Рубрики Обзоры

Рецензия на книгу «Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… Пока»

Опубликовал
Павло Чуйкін

Очеловечивание машин и ИИ — одна из самых популярных тем последних лет. Эту проблему давно рассматривали авторы фантастических книг, кино и сериалов. Но сейчас, во времена ChatGPT и других AI, она актуальна как никогда. Будут ли машины настолько умны, как мы? Заберут ли у нас будущее? Способны ли они имитировать работу нашего мозга? На эти и многие другие вопросы, касающиеся нашего серого вещества, отвечает в своей книге «Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем машина… Пока что» популярный французский когнитивный нейроученый Станислас Деан. Однако это не единственная тема, которую затрагивает книга. У нее есть еще несколько сюрпризов, а вот приятные они или нет, вы узнаете из материала ниже.

«Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… Пока» / How We Learn: Why Brains Learn Better Than Any Machine. . . for Now

Автор Станислас Деан
Издательство Лаборатория
Язык Украинский
Переводчик Юлия Костюк
Количество страниц 288
Обложка Мягкая
Год издания 2021
Размер 145×215 мм
Сайт laboratoria.pro

Свою книгу автор основывает на 30 годах многих исследований на стыке нейробиологии, компьютерных наук и когнитивной психологии. Он подробно, кое-где слишком, проясняет какие алгоритмы использует наш мозг, какие отделы вовлечены в тех или иных сценариях, что влияет на эффективность этого процесса и главное — почему обучение настолько эффективно только для людей.

«Как мы учимся» делится на три части, поэтому если вас интересует именно тема искусственных алгоритмов, способность машин имитировать работу человеческого мозга и тому подобное, об этом идет речь только в первой главе «Что значит учиться?» В нем Станислас Деан дает определение обучению для человека, животного, машины или алгоритма.

Курс QA Manual (Тестування ПЗ мануальне) від Powercode academy.
Навчіться знаходити помилки та контролювати якість сайтів та додатків.
Записатися на курс

Судя по написанному, современные ИИ далеко продвинулись с момента своего создания, но по сравнению с возможностями мозга человека, им до нас еще очень далеко. Поэтому переживать за ближайшее будущее не стоит, а дальше автор признает, что не знает, что и как может быть.

Человеческому мозгу нет равных в обучении. Машины пожирают информацию, а человек употребляет. Мы берем максимум из минимума данных, и в этом наша сила. Это можно назвать основным выводом раздела.

Вторая часть «Как учится мозг» вообще отходит от ИИ и алгоритмов и сосредотачивается на психологии и нейронауке. Автор рассказывает о человеческом мозге от рождения до двухлетнего возраста. Ссылаясь на множество современных исследований, Станислас Деан показывает, что дети учатся постоянно и очень много. Также он доказывает, что каждый младенец — не чистая страница, как это считалось ранее. Уже с самого начала малыши обладают серьезными знаниями об объектах и пространстве, о количестве и вероятности.

Этот раздел стал для меня откровением и открыл много новой информации о детях и их мозге. Но это самый скучный и сложный раздел для чтения. Да, я понимаю, что это научпоп и просто бывает не всегда, но в разделе много научных деталей не для всех. Поэтому для получения полезной и интересной информации придется продираться сквозь тяжелые конструкции, множество описаний отделов мозга и сложные научные термины.

Наверное, такие важные вещи на стыке наук было сложно описать легко. Поэтому здесь дело не в усложненном языке автора или снобистской подаче текста, а в проблеме лично для меня воспринимать и обрабатывать подобные данные. Однако если вам заходят чисто научные труды, то все будет хорошо.

Отмечу, что автор пишет максимально просто и интересно одновременно. Там, где это можно подать остроумнее или удобнее для читателя, он обязательно это делает. Но тема книги и множество привлеченных исследований ограничивают подобные фишки, часто используемые именно в научно-популярной литературе.

Третий раздел «Четыре столба обучения» подробно рассказывает о различных уловках, которые делают наш мозг лучшим инструментом для обучения. Автор делится четырьмя механизмами, наиболее влияющими на нашу способность учиться (внимание, активное вовлечение, коррекция ошибок и консолидация).

Эта глава также оказалась наполнена разнообразными интересными фактами, исследованиями и их описанием. А еще она лучше и проще воспринимается, чем предыдущая.

Главное, что Станислас Деан не только рассказывает обо всех этих вышеупомянутых столбах обучения, но и дает конкретные практические советы как лучше учиться детям, подросткам и взрослым, что делать, а что не надо, что важно, а что нет.

Книга «Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… Пока» оказалась не такой, как я ожидал. Это невероятный симбиоз данных об ИИ и алгоритмах, это детальные исследования мозга и полезные практические советы по обучению для людей всех возрастов. Книгу рекомендую широкому кругу читателей: разработчикам ПО и ИИ, учителям, родителям, преподавателям, научным исследователям и т. п.

Она написана настолько просто, насколько здесь возможно, но легко читать ее не получится. Потому что информации полно, часто она сложна, но на важных моментах дают иллюстрации с пояснениями. Поэтому разобраться точно можно, если есть потребность или желание.

Как всегда, хочу отметить особое качество книг издательства «Лаборатория». Они стильные, качественные, прекрасно сделаны, они приятны на ощупь, удобны. Правда, на этот раз для меня шрифт был слишком мал, поэтому иногда читать было неудобно. Хотя такой же размер был в книге «Будущее ближе, чем кажется. Как технологии меняют бизнес, промышленность и нашу жизнь», и я тогда не жаловался. Не знаю почему здесь нарекаю, но говорю как есть.

Disqus Comments Loading...