Рубрики ОбзорыКино

Рецензия на сериал «Властелины воздуха» / Masters of the Air

Опубликовал
Денис Федорук

15 марта сервис Apple TV+ завершил показ военной драмы «Властелины воздуха», которая состоит из 9 эпизодов, обошедшихся создателям минимум в 250 миллионов долларов. Сюжет сериала основан на одноименной документальной книге Дональда Л. Миллера (2007), содержащей интервью летчиков и разные архивные записи. Это интересный доклад о судьбе американских пилотов и одной из важнейших составляющих Второй мировой войны, а именно — воздушное пространство в театре военных действий. В рецензии ниже рассказываем, как этот доклад выглядит в рамках киноэкрана.

«Властелины воздуха» / Masters of the Air

Жанр военная драма
Создатели Джон Шибан, Джон Орлофф
В ролях Остин Батлер, Каллум Тернер, Барри Кеоган, Энтони Бойл, Нейт Манн, Бел Паули
Премьера Apple TV+
Год выпуска 2024
Сайт IMDb

В разгар Второй мировой, весной 1943 года, американские военные летчики и лучшие друзья, майоры Гейл Кливен и Джон Иган, в составе 100-й бомбардировочной группы 8-й воздушной армии ВВС США отправляются в Англию. Там им предстоит совершать смертельно опасные боевые вылеты и бомбить стратегически важные объекты непосредственно на территории врага.

Выполнять задания пилоты будут на тяжелых бомбардировщиках В-17, и в воздухе им придется не только проходить сквозь стены плотного зенитного огня, но и отбиваться от большого количества смертоносных «птичек» Люфтваффе.«Властелины неба» — уже третий совместный продюсерский проект Стивена Спилберга, Тома Хэнкса и Гари Гетцмена после «Братьев по оружию» (2001) и «Тихого океана» (2010). Предыдущие сериалы рассказывали о десантниках и морских пехотинцах соответственно, а сейчас военные баталии переносятся в воздушное пространство. Таким образом «Властелины воздуха» замыкают масштабную трилогию, посвященную кровопролитным битвам времен Второй мировой войны.

Это классический пример эпического телевизионного блокбастера с не менее классическим подходом к его реализации. Здесь все создано по лекалам высокобюджетных военных драм вроде «Спасти рядового Райана» того же Спилберга, но это не значит, что такой концепт потерял свою актуальность либо безвозвратно устарел. Напротив, сегодня подобная приверженность проверенным творческим методам вызывает уважение и уверенность в результате, а громкое напоминание о катастрофических последствиях войн снова имеет большой смысл. Три первых эпизода из девяти составляют единую структуру, когда пилоты посещают обязательный брифинг с инструкциями по предстоящему вылету, после чего их ждет горячий прием на территории врага. Этот довольно монотонный, но от того не менее интересный процесс разбавляется спасительными для парней перерывами на пиво или закадровым голосом одного из героев в исполнении Энтони Бойла, который ориентирует зрителя в ситуации.

Например, во втором эпизоде объясняется, что британцы и американцы имели принципиально разные подходы к достижению целей. Если первые предпочитали использовать ночные ковровые бомбардировки, то вторые прибегали к точечным и осуществляли их днем. Эти вылеты были гораздо более рискованными, и именно из-за огромных потерь 100-я бомбардировочная эскадрилья получила название «Кровавая сотня».

Онлайн-курс "Операційний менеджмент" від Laba.
Перейдіть від хаосу до системних операційних процесів за 7 тижнів.Навчіться грамотно керувати ресурсами та систематично підвищувати ефективність під менторством експерта з 14+ роками досвіду.
Про курс

Впрочем, создатели явно не планировали выполнить весь сериал по единой схеме, и четвертая серия (последняя под руководством Кэри Фукунаги, ответственного за первый сезон «Настоящего детектива») ломает устоявшуюся структуру и предлагает уместное развитие истории.

С этого момента повествование выйдет далеко за пределы авиабазы RAF Thorpe Abbotts, расположенной на востоке Англии. Кому-то придется спасаться с оккупированных территорий, кто-то попадет в плен, для кого-то Налет на Швайнфурт и Регенсбург, состоявшийся в августе 43-го, окажется последним.

Если до сих пор вам не удавалось особо различать многочисленных персонажей (а такое вполне может случиться), дальше эта проблема должна отпасть автоматически. Особенно контрастируют характеры двух друзей — майоров Гейла Кливена (Остин Батлер) и Джона Игана (Каллум Тернер). Первый — сдержанный, ответственный и хладнокровный. Второй — вспыльчивый любитель алкоголя и женской компании. Показательной, коль уже мы вспомнили о контрастах, выглядит сцена, в которой Иган и польская вдова занимаются любовью на фоне бомбежек за окном. «Make love, not war», верно? Только по состоянию на сейчас этот слоган больше не работает.

Более того, в местном касте можно заметить сына Джуда Лоу Раффа, молодую копию своего отца, и звезд других военных драм. В частности, исполнителя одной из главных ролей в экранизации «Все невидимый нам свет немецкого актера Луиса Хоффмана, а также Бел Паули, которая играла Мип Гиз в байопике «Маленький огонек» от National Geographic. Здесь героиня Паули — единственный женский персонаж, которого можно считать более или менее полноценным, а не эпизодическим.В целом в сюжете, как и положено большой военной драме, нашлось место и отчаянному героизму, и некоторой доле пафоса (особенно он ощущается во время вступительной заставки), и возвышенному оркестровому саундтреку, призванному задать очевидный тон соответствующим сценам. Но в первую очередь все же стоит отметить ожесточенные и несказанно захватывающие сцены боевых вылетов и воздушных поединков.

Полеты, как технически, так и драматургически выполнены на высочайшем уровне, и когда персонажи взмывают высоко в небо на своих «летающих крепостях», зрителю ничего не остается, как буквально прикипеть к экрану и неотрывно наблюдать за тем, что там происходит.

Новых истин о войне и безжалостной природе абсолютного зла сериал точно не откроет, да это от него и не требуется. Украинцы как никто другой знают об ужасах войны и ежедневно вынуждены сталкиваться с новыми вызовами и трагедиями. Впрочем, хотя и штрихпунктирно, создатели уделяют некоторое внимание трагедии Холокоста, что неудивительно, учитывая, насколько эта тема небезразлична самому Спилбергу — постановщику выдающегося «Списка Шиндлера».

Во «Властелинах воздуха» также отчетливо заметна сила влияния пропагандистской машины на простых гражданских немцев, которые постоянно мелькают в кадре. И ни об одном из них сказать что-то хорошее не получится.

Обычные фермеры рьяно бегут искать американского пилота, который был вынужден катапультироваться на вражеской территории, а их дети во весь голос вопят «американа, американа!». Пострадавшие от бомбардировок горожане готовы разорвать захваченных в плен летчиков в клочья, не осознавая, что это фюрер обрек их на такую участь. Глупые подростки в военной форме безо всяких сомнений берутся колоть штыками беглецов из концлагеря. Парень, твой Гитлер уже почти проиграл, а тебе с этим бременем жить дальше.

Если опираться на тезис о цикличности истории, тогда вряд ли стоит удивляться войне нынешней. Но если уж реально руководствоваться этой теорией, есть смысл помнить, что в прошлый раз зло потерпело сокрушительное поражение. А сериал хороший. Не пропустите.

Disqus Comments Loading...