Рубрики ОбзорыКино

Рецензия на фильм «Я и Феликс»

Опубликовал
Денис Федорук

С 11 апреля в кинотеатрах стартовал показ драматического фильма «Я и Феликс», который стал дебютом в полнометражном игровом кино режиссера Ирины Цилык. Его сюжет основан на автобиографическом романе Артема Чеха «Кто ты такой?». В рецензии ниже рассказываем, почему современное украинское кино достаточно активно рефлексирует на тему бурных 90-х и насколько удачно это делает текущий фильм.

«Я и Феликс»

Жанр драма, coming-of-age
Режиссерка Ирина Цилык
В ролях Юрий Издрик, Андрей Чередник, Владислав Балюк, Анастасия Карпенко, Галина Веретельник-Степанова, Андрей Исаенко, Александра Семенко, Владимир Гладкий
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2022
Сайт IMDb

Однажды бабушка юного Тимофея приводит домой нового бойфренда — немного странного деда по имени Феликс. Как позже выясняется, тот когда-то воевал в Афганистане, а сейчас пытается утолить боль искалеченной души с помощью бутылки. Мать мальчика явно не одобряет присутствие в доме алкоголика с ПТСР, а вот Тимофей, учитывая спорадическое присутствие отца в его жизни, кажется, находит общий язык с новым увлечением бабушки. Сейчас наш кинематограф дошел до того этапа, когда одной из его важнейших движущих сил стало уже взрослое поколение 90-х. Именно дети или подростки этой полуголодной босоногой эпохи сегодня превратились в тех художников, которые подпитывают наше современное кино (да и всю культуру в целом).

Их саморефлексия, которая воспроизводится в сюжетах, абсолютно точно получит искренний отклик каждого, чья юность пришлась на мрачные постсоветские годы. В которых, несмотря на разруху, доставшуюся Украине в наследство от советов, тоже было свое счастье, потому что наивный детский взгляд на мир отказывался понимать и видеть окружающую ничтожность.

Онлайн-курс "Фінансовий директор" від Laba.
Опануйте інструменти управління грошовими потоками, ризиками та активами компанії, щоби перейти на посаду CFO.
Приєднатися до курсу

Из последних важных украинских премьер к эпохе 90-х обращался Антонио Лукич (1992 года рождения) в прекрасном «Люксембург, Люксембург», а еще Филипп Сотниченко (1989 г.р.) в постсоветском нуаре «Ля Палисиада». Теперь к ним присоединилась и Ирина Цилык, которая, правда, немного старше коллег, но тоже росла и формировалась как личность именно в 90-е.

Сюжет ее дебютной игровой полнометражки основан на автобиографическом романе «Кто ты такой?» Артема Чеха — мужа талантливой режиссерки, которая получила награду «Санденса» за документалку «Земля голубая, будто апельсин» (2020). Как признавалась сама Ирина, еще перед съемками было решено, что «фильм не будет держаться за литературную основу, скорее будет отталкиваться от мира героев и сюжетных линий. В конце концов фильм пошел немного в другом направлении».

«Я и Феликс» — выразительная история взросления, по жанру — драмедийная, с большим уклоном в драму. Режиссер мастерски строит повествование на фоне хорошо узнаваемых декораций и характеров. Казалось, между Тимофеем и Феликсом нет абсолютно ничего общего, но их причудливая дружба вызывает приятные чувства.

Сплошная бедность не позволяет парню надеяться на желанные кроссовки. И как теперь выглядеть круто в глазах милой сердцу девочки из состоятельной семьи в этих старых изношенных туфлях? Феликс же, с другой стороны, давно искалеченная одинокая душа, которая топит боль в бутылке, но чувствует необходимость что-то подсказать мальцу, провести с ним время, в конце концов, купить эту проклятую обувь (которую потом все равно отберет местная гопота). Встреча героев не так чтобы судьбоносная, но существенно повлияет на обоих. Обделенный вниманием отца Тимофей находит в Феликсе и друга, и папу, и, возможно, наставника.

На первый взгляд малособытийный сюжет не способствует зрительской вовлеченности, но во время просмотра весь скептицизм, если таковой имел место, стремительно испаряется. И хотя в первую очередь это кино о боли, пространство для легкой улыбки тоже предусмотрено.

Украинский писатель Юрий Издрик прекрасно справился со своей ролью, так же как и исполнитель партии Тимофея в подростковом возрасте Владислав Балюк. Их взаимодействие в кадре действительно захватывает.

С большой тщательностью здесь воссоздана давно прошедшая, но отнюдь не забытая эпоха.

Все в кадре говорит именно о ней: громоздкая мебель, телевизор «Электрон», сигареты «Космос», странные обои, поверх которых на стене в комнате парня красуются журнальные постеры со Шварценеггером и Сталлоне. Праздничное шампанское, конечно же, «Советское», потому что какое еще могло быть на столе? Те самые новогодние игрушки на елке. Зажигательный евродэнс в отцовских «Жигулях». За окном ребята беззаботно режутся в квадрат прямо на асфальте, ведь ни о каких искусственных мини-полях не было и речи.

По сути, каждый из тех, кому сейчас лет 35-40, легко узнает в жизни Тимофея что-то свое. Но лента Цилык — путешествие в прошлое не ради сладкой ностальгии или романтизации прошлого. Картина призвана зафиксировать то, с какими вызовами всем нам когда-то пришлось столкнуться и как это повлияло на нас сегодняшних. Достаточно закаленных тогда, чтобы иметь силу жить сейчас.

Disqus Comments Loading...