Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Все страхи Бо» / Beau Is Afraid

Опубликовал
Никита Казимиров

Ари Астер получил всемирную известность благодаря своим хоррорам «Наследие» и «Солнцестояние». Эти фильмы грамотно обходились со стремлением напугать зрителей. Они даже породили термины «постхоррор» и «slow burn horror», которые обозначили свой поджанр медленных фильмов ужасов. Суть этого поджанра уже звучит несколько претенциозно, будто возвышая некоторые ужастики среди общей массы и без того достаточно интеллектуального жанра. Но «Все страхи Бо» даже в эту концепцию не вписывается. А каким получилось это приключение — читайте в рецензии ниже.

«Все страхи Бо» / Beau Is Afraid

Жанр комедийный хоррор
Режиссер Ари Астер
В ролях Хоакин Феникс, Паркер Поузи, Кайл Роджерс, Эми Райан, Нейтан Лейн, Майкл Гандольфини
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb

Главный герой фильма — мужчина в возрасте по имени Бо (Хоакин Феникс). Он боится почти всего на свете: от громких звуков до взаимодействия с другими людьми. Но отдельно он боится свою маму, с которой у него с детства выработалась особая связь. На годовщину смерти отца Бо должен приехать к маме, однако серия неприятных, почти мистических обстоятельств выставила на его пути ряд преград. Однако Бо все равно отправляется в путешествие, чтобы не разочаровать свою маму. В путешествие, которое настолько опасное, насколько и сакральное.

Онлайн-курс "Комерційний Аудіопродакшн" від Skvot.
Навчіться створювати, зводити й мастерити музику для комерційних проєктів — кіно, серіалів, улюблених ігр чи вірусних рекламних роликів.
Детальніше про курс та довід лектора

Истоки фильма «Все страхи Бо» можно отследить до 2011 года, когда Ари Астер выпустил короткометражку «Бо» (Beau). В ней речь шла о человеке, ключи от квартиры которого оказались в руках постороннего. Вокруг этого страха вторжения безумия внешнего мира в дом, который якобы должен быть безопасной гаванью для главного героя, и строится короткометражка. Без примесей безумного сюрреализма и тут не обошлось, но это спишем на творческий почерк Астера.

«Все страхи Бо» начинается похожим образом, только вот ощущения угрозы, исходящее от внешнего мира, тут выкручено на максимум. Каждый прохожий на улице в мире фильма — безумец или фрик, а угрозы подстерегают на каждом углу. Хотя всегда есть вероятность, что Бо видит мир именно таким. Ведь главный герой тут буквально боится всего на свете.

Тем ироничнее, что страшным «Все страхи Бо» назвать нельзя. Но тут у нас редкий случай, когда фильму это совершенно не вредит. Ведь в нем все равно хватает абсурдных, жутких, отвратительных и тревожных сцен.

Взяв чувство страха за движущую силу истории, Астер рассматривает его со всех сторон — и в итоге выходит за его пределы. Ведь когда страх становится осью вращения мира, он заодно превращается в норму жизни.

На фоне параноидального ужаса во «Всех страхах Бо» хорошо заметны заигрывание с черной комедией. Этого элемента как раз не было ни в «Солнцестоянии», ни в «Наследии». Местами новый фильм Астера искренне смешной. Но даже комедийные элементы тут выстроены на отталкивающих и специфических моментах, так что будьте готовы получать крайне смешанные эмоции.

В своем третьем (и самом амбициозном) полнометражном фильме Астер совсем не церемонится со зрителями. Он не стесняется натуралистичных до омерзения сцен насилия, а секс тут становится еще одним сценарным инструментам. Увы, для Бо даже любовь тут не заканчивается хорошо. Настрадаться за свое путешествие к маме домой он успеет.

За три часа фильма Бо побывает в настолько разных ситуациях, что они вполне могли бы потянуть на антологию короткометражных хорроров. Эпизоды отличаются даже тональностью, заложенными мыслями и режиссерскими приемами.

И тем поразительнее, что настолько разрозненные моменты Астер складывает в единый нарратив. В фильме нет ничего лишнего, а его элементы перекликаются друг с другом в настолько замысловатых комбинациях, что анализировать «Все страхи Бо» интересно даже спустя дни после просмотра.

«Все страхи Бо» — фильм крайне комплексный и не особо заботящийся о чувствах зрителя. Астер лишь прикрывается историей о человеке, который боится всего на свете, на самом деле вгрызается в сущность людских эмоции и задевая внутри души все самое больное.

Особенное место в этом калейдоскопе ужаса занимает святость отношений между матерью и ребенком. Но даже ее «Все страхи Бо» подают так, что внутри начинают усиленно шептать сомнения.

Произведению искусство относительно нетрудно заставить человека испытывать радость или грусть. Но вот вынудить зрителя ощутить себя не на своем месте, вызвать смятение, смущение и моральную неприязнь — вот это уже что-то из разряда настоящего искусства. У «Всех страхов Бо» это получается настолько филигранно, что при просмотре и сам не замечаешь, как начинаешь тонуть в местных кошмарах.

Далеко не последнюю роль в творящейся на экранах фантазмагории играет талант Хоакина Феникса.

Актер последние годы крайне тщательно подходит к выбору своих ролей. И параноидальный почти до психоза Бо стал достойным пополнением в его коллекции образов. Он умудряется постоянно балансировать между симпатией и осуждением, из-за чего однозначного отношения к главному герою сложить не выйдет.

Неоднозначность в принципе будто стала основной духовной движущей силой фильма. Многие моменты и фразы персонажей будто находятся в конфликте. Даже сама сценарная структура в середине начинает рушиться, переходить на новые планы восприятия и будто забывать, о чем фильм на самом деле. Но подобный прием Астер использует лишь для того, чтобы лишний раз погрузить вас в кошмары Бо.

Ведь у настоящего страха нет четкой структуры. Страх не требует объяснений и продуманности. Он постоянно находится где-то на задворках сознания и в глубинах подсознания. При этом влияние страха на нашу жизнь невозможно недооценить. 

Многие ужастики губят как раз лишние попытки все объяснить. Заключать страх в четкую форму, из-за чего он потеряет контроль над вами и исчезнет. Но во «Всех страха Бо» такого нет. Иррациональная природа фильма лишь усиливает его воздействие на зрителей. И пускай сравнение с Дэвидом Линчем в 2023 году уже кажутся плохим вкусом, трудно придумать более подходящую аналогию. 

«Все страхи Бо» предлагают настолько много, что почти невозможно поверить в сам факт существования настолько монструозного фильма. Тут вам и всевозможные виды ужаса, и экспериментально гротескный юмор, и своеобразный сеанс психоанализа, и даже небольшая шпаргалка по режиссерским и сценарным техникам. Это удивительный фильм, о котором хочется очень много думать и приблизительно столько же говорить.

Правда, разговор скорее превратится в спор, потому что истину вы вряд ли тут найдете. Но в том еще один элемент волшебного влияния «Всех страхов Бо». 

Disqus Comments Loading...