Рубрики Обзоры

The Nun / «Монахиня»

Опубликовал
Богдан Бушовский

Джеймс Ван — продюсер «Монахини», «Заклятья», серии «Астрал» и создатель бесконечной франшизы «Пила» — давно уже нащупал и изо всех сил развивает прибыльный жанр недорогих хорроров. Получается не всегда хорошо, но почти всегда пугающе или хотя бы напряженно.

The Nun / «Монахиня»

Жанр мистика, хоррор
Режиссер Корин Харди
В ролях Демиан Бишир (отец Берк), Таисса Фармига (сестра Айрин), Йонас Блоке (Френчи), Бонни Ааронс (Монахиня), Ингрид Бису (сестра Оана), Шарлотта Хоуп (сестра Виктория), Сандра Телес (сестра Рут)
Студии Atomic Monster, New Line Cinema
Год выпуска 2018
Сайты IMDb

«Монахиня» — спин-офф/приквел сиквела «Заклятья». Только одно это определение звучит как нечто пугающее, на деле же это просто предыстория демонической монашки, которая терроризировала семью во втором фильме.

Середина ХХ века, в мрачного вида монастырь в Румынии прибывает католический священник и юная послушница. Их цель — расследовать загадочный случай самоубийства одной из монашек. Среди местного люда о монастыре ходят нехорошие слухи, селяне считают это место проклятым. Много веков назад здесь жил сумасшедший герцог, который был поглощен идеей призвать демона Валака в наш мир. Естественно, что-то пошло не так, и в момент открытия портала в ад в замок ворвались крестоносцы и запечатали разлом между мирами с помощью реликвии, содержащей кровь Христа. Но во время Второй мировой войны монастырь подвергся бомбардировке, из-за чего демон вырвался наружу.

Такое длинное вступление нужно было для того, чтобы стало понятно, что в плане нарратива «Монахиня» ровным счетом ничего оригинального собой не представляет, а также для того, чтобы рассказать о совершенно беспощадном в своей прямолинейности символизме картины. Вторая мировая – зло, открывшее разлом в мир нечисти. При появлении заглавного монстра чуть ли не все кресты в округе начинают крениться и переворачиваться как по команде. Пастырь пьет воду из стакана, а поставив его на стол, мы видим на стекле капли вина. Глупо требовать от хоррора какой-то избыточной задумчивости, но тут совсем школьный уровень.

Онлайн-курс "Тестування API" від robot_dreams.
Навчіться працювати з API на просунутому рівні та проводити навантажувальні тестування, щоб виявляти потенційні проблеми на ранніх етапах розробки.
Програма курсу і реєстрація

А вот чего нужно требовать от хоррора – это чтоб было страшно. И с этим у «Монахини» по большей части все хорошо. Страх нагоняют дешевыми способами, но это работает. Громкие, хоть и предсказуемые скримеры, мрачная, гнетущая музыка с резкими вставками, узкие коридоры с низкими потолками, постоянная темень, перевернутые распятья – все это обеспечивает необходимый уровень жути. А еще и тема церковных служителей, которые и в реальной-то жизни без всякой мистики навевают не лучшие ассоциации, добавляет сверху. Когда камера медленно ползет по плохо освещенному коридору и начинает поворачивать за угол, знаешь, что сейчас что-то выпрыгнет, но все равно сидишь как на иголках.

Время от времени авторы пытаются совмещать приемы из разных поджанров фильмов ужасов. Поэтому есть тут тягучие и нагнетающие эпизоды с мистикой, элементы кино про зомби и даже немного боди-хоррора. Такая неоднородность неплохо меняет темп происходящего и не дает заскучать. Естественно, не обошлось и без дурацких клише, присущих жанру. Без каких-либо видимых причин и объяснений герои внезапно разделяются, находясь в самой гуще ада, поодиночке ходят в самый страшный и темный подвал, а также даже не помышляют покинуть место, в котором определённо все плохо и без подмоги не справиться. Многое происходит просто так, видимо, потому что в сценарии уже так написано, а мотивацию добавлять некогда. В общем, штамп на штампе, но, повторюсь, все равно страшно.

Впрочем, есть в «Монахине» и одна совершенно феерически смешная сцена, в которой герои приходят к простейшему выводу спустя очень длительное время. Выглядит это так, будто персонажи наконец-то услышали, что им последний час подсказывали из зала. А еще в какой-то момент герои ведут себя как партия в какой-нибудь RPG: сперва изучают монстра, потом идут прокачиваться, выполняют квест по добыче легендарного лута и с ним уже отправляются на битву с босом, которого побеждают с обязательным превозмоганием.

В этом кино оригинальности нет от слова «совсем», разве что восточноевропейское село в кои-то веки без прикрас показали. Но вот парадокс: сделанный будто по методичке, хоррор действительно пугает. Значит, методичка работает. Как кино «Монахиня», конечно, никакая, но ужастик получился вполне уверенный. Можно смело идти, подпрыгивать в кресле от скримеров, ежиться от музыки, а после еще несколько дней спать с включенным светом.

Disqus Comments Loading...