Рубрики ОбзорыКино

Рецензия на фильм «Поместье призраков» / Dagr

Опубликовал Денис Федорук

3 октября в кинотеатрах стартовал показ британского фильма ужасов с элементами сатиры, да еще и в формате «найденная плёнка» — «Поместье призраков» (не путать с прошлогодним диснеевским «Поместьем с привидениями»). Из интересных фактов — ленту снимали на iPhone, а одним из исполнительных продюсеров здесь значится сам Иен МакКеллен, который уже неоднократно сотрудничал с английским режиссером Мэтью Батлером-Хардом и в дополнительных представлениях не нуждается. Из актуальных — в обзоре ниже будем разбираться, стоит ли зрителям обращать свой взор в сторону этого малобюджетного кино.

«Поместье призраков» / Dagr

Жанр фольк-хоррор, найденная плёнка
режиссёр Мэтью Батлер-Харт
В ролях Элли Даклс, Риз Мориц, Тори Батлер-Харт, Мэтт Барбер, Эмма Кинг, Грехэм Батлер, Хэтти Чапман, Лука Томпсон
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb

Две молодые девушки Теа и Луиза решили посвятить свою жизнь робингудству в режиме онлайн — они ведут блог о том, как грабят богачей (можно ли считать полноценным ограблением, например, кражу вазы?), а вырученные средства отдают тем, кто в этом нуждается. С одной стороны, мотивы у подружек вроде и благородные, но с другой — действительно ли они руководствуются сугубо высокими моральными принципами, не имея какой-то личной выгоды от этой деятельности?

Сейчас девушки, выдав себя за работниц кейтеринговой службы, направляются в какую-то отдаленную уэльскую глушь, которая была выбрана как место съемок нового рекламного ролика. Там они планируют присвоить все, что попадется под руку — реквизит, костюмы, дорогостоящее съемочное оборудование и тому подобное. Но прибыв в пункт назначения, юные ненавистницы капитализма постепенно осознают, что здесь случилось нечто ужасное. А может, все это лишь постановка, злая шутка опытных рекламщиков?

Во время просмотра «Поместья призраков» совсем не трудно определить, откуда растут ноги у этого зверя — в первую очередь на ум приходит культовая «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», с которой новинка берет пример и на которую прямо ссылается.

В далеком 99-м лента была снята за сущие копейки, но в итоге собрала огромную кассу и стала популяризатором и эталоном жанра found footage, который продолжает активно использоваться кинематографистами вплоть до сегодняшнего дня. Причины его популярности очевидны: производство не требует больших бюджетов, а развитие цифровых технологий способствует тому, чтобы каждый желающий мог взять в руки айфон и создать свой шедевр.

К сожалению, несмотря на некоторые положительные моменты, в целом «Поместье призраков» трудно назвать тем проектом, который искренне хочется порекомендовать. Дело даже не в скромном бюджете, что, опять же, в рамках жанра — абсолютная норма. Проблема в том, что фильм представляет собой какие-то осторожные обрывки идей и намеки — то ли на сатиру, то ли на хоррор о зловещей сущности, то ли на таинственную деревенскую мифологию, вместо того, чтобы полноценно реализовать хоть какую-то из этих составляющих. В первой половине скромной по своему хронометражу картины авторы знакомят зрителей с персонажами, и здесь изредка считываются нотки сатиры в отношении блогеров, которые ведут себя чрезвычайно раздражительно. Собственно, именно этот фактор и выходит на передний план; а и правда — кого из нас хоть раз не раздражали молодые адепты блогерства какими-то выходками или странностями.

Параллельно этой сюжетной линии разворачивается еще одна, собственно, — съемки рекламного ролика, и судя по тому, что они снимают — не слишком изобретательного. Впрочем, именно этот элемент выглядит как глоток свежего воздуха, ведь тогда повествование предлагает развитие в направлении «найденная плёнка внутри найденной плёнки». Это действительно интересное решение, усиливающее градус зрительской вовлеченности, однако оно не способно исправить общее печальное положение.

В кульминации обе сюжетные линии сольются в одну, но и тут создателям предложить нечего, кроме как бесполезной беготни в темном лесу. Таким сегодня никого не удивишь и уж точно не напугаешь.

В контексте пугающих эпизодов «Поместье призраков» едва способен дать качество. За весь фильм хоть какое-то впечатление производит лишь одна-единственная короткая сцена, когда перед зрителем предстает заявленный в названии призрак. Да и срабатывает этот момент не благодаря жуткому виду нечисти, что на самом деле не так, а именно из-за своей динамики и грамотно снятой «встречи» с потусторонним злом, подкрепленной навязчивыми, но уместными звуковыми эффектами.

В остальном придется скучать, особенно искушенным поклонникам жанра. Создателям не хватило ни изобретательности, ни бюджета, чтобы выжать из этой затеи что-то действительно стоящее.

Режиссер Мэтью Батлер-Харт, по примеру другого английского кинематографиста Пола У. С. Андерсона, протаскивает в каждый свой фильм жену Тори Батлер-Харт. Но этим его радости видимо и ограничиваются: здесь ему не хватило денег даже на эпизодического немытого деда, который просто таки напрашивался в сцене остановки во время путешествия блогерш. Таких персонажей родом из забытой Богом глуши нередко можно встретить в слэшерах, где они, например, указывают молодым героям дорогу, а потом провожают обреченных взглядом, в котором считывается «зря вы туда едете, ребятки».

«Поместье призраков» — на уровне намеков действительно интригует, но так и не может определиться, что с этими идеями делать и как их гармонично совместить. «Ты для него только кровь» — сообщает нам зловещий официальный постер с очередным намеком на что-то ужасное. Но после просмотра воспринимается этот вброс на уровне не более мощном, чем комариный укус.

Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.

Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.