В процессе подготовки материала нам удалось связаться с Сергеем Брином,
президентом компании Google,
который любезно согласился ответить на наши вопросы.
Google трудно назвать первопроходцем Сети, Вы основали свою компанию, когда
существовал уже широкий выбор поисковых средств — были и AltaVista, и Lycos.
И тем не менее Вы занялись именно этим бизнесом?
то время, когда мы начинали, было несколько поисковиков, но качество их работы
оставляло желать лучшего. Каждый запрос возвращал вам около тысячи результатов,
отсортированных в случайном порядке, не говоря уж о том, что сегодня эти же самые
поисковые машины предоставят на некоторые запросы по 100 тыс. ссылок. Кроме того,
предлагаемые технологии были довольно примитивными. Мы почувствовали возможность
реализовать то, чего не хватало. И Google стал первым поисковиком, который мы
сделали именно для Internet, и с самого начала он мог работать с гипертекстовой
информацией.
Вы создали определенный стиль, направление, моду, если хотите, — интерфейс
ресурса должен быть чистым. Почему вы не преобразовали проект в портал, не предложили
своим посетителям бесплатную почту, биржевые котировки, подборки новостей и т.
п.?
Да, почти все крупные поисковики постепенно превратились в порталы и одновременно
перестали обращать внимание на собственно поиск, на чем их инновации в этой области
закончились. Мы же фокусируем свои усилия именно на поиске в Internet, только
при таком подходе есть шанс стать лучшими в данной области. Поиск информации занимает
первое место среди возможных применений WWW и второе среди вероятных "точек
приложения" Сети [уступая только электронной почте — ред.].
Вот почему для нас чрезвычайно важно продолжать работу именно в этой сфере
и только в ней — иначе мы не сможем дальше находиться в числе лидеров Internet-поиска.
Общеизвестно, что основная особенность вашей системы — учет ссылок, ведущих
на сайт, концепция их популярности. Какие еще алгоритмы определения релевантности
легли в основу Google?
В Google представлено множество различных технологий. К примеру, анализ гипертекста, т. е. текста, содержащегося между тегами <h1> и <h6>, применения различных шрифтов, других структур языка HTML — все используется для того, чтобы определить релевантность Web-страницы.
Когда Google заговорит по-русски? Поисковик выдает ссылки, если ввести запрос
в кириллице, но официально в Advanced Search он не поддерживается.
Мы собираемся поддерживать как можно больше языков. Сегодня пользователи Google могут делать запросы на 15 языках, и мы работаем над дальнейшим развитием "многоязычности" Google. Причиной этого является также тот факт, что почти половина наших посетителей находится за пределами США. И так было практически с тех пор, как мы запустили Google. Я персонально занимаюсь вопросами скорейшего внедрения русского языка в интерфейс Google.
Кем Вы хотели стать, когда учились в школе, в институте? Кем бы Вы стали, если
бы не были сейчас президентом самой "горячей" компании Силиконовой Долины?
В институте каких-то особых планов не было, поэтому я остался в аспирантуре (graduate school). Но в какой-то момент мне пришлось сделать выбор: начать свое дело или продолжать учебу. Выбор пал на первое.
Что для Вас является решающим фактором в работе поисковика?
Единственное, что нас интересует в поиске информации, — это релевантность ссылок. Упорядоченность нашей базы данных — забота номер два, но и она напрямую связана с единственным качественным показателем работы поисковой машины — релевантностью.
Существует мнение, что Вы и Ларри Пейдж, будучи студентами, не очень-то заботились
о коммерциализации своей идеи, однако сегодня Вы — президент компании. Каким
Вам видится будущее Google не как поисковой машины, а как бизнеса?
Вообще-то мы настроены очень оптимистично как в плане технологий, так и в области бизнеса. Свои доходы Google получает из двух источников — реклама и лицензирование технологий другим Web-сайтам. В обоих направлениях дела у нас идут лучше некуда, и компания уже довольно долгое время получает стабильные доходы. Похоже, что среди Internet-предприятий нашего типа и размеров мы гораздо ближе к получению прибыли, чем остальные.
У нас есть более 200 рекламодателей. После окончания рекламных кампаний больше половины клиентов подписывают новые контракты о размещении текстовых ссылок на страницах с результатами поиска. А что касается лицензирования, наш поисковик востребован 80 клиентами в 20 странах мира, среди которых Yahoo, Netscape, Cisco и многие другие.
Вы упомянули, что Google является единственным поисковиком, созданным специально
для работы с Internet и гипертекстом. Сегодня очень много говорится о специализированном
поиске, и один из ваших основных конкурентов — FAST
предлагает своим пользователям поиск по FTP и МР3-поиск. Планируется ли что-то
в этом направлении?
Проблему поиска файлов решить гораздо труднее, чем кажется. Наш исследовательский отдел сегодня работает над этими проблемами, и в ближайшее время можно ожидать появления специализированного поисковика по файлам PDF.
Каково Ваше отношение к дистрибутивному поиску? Какое будущее ожидает Napster-подобные
поисковые машины?
Дистрибутивный поиск является довольно интересной технологией, и вскоре произойдет его симбиоз с традиционными решениями для поиска. Наверняка дистрибутивные приложения станут очень популярным способом поиска DVD.
Что увидит пользователь, решивший посетить Google.com, скажем, ровно через
пять лет?
Ничего. У Google будет прямая нейронная связь с человеческим мозгом. А вообще,
сложно ответить на этот вопрос. Все развивается достаточно стремительно, так что
поживем — увидим.