Рубрики Обзоры

«Симфония дороги» Олега Карачевского: путешествие на велосипедах сквозь постапокалипсис. Рецензия ITC.ua

Опубликовал Павло Чуйкін

Я не верю в фантастические сборники в наше время, но их становится все больше. Мы уже писали о «Палимпсест» Чарльза Стросса, а теперь добрались до сборника от украинского автора Олега Карачевского, который называется «Симфония дороги». Лучше ли он чем «Палимпсест»? Точно нет, но было бы странно, и очень круто, если бы рассказы молодого украинского автора были бы мощнее произведений известного современного британского фантаста. Чуда не произошло и никто его не ждал, но сборник «Симфония дороги» мне понравился. Однако у него однозначно есть проблемы, о которых стоит говорить. О положительных моментах и общих впечатлениях тоже обязательно будет.

«Симфония дороги»

Автор Олег Карачевский
Издательство ТУТ
язык украинский
Количество страниц 432
Обложка Твердая
Год издания 2024
Размер 135×205 мм
Сайт knygarnya.com

«Симфония дороги» Олега Карачевского состоит из десяти рассказов. Все они разные по длине, настроению и идее, но всех объединяет придуманный автором жанр велопанк. Как говорит сам господин Карачевский во вступительном слове к своей книге, идея о создании подобной вселенной и жанра пришла к нему во время одного из путешествий среди леса на велосипеде. Да и зачем добавлять в свою книгу существующие жанры типа дизельпанк или стимпанк, если можно придумать свое? Здесь я согласен, идея хоть и немного странная, но точно заслуживает жизни.

Рассказывать о сюжете рассказов не буду, хотя они в основном достаточно большие. Просто я не вижу в этом смысла, потому что история одного рассказа ничего вам не скажет о следующем и так далее. Но скажу, что все они разные: здесь есть и притчи, и поучительные истории, и боевики, и детективные триллеры, а также вестерн, киберпанк и классический постапокалипсис. В каждом произведении автор заигрывает с различными поджанрами, но на первом месте всегда тот самый новый жанр велопанк.

Истории не банальны, а вымышленный мир проработанный, но часто нелогичный. События рассказов происходят через две тысячи лет на территории уже бывшей Украины. За это время человечество пережило конец света, да еще и не один, нефть, газ и другие ископаемые закончились, поэтому все передвигаются на велосипедах и их модификациях. На двухколесных друзьях не только передвигаются — на них воюют и живут. Они важная часть жизни этого мира и через это прослеживается любовь автора к этому виду транспорта.

О древней жизни почти не вспоминают, потому что она ассоциируется с чем-то плохим, с эпохой Потребительства, когда миру наступил Двигатель. Это местное название апокалипсиса, да и вообще, слова, связанные с двигателями, машинами и всем подобным считаются плохими, то есть матом. Например, ругаются здесь фразой «Коленвал мне в кардан!» и другими подобными и делают это со вкусом.

Электрическую энергию знают и используют, но добывают ее через кручение педалей. И это один из главных нелогичных моментов, по моему мнению. Потому что этим хоть и занимается много людей, но все равно с подобного источника энергии много не насобираешь, а в этом мире подобным способом даже умудряются обеспечивать работу не только отдельных систем, компьютеров, но даже квартир, производств и целых городов. Конечно с ограничениями, но все равно в подобное не веришь.

Также странно, что люди будто бы забыли много технологий из прошлого, но все же есть рассказы о целом ордене хакеров. То есть как добывать энергию из ветрогенераторов и солнечных панелей все забыли, а как программировать нет? Очень странно. Хотя справедливости ради автор упоминает подобные источники, но все же подано это нелогично и неправдиво.

«Симфония дороги» полна аллюзиями, отсылками и шутками на современные украинские реалии, персонажей и тому подобное. Автор прекрасно умеет рассмешить, вставить где надо нужную шутку, обыграть определенное событие, намекнуть. И это прикольно, это весело и просто круто. Но у подобного есть и отрицательная сторона.

Все эти моменты, а их в книге много, раз за разом выбивали меня из вымышленной вселенной велопанка. То есть все хорошо, я читаю историю, погружаюсь в нее, даже уже не обращаю внимания на упомянутые выше нелогичности с добычей энергии, и тут мне попадается аллюзия на Виталия Кличко, например, или на некоторых других современных персонажей. И это мгновенно выбрасывает из этого постапокалиптического мира в современные реалии, от которых я только что пытался убежать в другой мир.

По моему мнению, если бы автор убрал большую часть подобных моментов, а оставил бы только лучшие, то книга бы только выиграла от этого, а погружение в однозначно интересный мир велопанка было бы лучше.

Также хочу отметить бурное воображение автора, которое он смог воплотить в подобные истории. Это точно интересно, это точно необычно и это точно стоит внимания. Можно ли было бы сделать лучше? Конечно, но для дебюта все на достойном уровне.

Также отмечу умение Олега Карачевского писать и сочинять адекватные истории. Не все рассказы мне понравились, это, как я уже не раз говорил, нормально для сборников, но все они написаны ярко, просто и доступно. Но отмечу, что автор еще не умеет заканчивать рассказы. Те, которые мне не зашли, как раз не понравились из-за плохой концовки, а начало и середина рассказа были хорошими. А потом бах и финал сливается, и так было несколько раз.

Не могу не отметить качество издания, как и всегда в книгах издательства «ТУТ». Цветового среза здесь нет, что хорошо, потому что мне они не нравятся, но есть качественный, атмосферный рисунок, показывающий направленность книги, приятная на ощупь бумага с удобным для чтения шрифтом, прикольные иллюстрации с соответствующим вайбом и ляссе, куда же без него. Также многие страницы имеют дополнительные различные небольшие рисунки, которые также добавляют настроения во время чтения.