Вечер пятницы. Я устроился на диване, взял в руки геймпад и нажал кнопку PS. Раздался резкий «пик!», PlayStation 5 засветилась голубым цветом, а на экране 4К телевизора передо мной появилось изображение главного меню. Левым стиком я перешел со значка God of War Ragnarök на S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl и нажал кнопку Х. Началась знакомая музыка, на экране сменились несколько картинок и вот я уже стою перед легендарным Сидоровичем. На улице был 2024 год. Я лежал на диване и играл в «Сталкеров» на PlayStation 5.
Утром 6 февраля появилась информация о переиздании оригинальной трилогии S.T.A.L.K.E.R. на консолях Sony. Эта новость была будто из параллельной вселенной и казалась для меня, «сонибоя», фантастической. Но в последние годы я привык к безумному сдвигу реальности, поэтому надежда поиграть в культовый украинский шутер на любимой консоли начала тлеть в моем сердце.
В тот же день GSC Game World и польская студия Mataboo, которая занималась портированием трилогии на консоли, сообщили, что на Xbox и PlayStation вышла S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone — ремастер S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, Clear Sky и Call of Pripyat. На следующий день я искал возможности взять ключ, который получил от компании ERC за что им большое спасибо. Но добраться до трилогии у меня получилось только вечером 8 марта.
Конечно, я не прошёл все три части на консоли, а лишь понемногу побегал в каждую из них, однако уже начал перепрохождение S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, а дальше наступит очередь двух других игр. Поэтому это не обзор, а мнение или впечатление от начала смакования этими проектами именно в консольной итерации, о порте на игровые приставки, о ситуации в целом. Также поговорим о целесообразности выпуска, имеющихся и вымышленных проблемах и тому подобное.
Содержание
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl вышла в 2007 году, Clear Sky в 2008, а Call of Pripyat еще через год. То есть самой старшей игре в трилогии сегодня уже 17 лет (!), а самой младшей 15 (!). Технически это одна и та же игра, созданная на собственном движке X-Ray Engine. Только в первой части это была версия 1.0, а далее 1.5 и 1.6.
Я не просто так вспомнил возраст культовой украинской трилогии, тем более которую выпустили на консолях спустя столько лет. Дело в том, что шутеры не выдержали экзамен временем и для современной аудитории почти не играбельны. Это не проблема именно «Сталкеров», а просто досадный факт многих известных в прошлом проектов. Именно поэтому пошла мода на ремейки, потому что ностальгии хочется всем, но при этом подавай современный геймплей, интерфейс, анимации, текстуры и так далее. Но у нас здесь именно ремастер, который почти не отличается от оригиналов.
Конечно, графика здесь максимальная, такую когда-то выдавал мощнейший компьютер, а небо до сих пор поражает своей реалистичностью и детализацией. Также помогают 60 фпс и 4К телевизор, но если ходить, двигаться, исследовать мир можно без проблем, то стрелять будет больно. Особенно новичкам и ПК-панам.
Во все части добавили помощника в прицеливании. И вокруг него в Интернете возникла настоящая бойня. Одни говорят, что он реально помогает, другие, что наоборот, делает только хуже. Я принадлежу к первым, потому что пробовал без него и с ним и он действительно помогает стрелять, но все же определенным образом ограничивает действия геймера.
С ним или без него целиться и стрелять в S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy очень сложно и неудобно. И это мне, который играет в шутеры только с геймпадов и легко валит в онлайн-играх людей на клавиатурах. А у нас тут я напоминаю шутер, поэтому именно этот момент будет отпугивать львиную часть новых игроков. Ради них, по крайней мере частично, эту трилогию выпустили на консолях, чтобы показать что это такое и подсадить на «иглу» сталкерства молодые поколения. Но я даю вам гарантию, что с имеющейся стрельбой в S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy, эти парни и девушки будут пищать и плакать, а потом убегать как можно дальше от этих шутеров.
Замечу, что не легко стрелять в этих играх и на ПК. Я специально загрузил одну часть из своей коллекции в Steam и обнаружил, что стрелять даже на клавишах в «Сталкере» оказывается тоже сложно. Прицел так же скачет, как сумасшедший, отдача очень сильная, а враги постоянно двигаются и меняют положение. Поэтому это проблема не сколько консолей, хотя на них экзамен порой провалился больше всего, сколько всей франшизы из-за давности разработки.
Интерфейс каждой части оставили свой, но всем добавили новое круговое меню предметов и оружия, что значительно упростило и осовременило управление. Также это полноценный консольный интерфейс, где нет псевдострелочек, которыми надо водить стиком по интерфейсу. Такое часто бывает в тех же последних частях Assassin’s Creed или других играх Ubisoft.
Новым игрокам наверняка не понравится и общение с NPC. В диалогах очень много текста, что сейчас актуально только для полноценных RPG. Хотя хорошо, что все дублируется голосом. Однако отмечу, что в данном случае такой способ общения с героями и персонажами все еще нравится мне больше, потому что максимально погружает в игру и создает соответствующую атмосферу.
Еще одной существенной проблемой оказался звук игры и озвучка в целом. GSC Game World однозначно забазировали, когда убрали русскую озвучку. Однако звуки в этих шутерах очень громкие, часто разные по громкости между собой, обрываются в самых неожиданных местах и тому подобное. Например, вы подошли к торговцу, над которым висит громкоговоритель. NPC начинает говорить, но музыка над ним звучит так мощно, что его почти не слышно, поэтому приходится читать его текст. И если для меня это не проблема, то для тех самых новых поколений геймеров, наверное, ею станет.
Также сложно разобраться с КПК, хотя за часок я все вспомнил и втянулся. Однако те же подростки или молодежь будут в шоке от недружественности этого раздела. И это еще здесь как будто что-то доработали.
Однако квесты до сих пор цепляют и вызывают интерес. Есть здесь классические «принеси» и «узнай», но NPC создает вокруг этих заданий такой налет сталкерской романтики, что хочется сразу бежать за этими артефактами или хвостами мутантов. Но большинство миссий все же сделаны качественно даже на сегодня.
S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy идет при полноценных 60 кадрах в секунду. Также есть возможность переключаться на 30 fps. Я пытался найти разницу между картинкой на 60 и 30 fps, логично подумав о такой же ситуации с современными играми, когда они идут либо в 4К при 30 кадрах, либо в 60 fps, но в 2К. Возможно так же сделали и здесь, но фактической разницы в изображении я не заметил. Сравнение графики можно посмотреть на видео ниже.
Судя по этому видео и учитывая собственные впечатления, картинку не изменили совсем. Но ее улучшило увеличенное разрешение, по крайней мере если играть в 4К. Также все части точно стали светлее, а вот с тенями и освещением как были проблемы на ПК, так и остались на консолях.
Ни текстур, ни фигурок, ни чего-либо другого не обновляли. Но огонь, небо и вода до сих пор выглядят хорошо. Более того. Я уверен, что в некоторых современных относительно бюджетных играх все это имеет существенно худшие текстуры.
Однако больно смотреть на текстуры и внешний вид персонажей. Особенно устарели их движения и анимация. Также имеют плохой вид трава и деревья, а еще оружие. Однако повреждения, царапины, сколы и другие детали до сих пор поражают, хотя общее качество уже давно не выдерживает конкуренции.
GSC Game World обещала выпустить патч для нового поколения консолей, который принесет дополнительные графические улучшения и другие функции. Не знаю что это будет, но это обязательно нужно делать. Все это будет до конца 2024 года. Также ожидаем поддержку модов через mod.io, и вот после этого уже трилогия точно получит полноценную вторую жизнь на консолях. По моему мнению.
Главная причина выпуска S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy, по крайней мере из официального заявления, познакомить геймеров с миром S.T.A.L.K.E.R. до выхода STALKER 2: Heart of Chornobyl. Способна ли трилогия на это сейчас? Нет. В нынешнем виде это зайдет только таким олдам, как я, игравшим в эти игры в детстве или молодости.
S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy дает возможность улечься на диван и запустить эти игры на большом телевизоре. Для нас, кто проходил их горбясь на табуретках перед громоздкими мониторами с минимальной графикой, это невероятный скачок вперед. Даже когда позже появилась возможность запустить «Сталкеров» на современных ПК с максимальной графикой, опыт игры на консоли, на диване, с чашкой чая или чего-то покрепче, это опыт нового, космического уровня, за который я благодарю GSC Game World и Mataboo.
Однако новое поколение игроков не знает обо всех этих наших страданиях и опыте. Они уже играли на адекватных сборках, имели консоли, для них ты уже бездомный, если у тебя Xbox One или PlayStation 4. Они избалованы современными движками, 4К, детализированной графикой, эксклюзивами Sony и тому подобное. И это хорошо. Хорошо, что они живут лучше, чем мы тогда. Но именно это блокирует для них S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy. Это просто портированный на консоли динозавр, от которого воняет престарелым отцом или дядей.
Но. Мне кажется, что молодежи надо подождать обновления с улучшением графики и моды. И вот когда лучшие из них переедут на консоли, а графику, возможно текстуры, немного подтянут, тогда уже можно дать этой трилогии настоящий шанс. Потому что это невероятные игры, которые стоят каждого потраченного на них часа. Просто не сейчас. Надо потерпеть.
S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy уже сейчас позволяет ворваться в культовую трилогию шутеров лежа на диване. К стрельбе придется привыкать даже ярым консольщикам, но оно того стоит. Однако в нынешнем виде «новинка» заинтересует лишь олдфагов и уже зафанатевших от нее геймеров. Всем остальным советую пока не играть, а подождать улучшений и добавления модов. И вот уже после этого обязательно попробуйте «Сталкеров».