Рубрики ОбзорыКино

Рецензия на сериал «Месье Спейд» / Monsieur Spade

Опубликовал
Денис Федорук

Недавно телеканал АМС завершил показ криминально-детективного триллера «Месье Спейд», сюжет которого сосредоточен на персонаже классического нуарного романа «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета. Ответственность за исполнение титульной роли была возложена на плечи 59-летнего британского актера Клайва Оуэна. В этой рецензии рассказываем, в какое приключение господин Спейд угодил на этот раз и стоит ли оно того, чтобы быть прикованным к экрану в течение шести неторопливых эпизодов.

«Месье Спейд» / Monsieur Spade

Жанр криминально-детективный триллер
Режиссёр Скотт Фрэнк
В ролях Клайв Оуэн, Кара Боссом, Дени Меноше, Луиза Бургуэн, Кьяра Мастроянни, Стэнли Вебер, Мэттью Бирд, Ребекка Рут, Джонатан Заккаи
Премьера АМС
Год выпуска 2024
Сайт IMDb

1955 год. В небольшой солнечный городок Бозуль где-то на юге Франции прибывает суровый американец в длинном плаще и элегантной фетровой шляпе. На заднем сиденье его авто находится немного напуганная 8-летняя девочка Тереза – дочь одной умершей знакомой незваного в этих краях гостя, пытающегося передать ее отцу. У последнего крайне сомнительная репутация, да и дома приезжие его не застают.

В разгар грозы они попадают в неприятное ДТП, но на помощь страждущим приходит эффектная женщина в роскошном Rolls-Royce. Не успеет зритель разглядеть очевидную искру между попутчиками, как путем серии нехитрых монтажных склеек минуты превращаются в годы. Герои успевают пожениться, а юная Тереза отправиться в местный монастырь. Теперь американец наслаждается пенсией в этом живописном местечке, а еще купанием голышом в бассейне на заднем дворе красивого дома и виноградниками, оставшимися ему в наследство от ныне уже покойной жены.

Онлайн-курс "Ефективні презентації в PowerPoint" від Laba.
Навчіться доносити ідеї через актуальні візуалізації.Курс зі створення презентацій, які додивлятися до кінця.Будь то sales offer, чи pitch deck.
Дізнатись більше

Но беда приходит, откуда не ждали. Мало того, что врач обнаружил у героя эмфизему легких, ставшую следствием заядлого многолетнего курения (зато простата в порядке — и уже хорошо!), так еще некий преступник застрелил в упор шесть местных монахинь. Что ж, дамы и господа, это похоже на ритуальную расправу, и Сэм Спейд снова в игре.

Уже в дебютном эпизоде тот, кто, что называется, «в теме» без лишних усилий заметит проложенный мостик между самой известной экранизацией романа Хэммета с непревзойденным Хамфри Богартом и новым сериалом-продолжением. Маленькая Тереза является дочерью той самой Бриджит О’Шонесси, морочившей голову Спейду в нуарной классике Джона Хьюстона 1941 года.

Первый часовой эпизод становится не самым увлекательным в мире введением в курс дела, где самое интересное происходит в конце, чтобы мотивировать зрителя к дальнейшему просмотру.

Но нет причин для беспокойства. Во-первых, даже если кто-то не читал книгу и не смотрел фильм, это не станет препятствием для интересного просмотра. Во-вторых, после серии-ознакомления события приобретают выразительные черты той самой запутанной истории, ради которой все собрались.

В ней появится много заинтересованных сторон, едва ли не каждый будет представлять ту или иную угрозу (причем не только те, что подозрительно топчутся в темных углах), а тут еще и таинственный призрачный гонщик развернет охоту на месье Спейда. И это при том, что в минуты наибольшего стресса ему приходится отказывать себе в удовольствии посмаковать такую соблазнительную раковую палочку.

Пока Кеннет Брана к̶и̶ч̶и̶т̶с̶я̶ ̶п̶ы̶ш̶н̶о̶т̶о̶й̶ ̶с̶о̶б̶с̶т̶в̶е̶н̶н̶ы̶х̶ ̶у̶с̶о̶в по-голливудски помпезно экранизирует Агату Кристи, где в итоге его Пуаро, как и уставший Спейд, ищет покоя в послевоенной Европе, автор нашумевшего «Ферзевого гамбита» Скотт Фрэнк делает собственную попытку если не переосмыслить, то поупражняться в старомодном жанре и проверить его на прочность в современных реалиях. При этом не лишая произведение целесообразной старомодности. Здешний подход более приземлен и по-телевизионному более скромен, что сериальному формату идет только на пользу.

Фрэнку нет никакого смысла обрамлять свою историю в яркую и дорогую обложку. Разве что таковой можно считать отказ от слепого следования правилам игры в мрачный нуар: для последнего здесь многовато легкомыслия (по крайней мере со стороны главного героя) и залитых щедрым солнышком виноградников и полей.

Сериал апеллирует скорее к поклонникам постепенного погружения в интеллектуальные литературные дебри у камина с бокалом хорошего вина, чем к постоянным посетителям мультиплексов с попкорном и колой наперевес. Недаром один из персонажей, обращаясь к Спейду, символически произносит: «Ваша жизнь в Сан-Франциско достойна стать сюжетом романа». Забавно.

Литературоцентричный рассказ «Месье Спейда» наделен нарочитой неторопливостью и остроумием, поставляемым благодаря метким репликам главного героя. При этом, как и любое (литературное) произведение, сериал имеет свои слабые и сильные стороны.

Например, наряду с не всегда увлекательными и кое-где затянувшимися диалогами существует вероятно самый забавный допрос в истории кино, который в итоге все равно превратится в диалог. Для некоторых это продолжение вообще может сойти за необязательный фанфик. Далеко не всем понравится и невнятный финал.

Клайв Оуэн, уже давно не балующий нас ролями такого калибра, сыплет остротами со скоростью пулемета и становится главным украшением шоу. Есть здесь и Дени Моше, угощавший свежим молоком коварного нациста Ганса Ланду в «Бесславных ублюдках» Тарантино, хотя получил он не очень много простора для раскрытия персонажа. В целом, все исполнители выглядят гармонично в доверенных им ролях.

«Сэмюэл Спейд… Какое тупое имя» — сокрушается один из французских полицейских еще в первой серии. Но в основе сериала лежит вовсе не тупой сюжет с уж точно не тупым героем, очарования которого должно хватить сполна, чтобы провести пару-тройку вечеров в его приятной компании.

Disqus Comments Loading...