Пресытившись шумом волн и шелестом пальмовых листьев, Haemimont Games предлагает нам променять тропический рай банановой республики на однообразные пейзажи красной планеты.
Жанр Градостроительный симулятор, стратегия
Платформы PC, Xbox One, PlayStation 4
Разработчик Haemimont Games
Издатель Paradox Interactive
Сайт, Steam
Марку Уотни пришлось обустраивать импровизированную колонию на Марсе против своей воли, но Уотни был отлично подготовленным специалистом широкого профиля, у него была какая-никакая связь с ЦУПом, он был один и, что самое главное, задерживаться на планете не планировал. Именно совокупность этих факторов и обеспечила в итоге счастливую развязку. В Surviving Mars все с точностью до наоборот — игроку предстоит обеспечить ресурсами, жильем и работой на Марсе сотни людей, многие из которых на специалистов, мягко говоря, не тянут.
На первый взгляд игра представляет собой традиционный градостроительный симулятор, в котором, чтобы добиться успеха, нужно построить жилища, наладить добычу ресурсов и производство товаров, обеспечить жителям доступ к различным благам и услугам, проложить торговые маршруты и поддерживать все это в работающем состоянии, не забывая реагировать на различные катаклизмы. Все это в Surviving Mars есть, да вот сеттинг накладывает свои ограничения. Во-первых, мы больше не на Земле, а значит, банальным зонированием территории не обойтись, а в случае исчерпания ресурсов на насиженном месте запросто перебраться на новое не выйдет.
Сол 1
Марс — не самое приветливое место, и до того как нога первого колониста ступит на пустынную поверхность красной планеты, предстоит провести тщательную подготовку. Работяги-дроны разбирают метеориты на металл, таскают на стройплощадки привезенные с Земли полимеры и запчасти, разворачивают панели солнечных батарей, устанавливают устройства для выпаривания воды из воздуха, прокладывают кабели и трубы и, разумеется, возводят первый геодезический купол, внутри которого и будут построены первые дома для колонистов. Найти нужное место для купола — та еще задачка. На начальном этапе колонии понадобятся бетон и металл, в непосредственной близости от их источников и нужно размещать поселение, но в среднесрочной перспективе возникнет потребность в редких металлах и водяной скважине, так что приходится принимать это во внимание.
Сол 30
Первые дома построены, шахты ждут рабочих, запасы полимеров, электронных компонентов и запчастей радуют глаз, а ракета с поселенцами-геологами уже готова заходить на посадку. Убеждаемся, что все в порядке, лишний раз сверяем соотношение производимой и потребляемой энергии, проверяем состояние резервных батарей, запасы кислорода в баках и воды в резервуарах и ускоряем ход времени. Колония растет на глазах, свободного пространства в куполе не осталось несколько солов назад — рядом с домами вырос кафетерий, через дорогу на ферме поспевает первый урожай марсианской картошечки, а в стоящей за спортивной площадкой поликлинике практикует каким-то чудом затесавшийся на борт ученый. С логистикой все в порядке — возле купола разместилось депо, посылающее дронов заниматься сбором произведенной продукции, обслуживанием коммуникаций и ремонтом построек, самоход, выполнявший эту роль прежде, отправился осваивать новое место, кстати, он уже заканчивает постройку второго купола. Две ракеты везут с Земли дополнительные ресурсы и модули, производить которые колония еще не научилась, третья — очередную порцию поселенцев. На этот раз приоритет был отдан ботаникам, инженерам, медикам и специалистам по безопасности. На борту два вегана, что неплохо, ведь рацион колонистов состоит в основном из картошки и бобов, и три алкоголика. Посмотрим, что из этого выйдет.
Сол 80
Увлекшись добычей ресурсов, я развернул сразу три базы, что не только опустошило склады, но и нанесло ощутимый удар по банковскому счету — недостающее пришлось везти с Земли, а финансирование миссии, увы, ограничено. Для новых шахт и фабрик нужны были рабочие, так что пропуск на борт получал любой желающий — весь квалифицированный персонал был вывезен за первые две ходки. Очередная ракета привезла рабочих для полимерной фабрики — это парочка престарелых охранников, два медика, ботаник-ипохондрик, и семь неквалифицированных пассажиров, двое из которых страдают от алкоголизма, а еще один — идиот, из-за которого несколько недель спустя фабрика выйдет из строя. Еще через неделю ботаник покончит с собой, не вынеся стресса. Больница смогла бы улучшить его настроение, но это промышленный купол, места под больницу не нашлось, а до других куполов пешком бедолага не добрался бы. Нужно было построить хаб для летающего транспорта. Ресурсов не хватает и я думаю разобрать ракету на запчасти.
Сол 100
Колонисты выказывали недовольство жилищными условиями, и я решил всерьез заняться их комфортом — были построены ясли, школы, несколько баров и даже казино. Вот только не все здания умеют функционировать сами по себе, большинству нужен персонал. Разнорабочих на все вакантные места не хватило, так что пришлось отозвать из шахты несколько геологов и “переквалифицировать” их в барменов и продавцов. С провизией нет никаких проблем, та, что новые поселенцы привезли с собой, без дела покрывается марсианской пылью за пределами купола — мои фермы поставляют в кафетерии и на рынки грибы, злаковые, бобы и картошку, люди съедают гораздо меньше, чем производят. Ботаников в колонии больше, чем нужно, так что некоторые отправились на фабрики. Не лучшее решение, поскольку, работая не по специальности, люди испытывают стресс, да и продуктивность производства падает. Ладно, учтем на будущее. А в остальном все хорошо. Шустрые дроны — эту технологию я изучил одной из первых — снуют туда-сюда, исправляя неполадки, латая трубы (мы ведь не хотим повторения ситуации с прорывом трубы в трех местах, из-за которой полсотни человек чуть не умерли от удушения). На большие расстояния грузы и людей доставляют летающие дроны, топлива и ресурсов, как редких, так и обычных, в избытке. Исследование технологий замедлилось, поскольку мобильный модуль изучил все аномалии в известном мне секторе, пришлось построить исследовательский центр. А еще институт, чтобы работники-неумехи могли наконец получить специализацию.
Сол 120
Знаете чем вымощена дорога в Ад? Благими намерениями. Я поспешил, оглядываясь назад, я это понимаю.
Попытка предоставить жителям максимум комфорта была ошибкой. Начнем с того, что колонисты ведут себя не совсем адекватно и новоприбывший инженер способен пойти работать в закусочную, хотя для него заготовлены вакантные места сразу на трех фабриках по соседству. Медики отправляются работать куда угодно — на грибную ферму, на рынок, в шахту, но не в больницу. Приходится перенаправлять их вручную, но на это уходит слишком много времени и нет гарантий того, что через месяц они снова не окажутся на новом месте. Не знаю, почему так происходит. Производство остановилось. Частично из-за того, что персонал был отправлен на свежепостроенные объекты, частично из-за того, что люди попросту вышли на пенсию. Да, завозить в колонию специалистов среднего возраста было не лучшей идеей — сейчас они перестали работать и, будем откровенны, лишь расходуют ценные ресурсы и занимают жилплощадь. Первые два купола практически замерли — они уже давно не самоокупаемы, залежи ресурсов исчерпаны, внутри всего пара фабрик, на которых суммарно работает 5 человек в полторы смены, порой кажется правильным дать этим поселениям умереть, разобрав здания на запчасти. Но сейчас мне не до них, жизнь всей колонии под угрозой из-за совершенно дурацкой ошибки. Я вызвал с Земли две ракеты с колонистами и одну под завязку набитую полимерами, не проверив запасы воды в скважинах. Причем тут вода? Именно из нее производится топливо. Как вы уже догадались, заправляясь, ракеты полностью осушили обе скважины и теперь я наблюдаю за тем, как марсиане один за другим умирают от жажды. Особенно отчаявшиеся забираются в ракеты с твердым намерением улететь обратно на Землю. Бедолаги не в курсе того, что ни одна из этих ракет не сможет взлететь — у каждой недостаточно топлива. Я, конечно, купил еще одну ракету на Земле и нагрузил ее оборудованием для добычи воды, но летит она слишком медленно. Боюсь, в скором времени вода уже будет не нужна.
Сол 200
Место первой высадки похоже на кладбище. Купол, когда-то освещавший долину вокруг себя, занесло красным песком, издалека можно рассмотреть несколько внушительных пробоин от попадания метеоритов. Здания внутри покинуты и обесточены, ветрогенераторы и фабрики замерли, все полезные запчасти были сняты для использования в тех куполах, которые еще можно спасти. Снаружи одиноко ездит единственный дрон, чудом переживший и пылевую бурю и метеоритный дождь. Скоро и он остановится, в материнской самоходке вот-вот сядет батарея.
В других поселениях ситуация немногим лучше — отвлекшись на спасение жизней колонистов, я перестал контролировать производство и добычу ресурсов и сейчас оказался без источников металлов и с простаивающими фабриками. Того, что они производят, еле хватает на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии. Кабели то и дело приходят в негодность, а трубы травят. Купола практически отрезаны друг от друга, воздушное сообщение парализовано из-за недостатка топлива. Единственная ракета остается на Земле — во-первых, у меня недостаточно средств, чтобы закупить материалы, во-вторых, из шести десятков колонистов, оставшихся на красной планете, тридцать попытаются покинуть ее поверхность, если у них появится такая возможность. Казино, университеты и учебные центры пустуют, в одном из куполов две трети населения достигли пенсионного возраста, на единственном функционирующем здесь предприятии в две смены работает четверка глубоко пьющих людей, причем первая смена практически ничего не производит — ботаник и медик не могут точить детали, потому что мучаются от похмелья, да и вообще эта работа им не по вкусу. Ни дня не проходит без самоубийств.
Сол 250
Миссия провалилась. Я все еще предпринимаю попытки спасти положение, переселяя поселенцев поближе к центру карты и разбирая за ненадобностью старые модули и оборудование. Если мне хватит ресурсов, я смогу добраться до богатых полезными ископаемыми еще неосвоенных районов, выстроив цепочку из трех промежуточных куполов. У меня две все еще работающих самоходки с дронами, денег на счету достаточно для еще одной поставки ресурсов с Земли и четыре десятка рабочих рук. Крепкие ребята, большая часть которых родилась уже здесь, на Марсе, они стрессоустойчивые, привыкли к простой пище и не очень-то избирательны в развлечениях. И, главное, все они молоды. Где-то на периферии остался большой купол с комплексом умных домов, санаторием, магазинами электроники, казино и фонтанами, населенный пенсионерами, чья судьба предрешена — еды вдоволь, но ресурсов для починки оборудования жизнеобеспечения нет. Генераторы Стирлинга остаются в закрытом состоянии, так они производят меньше энергии, но и дольше смогут сопротивляться воздействию марсианской пыли. Запасов кислорода и воды хватит на какое-то время. Хочется надеяться, что жизнь под куполом угаснет по естественным причинам до того, как какая-то труба даст течь, хотя шансов на это немного…
Surviving Mars — необычный градостроительный симулятор, который подкупает своей атмосферой и с легкостью способен заставить вас просидеть за компьютером до самого утра. Правда, раздражение он способен вызвать с не меньшей легкостью. Некоторые идеи Haemimont Games трудно назвать удачными. Начнем с того, что колонисты обладают целым спектром особенностей, которые нужно учитывать — положительные и отрицательные характеристики, специализация, настроение и так далее. Это, в принципе, неплохо, вот только со временем на Земле заканчиваются специалисты, и вы вынуждены брать в миссию сплошных безграмотных истеричных алкоголиков, которые больше навредят, чем помогут. Определенные исследования позволяют избавляться от отрицательных черт характера, но очки исследования не резиновые и их можно было бы потратить с большей пользой. Плюс переобучить поселенца нельзя. Вам больше не нужны инженеры? Очень плохо, посылайте их работать на шахту и радуйтесь пенальти к производству и морали. Опять-таки, есть исследование, снижающее это пенальти, но на него нужно будет потратить очки исследования и время, что замедлит ваш прогресс.
Решение сделать купола максимально автономными тоже правильным не назовешь. Поместить все нужные здания под одной крышей не выйдет в любом случае, так что приходится мириться с тем, что часть населения всегда будет недовольна — кому-то бар подавай, кому-то больницу или магазин. Все это есть в куполе, который стоит рядом, буквально в нескольких метрах, но пользоваться этими зданиями поселенцы из другого купола не могут, пока ты вручную их не переселишь. Ах да, и новое место работы нужно не забыть назначить. Про то, что самостоятельно место работы колонисты выбирают довольно спонтанно, несмотря на расставленные приоритеты, мы уже говорили.
Да и сам Марс является одновременно как главным плюсом игры, так и ее минусом. Здесь глазу буквально не за что зацепиться и спустя десяток часов игры однообразие ландшафта порядком приедается. Да и, в отличие от какого-нибудь SimCity или Cities Skyline, Surviving Mars разнообразием архитектурных форм похвастать не может. С одной стороны, оно и понятно — игра все-таки про первую фазу колонизации чужой планеты, но с другой стороны — это все же игра, а не обучающий симулятор.
Тем не менее, пожиратель времени из Surviving Mars вышел отличный, время за игрой летит совершенно незаметно, да и подходит она как для новичков, так и для давнишних фанатов жанра, благодаря настройке стартовых условий. Кто-то захочет высадиться в уютной долине, богатой ресурсами, заручившись финансовой поддержкой международной миссии по колонизации Марса, а кто-то за счет Paradox Interactive (другими словами, практически без финансирования) начнет обживать обстреливаемый метеоритами горный массив, в котором ночью вода в резервуарах замерзает и где металла днем с огнем не сыщешь.
Подводя итог, хочется сказать, что с игрой, по большому счету, все хорошо, но это как раз тот случай, когда мы очень надеемся на DLC.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.