Рубрики Обзоры

Рецензия на книгу «Хребет дракона»

Опубликовал
Павел Чуйкин

Недавно в социальных сетях я увидел огромную яркую книгу с глазом дракона на обложке, цветными картами, детализированными иллюстрациями, соответствующим стилизованным шрифтом «под Толкина» и эпическим названием. Конечно, такое издание сразу привлекло мое внимание, потому что книг такого формата у нас почти нет, поэтому я захотел узнать о нем больше. Оказалось, что это первая часть трилогии «Разбудить дракона» под названием «Хребет дракона». Написал это темное эпическое фэнтези американский писатель Кевин Дж. Андерсон. А в Украине ее выпустило молодое издательство Mediason из Ивано-Франковска. Итак, я уже прочитал эту новинку, потому как всегда делюсь впечатлениями в рецензии.

«Хребет дракона» / Spine of the Dragon

Автор Кевин Дж. Андерсон
Жанр Эпическое фэнтези
Издательство Mediason
Язык Украинский
Переводчик Ирина Савьюк
Количество страниц 560
Обложка Твердая+Суперобложка
Иллюстрации Есть
Год издания 2023
Размер 165×240 мм
Сайт mediason.pro

Две тысячи лет назад люди страдали от глобальной войны своих творцов — песчаных и ледяных Лютых. Тогда они не смогли победить друг друга, чтобы потом уничтожить дракона и стать рядом со своим Богом. Лютые исчезли, дракон уснул где-то под горами, а люди восстановили свои земли, создали две мощные страны на разных континентах и жили в относительной тишине и покое. И вот теперь Лютые вернулись — песчаные пришли с юга и предложили союз человеческому королю Адану, а ледяные явились с севера, начали уничтожать поселения и строить свои крепости. Обе стороны готовятся к финальной битве, а люди вот-вот окажутся меж двух огней. Что им делать? С кем создавать союз, а против кого точно воевать? Или нужно что-то другое, но что? Кажется, теперь человечеству угрожают не только новые темные времена, но и угроза выживания как вида.

«Хребет дракона» — классический представитель темного эпического фэнтези. Правда, размах присущий жанру здесь есть только в замысле автора, и немного в событиях, которые постепенно разворачиваются. А еще в отдаленном будущем, которое наверняка наступит во втором или третьем томе.

Однако в первой книге эпичности почти нет. Наоборот, все камерное и небольшое. К примеру, у одного из королей мало слуг, или это просто не показывается, его сопровождение составляет несколько воинов, а нападение на врага происходит с 50 всадниками.

В первой книге нет ни армий, ни батальных сцен, ни эпичности описаний. Судя по событиям, все это должно быть дальше. Уже в первом томе видно, что автор задумал свою вселенную масштабной и объемной, но у него просто не получается как следует все это описать и правильно подать читателю. В основном здесь не хватает деталей, потому что именно они создают нужный уют и пространное постепенное продвижение любого мощного эпического фэнтези. Представьте себе «Властелина колец», который сняли за средства и в духе первого сезона «Викингов». То есть все прикольно и качественно, но размах и бюджет очевидно не те.

Свою темную фэнтезийность «Хребет дракона» показывает в культе красоты, жестокости некоторых моментов и сексуальных сценах. Однако во всем остальном это относительно уютное фэнтези, которое читается не спеша, а главное интересно.

Последнему способствуют адекватно представленный простой текст, краткие главы и понятные объемные персонажи. Их здесь много, но не более чем нужно, чтобы запутаться кто есть кто, как это часто бывает у того же Мартина.

Герои хотя и знакомы (король, желающий защитить своих людей и должен сделать трудный выбор; воин с раной в душе и фанатичной верностью присяге; слабый принц, стающий марионеткой; сильная независимая женщина-воин; герой с загадочным прошлым и суперсилой и т. п.), но все они адекватно проработаны. Правда, становление сразу двух героинь женщин построено на изнасилованиях, что наверняка не ок для современных трендов. Возможно, автору может за это прилететь от некоторых проактивных украинских читательниц.

Также здесь очень мало драконов, но это нормально, тем более для трилогии. В первой части они скорее фон и часть экспозиции, чем существенная часть произведения. Это не плюс и не минус, а просто факт, который возможно кому-то нужно знать перед решением покупать или нет.

560 страниц романа читаются быстро и бодро. Но иногда чувствуется, что автор намеренно растягивал историю из-за некоторых персонажей. Они не могли определиться с дальнейшими действиями, поэтому метались от одной идеи к другой, что по факту не двигало историю вперед, а только раздувало объем романа.

Отдельно отмечу качество и формат издания. Это большая книга с суперобложкой с крутыми рисунками, которые сразу говорят потенциальному покупателю о ее настроении и жанровости. Здесь красивые детализированные черно-белые иллюстрации, удобный для чтения шрифт и цветные карты на форзаце. Такой подачи жанровых произведений очень не хватает другим украинским издательствам, хотя я понимаю, что это сильно влияет на цену, поэтому они редко так рискуют. Но иногда читателю нужны именно такие книги, и он за них готов платить.

Кевин Дж. Андерсон — один из самых плодотворных современных американских авторов фантастики и фэнтези (175 книг, 58 которых были бестселлерами). И пусть в Украине его почти не знают (я давно читал на росиянском его трилогию по сериалу «Секретные материалы»), потому что «Хребет дракона» фактически первая книга автора издана на украинском языке.

Однако на Западе это более или менее популярный писатель средней руки, которому дают писать разные циклы или подциклы известных серий и франшиз. Например, Андерсон писал книги по X Files, по «Звездным войнам», по Starcraft, по вселенной «Дюны» (вместе с сыном Фрэнка Герберта Брайаном) и т. д. Также он работал над комиксами, выступал как сценарист (Star Trek: Deep Space Nine, Star Trek: The Next Generation) и, конечно, создавал собственные миры. Самые известные из них — циклы Game и The Saga of Seven Suns. В 2019 году он начал свою трилогию «Разбудить дракона», которая на сегодня завершена и состоит из романов «Хребет дракона», «Война мести» (2021) и «Боги и драконы» (2022).

Как вы поняли, автор и его творчество занимают среднее звено в мире фантастической литературы. Это такой классический ремесленник, который со многими другими коллегами создает большой рынок фантастической литературы на Западе. Так почему перевели именно его и нужно ли это вообще современному украинскому читателю? Это не Сандерсон, не Мартин, не Аберкромби, не Линч, не Райан (хотя он как раз еще не переведен на украинский тоже), не Ротфусс и не Паолини. Это не звезда фэнтези сцены, но именно такая литература всегда крайне необходима, потому что создает упомянутую выше массу, большую среднюю прослойку любого жанра в англоязычном и любом другом мощном литературном рынке.

Всегда есть тонкий пул бестселлеров, есть плохие авторы, которых мало кто читает, а весомая средняя категория просто нормальных романов, позволяющих отвлечься, развлечься и т. д. Именно к таким относится «Хребет дракона».

Наконец-то в Украине начать переводить не жемчужины мировой литературы, а просто нормальные жанровые книги. Ими отлично расширять рынок, наполнять его разнообразием и возможностью читать обо всем, что тебе интересно. Конечно, хотелось бы, что это расширение происходило за счет чисто украинских авторов, но пока имеем, что имеем. Также я не уверен, что именно этот сегмент нужно выпускать в столь дорогих и шикарных изданиях. Напротив, это должна быть мягкая обложка и доступная цена.

Такая литература обязательно нужна Украине здесь и сейчас. Поэтому я надеюсь, что издательство Mediason распродаст все экземпляры этой книги, а затем сделает еще несколько допечаток, чтобы продать их тоже. Я точно жду продолжения трилогии, потому что получил начало добротной интересной фэнтези истории, где мне хочется узнать, что будет дальше.

Также я призываю всех украинских авторов писать больше жанровой литературы, не обязательно фантастики, а издательства издавать больше таких средних просто нормальных книг, которые не станут любимыми, но точно развлекут и обеспечат с десяток часов прекрасного досуга.

Disqus Comments Loading...