Илон Маск — неординарная личность, особенно для Украины, особенно в последнее время. Однако сложно отрицать что он гений и волевой человек, достигающий цели несмотря на преграды. Маск очень рисковал при создании Tesla, а его идея коммерческих полетов в космос двадцать лет назад была фантастикой. Ему прочили провал и потерю всего состояния. Все это почти сбылось, однако SpaceX все же смогла превратиться из небольшого стартапа с финансированием из собственного кармана Маска в огромную частную космическую компанию, которая не только запустила на орбиту Земли наибольшее количество коммерческих спутников, но и построила сверхмощные ракеты. А они уже возят грузы и астронавтов на МКС. Но это все Илон Маск сделал не сам, а с помощью преданных делу людей, работавших и работающих в SpaceX. Эта книга как раз о них.
Автор Эрик Бергер
Переводчица Наталья Валевская
Издательство Наш Формат
Язык Украинский
Количество страниц 272
Обложка Твердая
Год издания 2022
Размер 140×210 мм
Сайт nashformat.ua
Уже из названия книги понятно, что речь в ней пойдет о первых годах SpaceX. Рассказ начинается с 2000 года, когда SpaceX еще не было, а Маск только загорелся желанием создать собственную ракету. Рассказ заканчивается в 2008 году миссией «Четвертый полет». Это был удачный выход в космос первой ракеты компании под названием Falcon 1.
Автор Эрик Бергер решил исследовать именно этот отрезок в жизни Маска и SpaceX, потому что он считает, что эти годы объясняют саму компанию и ее стремления. Он утверждает, что зерно выросшей современной SpaceX, было посеяно именно в ранние времена программы Falcon 1. Тогда Илон Маск и его команда пытались построить первую в мире бюджетную орбитальную ракету.
Это было очень важно, потому что стремлением Маска был Марс. А о каких дальних полетах может идти речь, если SpaceX даже не способна вывести на орбиту относительно простую и небольшую ракету Falcon 1. Именно это было то испытание, которое вывело бы компанию в высшую лигу и переписало правила индустрии космических полетов (что в конце концов и произошло). Или сделало бы ее частью истории неудачников, уже пытавшихся воплотить подобные проекты.
Но SpaceX удалось. На втором десятилетии своего существование компания буквально подорвала мировую сферу пусков ракет в космос. Более того. SpaceX сделало обязательным правило снижать стоимость доступа в космос. Она показала, что частные компании в сотрудничестве с правительствами способны на фантастические вещи.
Главные герои книги не Маск или ракета Falcon 1. Это работники SpaceX — первые отчаянные храбрецы, бросившие вызов буквально всему.
Это мы сейчас знаем, что частной космической компании по силам разработать собственные ракеты, договориться с правительством, заручиться помощью NASA и выводить в космос людей, грузы, спутники и т. д. А тогда это было безумием.
В правительстве США скорее бы поверили во вторжение инопланетян, чем в то, что через 10 лет SpaceX изменит космические путешествия и, самое главное, снизит их стоимость. А если бы им тогда сказали, что они еще и сделают не просто собственные, но и ракеты многократного использования, которые будут выходить в космос и возвращаться, то они точно вызвали бы этому человеку скорую помощь.
Львиная часть книги «Взлет: Илон Маск и первые отчаянные годы SpaceX» рассказывает о ключевых работниках SpaceX: вице-президенте по движущим установкам Томе Мюллере, вице-президенте по основной конструкции ракеты Крисе Томсоне, главном инженере пуска Гансе Кенигсманне, а также о вице-президентке по развитию бизнеса Гвенн Шотвелл и некоторых других лицах.
Все они и сотни сотрудников были не только лучшими в своей области. Они еще получали меньше, чем в среднем на этом рынке, но работали в разы больше. Маску удалось создать такую атмосферу в компании, где работа была на первом месте, а люди горели идеей и делали все невозможное для ее реализации.
Чтобы найти таких работников, Илон Маск проделал огромную работу. Он лично встречался с каждым работником или работницей из первых трех тысяч человек, нанявших SpaceX. А еще он умел находить разные способы мотивации — от крика и грубости до прямых подкупов, лести и разных бонусов.
В конце концов, Илон Маск собрал команду, которая работала на результат по 18-20 часов в сутки, да еще и была благодарна ему за возможность быть здесь. Люди кичились количеством часов сверхурочного труда, ездили по миру и неделями жили на разных пусковых площадках, жертвовали временем с близкими и т. д.
Если вам кажется, что о работе инженеров и проектировщиков ракеты будет скучно читать, вы ошибаетесь. Эрик Бергер смог не только более или менее просто объяснить детали разработки ракеты и запусков ракеты Falcon 1. Он сделал из этого полноценный бестселлер, от которого трудно оторваться.
Здесь есть главные герои со своей целью, есть протагонисты, есть множество препятствий, с которыми они встречаются, есть взлеты и падения, есть саспенс и научно-популярные элементы. Все это делает «Взлет: Илон Маск и первые отчаянные годы SpaceX» замечательной книгой не только для узнавания чего-нибудь нового, но и просто для отдыха.
Книга хорошо оформлена. У нее твердая обложка с великолепным рисунком, дизайн которого мне нравится больше, чем на оригинальном издании. Здесь есть немного желтоватая и приятная на ощупь бумага, ляссе, удобный для чтения шрифт и подборка цветных фотографий с основными моментами из жизни работников SpaceX и их работы над Falcon 1.