Рубрики Обзоры

Рецензия на книгу «Взлет: Илон Маск и первые отчаянные годы SpaceX»

Опубликовал
Павел Чуйкин

Илон Маск — неординарная личность, особенно для Украины, особенно в последнее время. Однако сложно отрицать что он гений и волевой человек, достигающий цели несмотря на преграды. Маск очень рисковал при создании Tesla, а его идея коммерческих полетов в космос двадцать лет назад была фантастикой. Ему прочили провал и потерю всего состояния. Все это почти сбылось, однако SpaceX все же смогла превратиться из небольшого стартапа с финансированием из собственного кармана Маска в огромную частную космическую компанию, которая не только запустила на орбиту Земли наибольшее количество коммерческих спутников, но и построила сверхмощные ракеты. А они уже возят грузы и астронавтов на МКС. Но это все Илон Маск сделал не сам, а с помощью преданных делу людей, работавших и работающих в SpaceX. Эта книга как раз о них.

«Взлет: Илон Маск и первые отчаянные годы SpaceX» / Liftoff: Elon Musk and the Desperate Early Days That Launched SpaceX

Автор Эрик Бергер
Переводчица Наталья Валевская
Издательство Наш Формат
Язык Украинский
Количество страниц 272
Обложка Твердая
Год издания 2022
Размер 140×210 мм
Сайт nashformat.ua

Уже из названия книги понятно, что речь в ней пойдет о первых годах SpaceX. Рассказ начинается с 2000 года, когда SpaceX еще не было, а Маск только загорелся желанием создать собственную ракету. Рассказ заканчивается в 2008 году миссией «Четвертый полет». Это был удачный выход в космос первой ракеты компании под названием Falcon 1.

Автор Эрик Бергер решил исследовать именно этот отрезок в жизни Маска и SpaceX, потому что он считает, что эти годы объясняют саму компанию и ее стремления. Он утверждает, что зерно выросшей современной SpaceX, было посеяно именно в ранние времена программы Falcon 1. Тогда Илон Маск и его команда пытались построить первую в мире бюджетную орбитальную ракету.

Это было очень важно, потому что стремлением Маска был Марс. А о каких дальних полетах может идти речь, если SpaceX даже не способна вывести на орбиту относительно простую и небольшую ракету Falcon 1. Именно это было то испытание, которое вывело бы компанию в высшую лигу и переписало правила индустрии космических полетов (что в конце концов и произошло). Или сделало бы ее частью истории неудачников, уже пытавшихся воплотить подобные проекты.

Но SpaceX удалось. На втором десятилетии своего существование компания буквально подорвала мировую сферу пусков ракет в космос. Более того. SpaceX сделало обязательным правило снижать стоимость доступа в космос. Она показала, что частные компании в сотрудничестве с правительствами способны на фантастические вещи.

Главные герои книги не Маск или ракета Falcon 1. Это работники SpaceX — первые отчаянные храбрецы, бросившие вызов буквально всему.

Это мы сейчас знаем, что частной космической компании по силам разработать собственные ракеты, договориться с правительством, заручиться помощью NASA и выводить в космос людей, грузы, спутники и т. д. А тогда это было безумием.

В правительстве США скорее бы поверили во вторжение инопланетян, чем в то, что через 10 лет SpaceX изменит космические путешествия и, самое главное, снизит их стоимость. А если бы им тогда сказали, что они еще и сделают не просто собственные, но и ракеты многократного использования, которые будут выходить в космос и возвращаться, то они точно вызвали бы этому человеку скорую помощь.

Львиная часть книги «Взлет: Илон Маск и первые отчаянные годы SpaceX» рассказывает о ключевых работниках SpaceX: вице-президенте по движущим установкам Томе Мюллере, вице-президенте по основной конструкции ракеты Крисе Томсоне, главном инженере пуска Гансе Кенигсманне, а также о вице-президентке по развитию бизнеса Гвенн Шотвелл и некоторых других лицах.

Все они и сотни сотрудников были не только лучшими в своей области. Они еще получали меньше, чем в среднем на этом рынке, но работали в разы больше. Маску удалось создать такую атмосферу в компании, где работа была на первом месте, а люди горели идеей и делали все невозможное для ее реализации.

Чтобы найти таких работников, Илон Маск проделал огромную работу. Он лично встречался с каждым работником или работницей из первых трех тысяч человек, нанявших SpaceX. А еще он умел находить разные способы мотивации — от крика и грубости до прямых подкупов, лести и разных бонусов.

В конце концов, Илон Маск собрал команду, которая работала на результат по 18-20 часов в сутки, да еще и была благодарна ему за возможность быть здесь. Люди кичились количеством часов сверхурочного труда, ездили по миру и неделями жили на разных пусковых площадках, жертвовали временем с близкими и т. д.

Если вам кажется, что о работе инженеров и проектировщиков ракеты будет скучно читать, вы ошибаетесь. Эрик Бергер смог не только более или менее просто объяснить детали разработки ракеты и запусков ракеты Falcon 1. Он сделал из этого полноценный бестселлер, от которого трудно оторваться.

Здесь есть главные герои со своей целью, есть протагонисты, есть множество препятствий, с которыми они встречаются, есть взлеты и падения, есть саспенс и научно-популярные элементы. Все это делает «Взлет: Илон Маск и первые отчаянные годы SpaceX» замечательной книгой не только для узнавания чего-нибудь нового, но и просто для отдыха.

Книга хорошо оформлена. У нее твердая обложка с великолепным рисунком, дизайн которого мне нравится больше, чем на оригинальном издании. Здесь есть немного желтоватая и приятная на ощупь бумага, ляссе, удобный для чтения шрифт и подборка цветных фотографий с основными моментами из жизни работников SpaceX и их работы над Falcon 1.

Disqus Comments Loading...