в рамках жанра о выживании. Возможно, таковым ему и следовало оставаться, не претендуя на что-то большее, чем бодрый экшен-фильм. Последние полчаса тоже можно было вырезать на этапе монтажа, ведь по настроению и ритму они заметно выбиваются. Тем не менее, за подавляющей частью похождений Питера наблюдать интересно, хотя и непросто в силу того, о чем рассказывает этот фильм.

Disqus Comments Loading...