В Украине и вообще в Европе и мире, очень мало знают о, по моему, лучшем современном польском авторе фэнтези Роберте М. Вегнере. Его «Сказания Меекханского пограничья» не просто очередное темное фэнтези о великой империи и ее кровавых воинах. Это монументальная эпическая сага, где военные конфликты становятся лишь фоном для глубоких человеческих драм, где боги реальны, но абсолютно равнодушны к смертным, а история пишется победителями. Все это настолько эпично, стильно и глубоко, что захватывает дух. В этом материале я хочу исправить эту несправедливую ситуацию и рассказать вам об этой невероятной серии, которую вы точно обязаны прочитать, если считаете себя фанатом жанра фэнтези.
Автор Роберт М. Вегнер
Издательство «РМ»
Переводчик Сергей Легеза
Язык Украинский
Количество страниц 520, 520, 544, 568, 688
Обложка Твердая
Год издания 2019-2025
Размер 140×210 мм
Сайт ridna-mova.com
Польский писатель Роберт М. Вегнер создал мир, который критики уже окрестили наследником «Ведьмака» Анджея Сапковского. Однако по моему мнению, это поверхностное и сильно преуменьшенное сравнение. Да, первые две книги цикла действительно напоминают структуру ранних рассказов о Геральта. То есть это сборники взаимосвязанных новелл, каждая из которых раскрывает отдельный регион огромной Меекханской империи. Однако Вегнер создает нечто совершенно невероятно-эпическое уже в начале, а с третьей книги, эти разрозненные истории сливаются в единое полотно, где судьба империй решается не только на полях сражений, а в божественных играх, в которые смертные вовлечены против своей воли.
Мир Меекхана — колоссальная империя, напоминающая Римскую по своему устройству и подходу к управлению, но технологически соответствующая Средневековью. Она была основана полторы тысячи лет назад кочевыми племенами с востока. Сейчас империя находится в состоянии стагнации, становясь жертвой собственных успехов. Ее обширные границы постоянно атакуют враги, а внутри идут интриги между Советом Первых, аристократией и тайными службами. А именно внутренней разведкой, которую называют «Крысы» и внешней под названием «Хорты».
Структура этого мира четко отражена в названиях первых двух книг — «Север-Юг» и «Восток-Запад». Каждый регион имеет свои уникальные народы, культуры и конфликты. Логично, что Север — суровый край гор и ледников. Его охраняет легендарная Горная Стража, воюющая против диких племен агров. Юг представлен жаркими пустынями, где живет таинственное племя воинов иссарам с тысячелетними традициями и религиозными догмами. Восток — это бескрайние степи кочевников, постоянно угрожающие империи. А Запад представляет собой побережье Серого Океана со свободными портовыми городами, где процветают воровские гильдии и кровавые культы.
Каждый регион здесь это отдельный мир с собственной логикой, собственными болями и героями. И именно через судьбы этих героев читатель постепенно понимает, что все, что казалось локальными пограничными конфликтами, на самом деле части одного огромного плана, где боги ведут свою безжалостную и масштабную игру.
Центральной фигурой северной линии является лейтенант Кеннет-лив-Даравит, командир Шестой роты Горного Дозора. Их истории являются отличным примером крутого военного фэнтези, описывающего быт солдат без прикрас. Здесь есть холод, голод, усталость и страх перед нечеловеческими противниками. Боевые сцены написаны с серьезным мастерством, но главное, что они эмоциональны.
Если Кеннет является воплощением непоколебимой чести, то Йатех д’Кллеан из племени иссарам больше о разрушении человека под давлением догм. Иссарам живут по строгим религиозным законам, пытаясь искупить грех своих предков, которые когда-то «стали на сторону не того бога». Йатех непревзойденный фехтовальщик, для которого эти законы являются абсолютом. Но когда он влюбляется в дочь меекханского купца и она снимает с него маску, то жизнь парня меняется навсегда.
А вот Альтсин из портового города Понкее-Лаа и это совсем другая история. Он обычный вор, чьи амбиции не выходят за пределы выживания. Но случай бросает его в суровую божественную игру. И наконец, Деана д’Кллеан, сестра Йатеха. Она начинает как изгнанница в собственном племени, воительница в тени брата. Но ее путешествие в далекий южный город Белый Коноверин становится новым и неожиданным этапом в ее жизни и судьбе континента. Сама же история Деаны однозначно является мощным изображением женской силы в патриархальном мире. Однако Вегнер не делает ее непобедимой супергероиней.
Магия в мире Меекхану не является волшебной палочкой, решающей все проблемы. Это опасное, изнурительное умение, известное как «Сила» и она имеет свои правила. Сила делится на аспектированную (официальная, контролируемая империей, разделенная на направления) и неаспектированную (дикая, запрещенная, как шаманизм агров). Маги здесь не всемогущи, потому что их магия истощает, может выйти из-под контроля и буквально забрать все жизненные силы. Конечно, это делает каждое ее применение напряженным и непредсказуемым.
Важной и оригинальной частью мироздания «Сказаний Меекханского пограничья»являются боги. Они реальны, они могут воплощаться в человеческий облик, но их логика абсолютно чужда. Это не благие защитники или справедливые судьи. Это эгоистичные, могущественные сущности с нечеловеческой мотивацией. Боги ведут собственные игры, используя судьбы смертных как фигуры на шахматной доске.
Должны поговорить и о стиле писателя. Он пишет прекрасно, невероятно и реалистично. У него получаются динамичные боевые сцены, а еще они очень детализированы. Также каждая из книг цикла удивляет своей психологичностью и проработкой героев. Вегнер не боится давать слово разным персонажам, показывать события с разных точек зрения, раскрывать их внутренние конфликты. Даже второстепенные герои здесь тщательно прописаны, имеют собственные мотивации и истории.
Однако серия не идеальна. По крайней мере для кого-то это точно будет так. Кому-то могут быть надуманными определенные сюжетные повороты. В некоторых местах кто-то увидит, что логика событий вызывает вопросы. Ну и писатель точно не упрощает придуманный им мир для читателя. Здесь много народов, фракций, исторических событий и магических систем. Для кого-то это будет плюсом, а для других точно серьезным вызовом, потому что нужно внимательно читать, запоминать имена и связи, иначе можно запутаться.
Также стоит упомянуть, что это темное фэнтези в самом настоящем смысле этого значения. Роберт М. Вегнер вообще не избегает жестокости, поэтому на страницах его книг постоянно трещат кости, хлюпает кровь, а модный сейчас боди-хоррор выходит на такой уровень, что становится жутко. Персонажи, которых начинаешь любить, погибают. Куда же без этого. А моральные дилеммы не имеют правильных ответов. Этот мир жесток, и автор не пытается это скрыть.
Важно, что цикл поднимает тяжелые и сложные темы. Автор исследует природу чести в бесчестном мире. Показывает, как историю пишут победители, унижая культуры покоренных народов. Демонстрирует столкновение культур, где нет однозначно «правильных» или «неправильных», а есть только разные системы ценностей. Рассматривает религию как инструмент власти, существующий отдельно от истинной природы богов. А также он исследует тему долга. Например, можно ли оставаться человеком, выполняя бесчеловечные приказы?
Поговорим и о темпе повествования. Первые две книги, они же сборники рассказов, читаются относительно легко, а каждая новелла завершена. Но начиная с третьей книги, когда сюжет становится единым полотном, темп замедляется. Писатель строит сложную мозаику, и это требует читательского терпения. Некоторые сюжетные линии развиваются медленно, а некоторые персонажи исчезают на десятки страниц. Все это может немного бесить, особенно если читателю понравился конкретный герой. Но в итоге эта неспешность, по крайней мере по моему мнению, оправдана. Ведь когда все линии сходятся, ощущение масштаба и эпичности просто ошеломляет.
Конечно, во время чтения сами собой напрашиваются сравнения с другими авторами. За эпический размах и участие богов в делах смертных Вегнера сравнивают со Стивеном Эриксоном и его «Малазанской книгой павших». За реалистичное изображение военного быта с Гленом Куком. Масштабностью политических интриг он точно похож на книги Джорджа Р. Р. Мартина. Ну и мрачной атмосферой здесь, в хорошем смысле, попахивает так же как от серии «Первый закон» Джо Аберкромби. Но при этом всем «Повести» абсолютно самобытное произведение, не копирующее никого и просто поражающее замыслом автора, особенно в последней, на сегодня, книге. Очень жаль, что следующие еще надо ждать.
Цикл «Сказания Меекханского пограничья» на сегодня насчитывает пять томов переведенных на украинский, а писатель вот-вот выпустит шестой том и уже точно будет седьмой. Это одновременно радует и пугает. По крайней мере меня. Радует, потому что мне точно не хочется покидать этот мир. Но пугает, потому что ожидание следующей книги после финала пятого тома становятся реальной читательской мукой.
Наш украинский перевод от Сергея Легезы, изданный издательством «РМ», получил положительные отзывы и действительно читается относительно легко, как для такой эпической истории, и увлекательно. Мне нравится качество изданий и относительно жанровая обложка, которая в определенной степени намекает на фэнтезийность. Хотя проследить ее «универсальность» тоже можно. Все книги имеют приятную на ощупь желтоватую бумагу и удобный для чтения шрифт. Ляссе нет, как и иллюстраций, но есть карты мира на форзацах.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.