S.T.A.L.K.E.R: Legends of the Zone Trilogy. Как я лежал на диване и играл в «Сталкеров» на PlayStation 5

Опубликовал
Павло Чуйкін

Вечер пятницы. Я устроился на диване, взял в руки геймпад и нажал кнопку PS. Раздался резкий «пик!», PlayStation 5 засветилась голубым цветом, а на экране 4К телевизора передо мной появилось изображение главного меню. Левым стиком я перешел со значка God of War Ragnarök на S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl и нажал кнопку Х. Началась знакомая музыка, на экране сменились несколько картинок и вот я уже стою перед легендарным Сидоровичем. На улице был 2024 год. Я лежал на диване и играл в «Сталкеров» на PlayStation 5.

Утром 6 февраля появилась информация о переиздании оригинальной трилогии S.T.A.L.K.E.R. на консолях Sony. Эта новость была будто из параллельной вселенной и казалась для меня, «сонибоя», фантастической. Но в последние годы я привык к безумному сдвигу реальности, поэтому надежда поиграть в культовый украинский шутер на любимой консоли начала тлеть в моем сердце.

В тот же день GSC Game World и польская студия Mataboo, которая занималась портированием трилогии на консоли, сообщили, что на Xbox и PlayStation вышла S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone — ремастер S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, Clear Sky и Call of Pripyat. На следующий день я искал возможности взять ключ, который получил от компании ERC за что им большое спасибо. Но добраться до трилогии у меня получилось только вечером 8 марта.

Конечно, я не прошёл все три части на консоли, а лишь понемногу побегал в каждую из них, однако уже начал перепрохождение S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, а дальше наступит очередь двух других игр. Поэтому это не обзор, а мнение или впечатление от начала смакования этими проектами именно в консольной итерации, о порте на игровые приставки, о ситуации в целом. Также поговорим о целесообразности выпуска, имеющихся и вымышленных проблемах и тому подобное.

Курс Python розробки від Mate academy.
Python — найпопулярніша мова 2024 року. Наш курс допоможе вам стати професіоналом, готовим до викликів сучасного IT ринку. Ви навчитеся створювати вебсайти, аналізувати дані, розробляти алгоритми, та навіть створювати штучний інтелект. .
Отримати деталі про курс

Геймплей S.T.A.L.K.E.R: Legends of the Zone Trilogy

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl вышла в 2007 году, Clear Sky в 2008, а Call of Pripyat еще через год. То есть самой старшей игре в трилогии сегодня уже 17 лет (!), а самой младшей 15 (!). Технически это одна и та же игра, созданная на собственном движке X-Ray Engine. Только в первой части это была версия 1.0, а далее 1.5 и 1.6.

Я не просто так вспомнил возраст культовой украинской трилогии, тем более которую выпустили на консолях спустя столько лет. Дело в том, что шутеры не выдержали экзамен временем и для современной аудитории почти не играбельны. Это не проблема именно «Сталкеров», а просто досадный факт многих известных в прошлом проектов. Именно поэтому пошла мода на ремейки, потому что ностальгии хочется всем, но при этом подавай современный геймплей, интерфейс, анимации, текстуры и так далее. Но у нас здесь именно ремастер, который почти не отличается от оригиналов.

Конечно, графика здесь максимальная, такую когда-то выдавал мощнейший компьютер, а небо до сих пор поражает своей реалистичностью и детализацией. Также помогают 60 фпс и 4К телевизор, но если ходить, двигаться, исследовать мир можно без проблем, то стрелять будет больно. Особенно новичкам и ПК-панам.

Во все части добавили помощника в прицеливании. И вокруг него в Интернете возникла настоящая бойня. Одни говорят, что он реально помогает, другие, что наоборот, делает только хуже. Я принадлежу к первым, потому что пробовал без него и с ним и он действительно помогает стрелять, но все же определенным образом ограничивает действия геймера.

С ним или без него целиться и стрелять в S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy очень сложно и неудобно. И это мне, который играет в шутеры только с геймпадов и легко валит в онлайн-играх людей на клавиатурах. А у нас тут я напоминаю шутер, поэтому именно этот момент будет отпугивать львиную часть новых игроков. Ради них, по крайней мере частично, эту трилогию выпустили на консолях, чтобы показать что это такое и подсадить на «иглу» сталкерства молодые поколения. Но я даю вам гарантию, что с имеющейся стрельбой в S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy, эти парни и девушки будут пищать и плакать, а потом убегать как можно дальше от этих шутеров.

Замечу, что не легко стрелять в этих играх и на ПК. Я специально загрузил одну часть из своей коллекции в Steam и обнаружил, что стрелять даже на клавишах в «Сталкере» оказывается тоже сложно. Прицел так же скачет, как сумасшедший, отдача очень сильная, а враги постоянно двигаются и меняют положение. Поэтому это проблема не сколько консолей, хотя на них экзамен порой провалился больше всего, сколько всей франшизы из-за давности разработки.

Интерфейс каждой части оставили свой, но всем добавили новое круговое меню предметов и оружия, что значительно упростило и осовременило управление. Также это полноценный консольный интерфейс, где нет псевдострелочек, которыми надо водить стиком по интерфейсу. Такое часто бывает в тех же последних частях Assassin’s Creed или других играх Ubisoft.

Новым игрокам наверняка не понравится и общение с NPC. В диалогах очень много текста, что сейчас актуально только для полноценных RPG. Хотя хорошо, что все дублируется голосом. Однако отмечу, что в данном случае такой способ общения с героями и персонажами все еще нравится мне больше, потому что максимально погружает в игру и создает соответствующую атмосферу.

Еще одной существенной проблемой оказался звук игры и озвучка в целом. GSC Game World однозначно забазировали, когда убрали русскую озвучку. Однако звуки в этих шутерах очень громкие, часто разные по громкости между собой, обрываются в самых неожиданных местах и тому подобное. Например, вы подошли к торговцу, над которым висит громкоговоритель. NPC начинает говорить, но музыка над ним звучит так мощно, что его почти не слышно, поэтому приходится читать его текст. И если для меня это не проблема, то для тех самых новых поколений геймеров, наверное, ею станет.

Также сложно разобраться с КПК, хотя за часок я все вспомнил и втянулся. Однако те же подростки или молодежь будут в шоке от недружественности этого раздела. И это еще здесь как будто что-то доработали.

Однако квесты до сих пор цепляют и вызывают интерес. Есть здесь классические «принеси» и «узнай», но NPC создает вокруг этих заданий такой налет сталкерской романтики, что хочется сразу бежать за этими артефактами или хвостами мутантов. Но большинство миссий все же сделаны качественно даже на сегодня.

Графика

S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy идет при полноценных 60 кадрах в секунду. Также есть возможность переключаться на 30 fps. Я пытался найти разницу между картинкой на 60 и 30 fps, логично подумав о такой же ситуации с современными играми, когда они идут либо в 4К при 30 кадрах, либо в 60 fps, но в 2К. Возможно так же сделали и здесь, но фактической разницы в изображении я не заметил. Сравнение графики можно посмотреть на видео ниже.

Судя по этому видео и учитывая собственные впечатления, картинку не изменили совсем. Но ее улучшило увеличенное разрешение, по крайней мере если играть в 4К. Также все части точно стали светлее, а вот с тенями и освещением как были проблемы на ПК, так и остались на консолях.

Ни текстур, ни фигурок, ни чего-либо другого не обновляли. Но огонь, небо и вода до сих пор выглядят хорошо. Более того. Я уверен, что в некоторых современных относительно бюджетных играх все это имеет существенно худшие текстуры.

Однако больно смотреть на текстуры и внешний вид персонажей. Особенно устарели их движения и анимация. Также имеют плохой вид трава и деревья, а еще оружие. Однако повреждения, царапины, сколы и другие детали до сих пор поражают, хотя общее качество уже давно не выдерживает конкуренции.

GSC Game World обещала выпустить патч для нового поколения консолей, который принесет дополнительные графические улучшения и другие функции. Не знаю что это будет, но это обязательно нужно делать. Все это будет до конца 2024 года. Также ожидаем поддержку модов через mod.io, и вот после этого уже трилогия точно получит полноценную вторую жизнь на консолях. По моему мнению.

Нужна ли S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy в 2024 году?

Главная причина выпуска S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy, по крайней мере из официального заявления, познакомить геймеров с миром S.T.A.L.K.E.R. до выхода STALKER 2: Heart of Chornobyl. Способна ли трилогия на это сейчас? Нет. В нынешнем виде это зайдет только таким олдам, как я, игравшим в эти игры в детстве или молодости.

S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy дает возможность улечься на диван и запустить эти игры на большом телевизоре. Для нас, кто проходил их горбясь на табуретках перед громоздкими мониторами с минимальной графикой, это невероятный скачок вперед. Даже когда позже появилась возможность запустить «Сталкеров» на современных ПК с максимальной графикой, опыт игры на консоли, на диване, с чашкой чая или чего-то покрепче, это опыт нового, космического уровня, за который я благодарю GSC Game World и Mataboo.

Однако новое поколение игроков не знает обо всех этих наших страданиях и опыте. Они уже играли на адекватных сборках, имели консоли, для них ты уже бездомный, если у тебя Xbox One или PlayStation 4. Они избалованы современными движками, 4К, детализированной графикой, эксклюзивами Sony и тому подобное. И это хорошо. Хорошо, что они живут лучше, чем мы тогда. Но именно это блокирует для них S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy. Это просто портированный на консоли динозавр, от которого воняет престарелым отцом или дядей.

Но. Мне кажется, что молодежи надо подождать обновления с улучшением графики и моды. И вот когда лучшие из них переедут на консоли, а графику, возможно текстуры, немного подтянут, тогда уже можно дать этой трилогии настоящий шанс. Потому что это невероятные игры, которые стоят каждого потраченного на них часа. Просто не сейчас. Надо потерпеть.

Выводы

S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy уже сейчас позволяет ворваться в культовую трилогию шутеров лежа на диване. К стрельбе придется привыкать даже ярым консольщикам, но оно того стоит. Однако в нынешнем виде «новинка» заинтересует лишь олдфагов и уже зафанатевших от нее геймеров. Всем остальным советую пока не играть, а подождать улучшений и добавления модов. И вот уже после этого обязательно попробуйте «Сталкеров».

Disqus Comments Loading...