Рубрики Обзоры

Рецензия на книгу «Дальнее пространство» Ярослава Мельника

Опубликовал
Павел Чуйкин

На этой неделе в книжном клубе ITC.UA речь пойдет о фантастической антиутопии известного, в Европе больше чем у нас, украинского писателя Ярослава Мельника «Дальнее пространство». Произведение вышло в 2013 году и тогда же стало «Книгой года ВВС». В 2018 году роман включили в обязательную программу 11 класса средних школ Украины, а в 2022 году книгу переиздали в издательстве «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА». Именно этот вариант я прочитал, а теперь делюсь впечатлениями от книги.

«Дальнее пространство»

Автор Ярослав Мельник
Издательство А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА
Язык Украинский
Количество страниц 336
Обложка Твердая
Иллюстрации Нет
Первое издание 2013
Год этого издания 2022
Размер 134×200 мм
Сайт store.ababahalamaha.com.ua

Житель Мегаполиса Габр начал страдать галлюцинациями. Он видит вещи, которых не может существовать в природе. Ему видится «дальнее пространство» — окружающий мир и восприятие расстояния, а не сплошная чернота как обычно. А еще герою повсюду видны какие-то страшные неряшливые существа, одетые в лохмотья, едва двигающиеся среди огромного серого города, заполненного мусором, множеством труб и механизмов.

Когда мужчина обращается к врачу, то у него находят нарушенное восприятие. Ведь всем известно, что есть только «близкое пространство», а «дальнее пространство» это ложь. Когда людям кажется, что они куда-то идут или едут на чем-то, это только в их воображении. На самом деле, в их близкое пространство начинают входить другие люди и объекты, в то же время все остается на своем месте, а движения в пространстве не существует.

Уже позже главный герой поймет, что он уже прожил жизнь в мире слепых, а сам неожиданно стал видеть. Такое случается, но очень редко, поэтому за Габром начинают охоту агенты Мегаполиса, а еще он становится интересным для Окса Нюрпа — генерала повстанцев. Этот отряд живет за пределами Мегаполиса и состоит из людей, которые тоже когда-то стали видеть, как и Гарп, но их успели ослепить. Теперь они хотят отомстить и уничтожить аудиомаяки, на которые ориентируются слепые жители, чтобы направить в пропасть и убить весь Мегаполис.

В начале чтения «Дальнее пространство» кажется романом-антиутопией с добавлением научной фантастики. Затем книга трансформируется в философскую притчу, после становится триллером и глубокой аллегорией на реальную жизнь.

Поэтому я хоть и написал в начале, что это фантастическая антиутопия, однако все же лучше отметить, что «Дальнее пространство» — внежанровая книга, на которую наверняка лучше не вешать ярлыков. Однако во время чтения у меня из головы не шло сравнение произведения с «Мы» Евгения Замятина.

Для привлечения внимания я мог бы сравнить книгу с «451 по Фаренгейту» Брэдбери и «1984» Оруэлла, или любой другой известной антиутопией. Но это было бы откровенной ложью и преувеличением. Однако по моему мнению, «Дальнее пространство» точно можно сравнивать с «Мы». Это была одна из моих любимых антиутопий, но теперь ее перебил роман Ярослава Мельника.

«Дальнее пространство» однозначно умеет развлекать читателя и тяготеет к популярной литературе. Но это только удобная и обманчивая обертка, а под ней скрываются множество трудных и сложных вопросов, которые автор задает читателям. Однако это не делает книгу более сложной, но точно добавляет глубины. А еще ставит в ряд с другими классическими произведениями мирового уровня.

Это книга о свободе и невыносимом желании не просто ее получить и иметь, а постоянно наслаждаться и смаковать это чувство. А один из главных вопросов романа на мой взгляд таков: что важнее отвратительная истина или комфортное незнание?

Особенно это актуально сейчас, когда смотришь на наших подонков соседей, большинство из которых выбрали именно незнание и живут в условном комфорте. Но в отличие от рождения слепых жителей Мегаполиса из книги, которые даже не догадываются о подлинной реальности, россияне в курсе отвратительной правды, но просто не хотят это признавать.

Основные события романа разбавляются вставками из местных газет и книги писателя Чиза Дилка из запрещенного сборника «Ближняя Даль». Это сделано для еще большего погружения читателя во вселенную романа, но лично для меня сработал только первый вариант. А вот стихи и размышления Чиза Дилка больше раздражали и я их иногда пропускал. Хотя в них есть намеки на последующие события или размышления о том, что уже произошло.

«Дальнее пространство» от «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» выглядит ярко и современно. Наконец-то видим стильную обложку, которая хоть как-то намекает на жанровость романа, но все же способна привлечь как можно больше потенциальных покупателей. Бумага желтая и приятная на ощупь, есть разные шрифты, выделяющие те или иные моменты.

Disqus Comments Loading...