Взлет и падение Motorola, или Как «эффективные менеджеры» погубили миллиардный бизнес. Вспоминаем историю компании перед выходом нового Razr

Опубликовал
Юрий Грисюк

Презентация новой версии легендарного смартфона Motorola Razr 3 ожидается уже летом 2022 года. Перед этим я предлагаю окунуться в историю и вспомнить, как развивалась та самая компания, которая через сто лет после основания покажет легендарный раскладной смартфон-«лезвие».

В ожидании Motorola Razr 3

Как сообщает ресурс xda-developers, Motorola Razr 3 будет построен на базе процессора Snapdragon 8 Gen 1. Смартфон будут выпускать в несколько конфигурациях: с 6 ГБ, 8 ГБ или 12 ГБ ОЗУ, накопителем на 128 ГБ, 256 или 512 ГБ, а также с подэкранной фронтальной камерой вместо нелюбимой многими «челки».

Гаджет оснастят сгибаемым AMOLED-дисплеем без складки с частотой обновления 120 Гц и разрешением Full HD+. В числе других спецификаций источник отмечает Android 12 из коробки, а также модули NFC и UWB.

И если модуль NFC более известен публике, то Ultra Wide Band переводится как сверхширокий радиодиапазон. Эта технология позволяет передавать сигнал на короткие расстояния с низким уровнем расхода энергии. Поддержка UWB начала появляться в топовых смартфонах с 2019 года, а UWB-датчик используют не только для поиска предметов, но и чтобы разблокировать и запускать двигатель автомобиля.

Онлайн-курс Pyton від Powercode academy.
Опануйте PYTHON з нуля та майте проект у своєму портфоліо вже через 4 місяця.
Приєднатися

Именно на него в компании делают ставку. Предполагают, что с его помощью можно будет безопасно использовать телефон в качестве ключа для транспортного средства.

Вступление

Это история о том, как небольшое предприятие стало огромной корпорацией, которая в конечном итоге стала жертвой жадности руководителей. О том, как несколько гениев случайно принесли компании мировую славу, а сами осталось в тени гигантской корпорации. Почему нельзя доверять инвесторам и почему иногда амбиции лучше оставить на бумаге. Это история падения живой легенды, история краха бренда Motorola. Присаживайтесь поудобнее, мы начинаем.

Рождение Motorola

Все началось с того, что в 1928 году двое американцев – Пол Галвин с братом Джозефом Галвином – основали компанию Galvin Manufacturing Corporation. Они задекларировали капитал в $565 и наняли пятерых сотрудников. Еще за $750 на аукционе купили оборудование и чертежи обанкротившейся компании Stewart Battery.

Первым продуктом Galvin Manufacturing Corporation стал Battery Eliminator, который позволял радиоприемникам с батарейным питанием работать от бытовой электросети.

Однако братья понимали, что одна из самых перспективных ниш в электронике – рынок автомобильных радиоприемников. Но производителей много. Слушать их приемники во время движения невозможно из-за помех. Пол с Джозефом решили устранить этот дефект, чтобы выделиться среди конкурентов.

В 1930 году инженерам Галвина это удалось и компания выпустила первый радиоприемник под названием Motorola. Название родилось из сочетаний двух слов – motor и ola. Первое намекало на специализацию компании, а второе было в те годы популярной концовкой для многих названий бизнесов – Moviola, Crayola и других.

В 1936 году Пол Галвин полетел отдыхать с семьей в Европу, где обратил внимание на наращивание Германией военной мощи. Вернулся он в уверенности, что пришла пора изучить потребности вооруженных сил в радиосвязи. В это же время Galvin Manufacturing начала развивать двустороннюю радиосвязь и в 1939 году выпустила радиостанцию, позволявшую как принимать, так и передавать информацию.

В 1940 году компания получила заказ от американского правительства на изготовление армейских средств связи. Инженеры Galvin Manufacturing понимали, что не стоит изобретать очередной большой и тяжелый радиоящик, а лучше постараться вместить существующие технологии в маленький корпус. Главный инженер Дональд Митчелл пришел к такому выводу, когда наблюдал учения Национальной гвардии. Он видел, как тяжелую радиоаппаратуру бросали в грязи в неразберихе боя. Это полностью убедило его в том, что в бою будут гораздо эффективными максимально компактные и легкие средства связи.

SCR-536/BC-611 были первыми в мире радиостанциями, управлять которыми можно было при помощи одной руки, и первыми, заслуженно отнесенными к категории портативные. Созданы компанией Galvin Manufacturing Corp. в 1940 году на новейших по тем временам миниатюрных радиолампах. Первую модификацию такой радиостанции, ВС-611-А, начали поставлять в войска уже в 1941 году. После Второй мировой войны производились также клоны: Case CH-312 (Munston MFG. & Service Inc., США) и FOX SE-100 (Autophon AG, Швейцария). Модель BC-611-F выпускалась также французской компанией Laboratoire General de Telecomm.

После войны компания Galvin Manufacturing сменила название на Motorola Inc в честь своих первых устройств. В продукции она продолжала ставить на компактность и мобильность, в частности на беспроводную связь: транзисторные радиоприемники и рации, автомобильные радиотелефоны, ретрансляторы для космических аппаратов.

Самая интересная часть истории компании начинается с ее умопомрачительного взлета в 90-х годах 20-го века.

На рынок телефонов Motorola пришла в 1989 году, когда выпустила первый компактный сотовый телефон. В нем даже был экран для отображения номера – революция по тем временам. MicroTAC стоил $3,5 тыс., помещался в карман, и, по сути, этот аппарат стал дедушкой всех «раскладушек».

Galvin SCR-536 и Motorola MicroTAC

Но самую большую прибыль компании приносила продажа пейджеров. Bravo Numeric Pager был самым продаваемым в мире устройством в своей категории, а компания контролировала 85% мировых продаж пейджеров. Помимо Северной Америки пейджеры Motorola пользовались огромным спросом в Восточной Европе и Азии. Это приносило миллиардные доходы. Денег у компании было и правда очень много. Как же она ими распорядилась?

Провал Iridium

Если вы предположили, что в Motorola решили делать мобильные телефоны, то угадали лишь отчасти. В компании поставили на кон все ради проекта Iridium.

Если вкратце, то Iridium был чем-то вроде Starlink, только из 90-х и планировал стать глобальным спутниковым оператором с покрытием на всю планету. Потенциальные клиенты у компании были со всего мира – только представьте, что с одним телефоном можно было путешествовать по любым странам и не зависеть от покрытия и наличия там сотовой связи.
На первый взгляд это выглядело как сверхвыгодная инвестиция. В случае успеха компания стала бы монополистом в своей сфере, а вложить нужно было всего ничего – каких-то $400 млн.

Новаторство заключалось в том, что в компании планировали разместить группу из семидесяти семи спутников на низкой орбите. И поскольку эти спутники располагались бы близко к поверхности Земли, то работающие с их помощью телефоны могли быть небольшого размера, а задержка в передаче сигнала – ничтожно малой.

Официально проект стартовал в 1991-м. Тогда Motorola учредила компанию Iridium, в которую инвестировала $400 млн. Как водится во всех стартапах, этой инвестицией не обошлось. Motorola также выступила поручителем по всем кредитам для Iridium на сумму в $750 млн, оставив у нее право на еще один кредит в $350 млн в ближайшие годы.

Разработка шла долгие семь лет, с 1991 по 1998 год, все эти годы Motorola активно вкладывала в Iridium как финансы, так и труд своих специалистов.

В 1998 году, когда практически все было готово к запуску, в компании внезапно осознали, что четкого бизнес-плана для нового проекта у них нет. Нет, черт возьми, даже концепции рекламной кампании. Пришлось импровизировать.

Крупная рекламная кампания, которая обошлась Motorola в $180 млн и началась едва ли не перед стартом продаж

Что касается возврата инвестиций, то в компании рассчитывали получить минимум 500 тыс. абонентов в первый год запуска.

Но и тут дела пошли не так, как запланировали. Абоненты выяснили, что для работы в сети нужно сперва купить особый телефон. Он стоил $3 тыс., а одна минута разговора обходилась от $3 до $8. К тому же был целый ряд недоработок, например, в зданиях и движущихся автомобилях связь была ужасной или вообще отсутствовала.

Отпугивали и сами телефоны. Телефон был буквально величиной с кирпич, при разговоре этот кирпич еще и приходилось держать под определенным углом, иначе связь постоянно пропадала.

Вишенка на торте: для подзарядки устройств в отдаленных районах требовалось специальное работающее на солнечной энергии оборудование.
Результаты первых месяцев работы Iridium оказались ужасающими. За полгода компания смогла привлечь всего 10 тыс. абонентов. Ничтожные доходы обрушили все далекоидущие планы, а вот долги по кредитам оставались. Компании необходимо было выплачивать по $40 млн ежемесячно только процентов.

Руководители бежали из компании, как крысы с тонущего корабля. Под различными предлогами после сокращения штата компания отказалась от уплаты обязательств по кредитам и 13 августа 1999 года воспользовалась 11-й главой закона о банкротстве и обратилась в суд для защиты от кредиторов.

Сумма к тому моменту набежала немаленькая – компания была должна полтора миллиарда долларов! И хотя у нее было несколько инвесторов, все долги по кредитам должен был погасить поручитель – Motorola.

Приняли решение срочно продать этот проклятый Iridium, вот только покупатель все как-то не находился. Дело в том, что проект позиционировался для топ-менеджеров, бизнесменов и путешественников, которые часто оказываются в местах без связи. Вот только идея родилась в конце восьмидесятых, а когда проект запустили в конце 90-х, мобильная связь уже была общедоступной, стоила недорого, и, что самое главное, ее качество было в разы лучше, чем у Iridium.

Не мытьем, так катаньем общая аудитория проекта достигла 20 тыс. человек. Motorola поддерживала работу Iridium до 2000 года, ежемесячно теряя на ней колоссальное количество ресурсов.

Да, у Motorola были прибыльные направления – они торговали патентами, производили телефоны, те же пейджеры все еще были актуальны. Но фактически все это работало только на покрытие затрат на Iridium.

Лишь в 2000 году Motorola смогла продать проект за жалкие $25 млн, потратив на его реализацию миллиарды.

Самое ироничное, что проект до сих пор жив и, перейдя в другие руки, смог обрасти необходимыми технологиями и исправно работает. Вы прямо сейчас можете купить их телефоны и воспользоваться спутниковой сотовой связью, хоть и стоит это по-прежнему немало.

Кто знает, возможно, Motorola не стоило останавливаться на достигнутом и нужно было идти до конца, но сейчас сложно об этом судить. Так или иначе 2000 год Motorola встретила ослабленной, а вот финская Nokia воспользовалась осечкой конкурента и вышла на первое место по продажам мобильных телефонов. Кроме того, в спину дышали и другие сильные конкуренты, такие как Siemens, Ericsson, Blackberry и Samsung.

Тем временем дела у компании шли все хуже. 2001 год впервые за 15 лет стал убыточным для мобильного подразделения. 2002-й тоже был неутешительным, компания выпустила всего два телефона с цветным экраном: a820 и a830.

Доля Motorola на рынке телефонов, который она же, по сути, и создала, составляла унизительные 15%. Что бы ни делали, продажи не росли. В компании добились того, что процент бракованных аппаратов свелся к нулю, но среди этих телефонов не было ни одного, который хотелось купить.

Причиной такого состояния компании был ее гендиректор Крис Галвин, внук того самого Пола Галвина. Крис Галвин возглавил компанию в 1990 году после смерти отца – Боба Галвина. Как можно видеть, должность CEO попросту передавалась «по наследству». Он являлся сторонником простой идеи: «Мы делаем мобильные телефоны, мобильные телефоны должны звонить». И отклонял все инновационные и перспективные проекты.

Разработчикам было скучно работать над рутинными задачами, внутри компании царило напряжение. В конце концов целая команда разработчиков однажды в полном составе перешла в Nokia, где продолжила работу над проектами, начатыми в Motorola.

Закончилось все тем, что Крис достал всех, включая инвесторов, и те, понимая, что с таким руководителем каши не сваришь, в 2004 году проголосовали за его увольнение с поста CEO. Преемником стал Эдвард Зандер, до 2002 года он занимал пост президента Sun Microsystems.

Как создавалась легенда

Незадолго до отставки Криса мобильному подразделению решили дать еще один шанс, и в конце 2002-го те начали создавать новый имиджевый смартфон, который будет идеально смотреться в руках. Все правильно вы поняли – речь идет о Motorola Razr V3.

Команда инженеров, которая работала над проектом Motorola Razr V3

Идею создать Razr V3 приписывают маркетинговому директору компании Джеффри Фросту. Он придумал слоган Hello, Moto и даже сделал его мелодией звонка.

Джеффри Фрост – глава маркетинга. Пришел в Motorola 1999 году, определил миссию бренда. Разработал слоган Hello, Moto. Сыграл ключевую роль в маркетинге нового Razr. Он умер 17 ноября 2005 года в своем доме в Лейк-Баф, через неделю после того, как был назначен исполнительным вице-президентом Motorola

В ноябре 2002 года Джеффри Фрост прилетел в Чикаго, где у дизайнеров Motorola была штаб-квартира, и у них уже на месте возникла идея создать рекордно тонкий телефон.

Они набросали несколько эскизов телефона толщиной порядка 10 мм, не обращая внимания на то, что актуальные телефоны компании были гораздо толще.
Идея выглядела заманчиво. Но как ее реализовать?

За основу взяли вот такой вариант:

В разложенном состоянии телефон тонкий, как лезвие. Отсюда и рабочее название «рейзер».

Но в компании не было инженеров, способных здесь и сейчас воплотить идею телефона в жизнь. И глава подразделения мобильных телефонов Роб Шедок отдал проект инженеру Роджеру Джеллико.

Роджер Джеллико, главный инженер Motorola, и Роб Шедок, глава мобильного подразделения Motorola

Роджеру Джеллико на тот момент было около 50 лет, из них 20 он проработал в Motorola, где разрабатывал легендарный StarTAC.

Джеллико собрал команду специально под новый бренд и начал разработку весной 2003 года. Руководство тем временем начало строить планы презентации новинки на церемонии вручения премии «Оскар» в феврале 2004 года, где ее планировали раздать актерам, режиссерам и прочим кинозвездам. Это означало, что у команды разработки было меньше года на все.

Разработка проходила в условиях беспрецедентной секретности. О проекте знали только топ-менеджер компании и пара разработчиков. Ну как пара – 20 инженеров-дизайнеров, но все они работали в одном офисе, и были закрытой группой: никаких обсуждений с коллегами, никаких фотографий. Проект в корне отличался от всего того, что ранее делали в Motorola.

Сперва на бумаге создали дизайн без оглядки на технические составляющие. Затем от рисунков команда перешла к деревянным моделям, а затем и к пластиковым. После чего все макеты перерисовали заново и попробовали засунуть туда «железо». Оказалось, что начинка попросту не помещается внутрь. Например, топовый на тот момент модуль камер, был толще самого корпуса. Поэтому пришлось обойтись камерой попроще.

Или еще одна проблема: такой плоской батарейки на рынке попросту не было, разработать новый тип аккумулятора к дате релиза не успевали. Поэтому аккумулятор решили разместить сразу за материнской платой, чтобы они примыкали друг другу. Так телефон стал на 4 мм шире обычных устройств.

Отдельным приключением стала антенна. Обычно ее располагают в верхней части корпуса, около динамика. Но в Razr данная конструкция не сработала бы из-за металлического корпуса. Через него не пробивался бы сигнал, и звук бы постоянно обрывался. Отказаться от металла в пользу пластика тоже было нельзя, потеряется премиальность.

Пятеро инженеров отправились в свободный поиск в поисках решения. На это им дали семь дней. Иначе телефон не выйдет в срок, и кинопремия пройдет без презентации. Через неделю инженеры вернулись с несколькими вариантами. Наилучшей идеей оказалось разместить антенну в нижней части аппарата, прямо на «подбородке», у внешнего динамика. А сам «подбородок» сделали пластиковым.

Решение стало настолько удачным, что его позднее стали применять и другие производители. При подобной компоновке также улучшалось качество связи.

Наконец аппарат начал обретать законченный внешний вид. В угоду толщине в 10 миллиметров в компании отказались от SD-карты, перенесли кнопки управления в верхнюю часть устройства, оставили только один разъем miniUSB – через него телефон заряжался, передавал данные, к нему же подключалась гарнитура. Это было еще одной революцией в те годы, ведь производители использовали для этих целей разные разъемы.

Кроме того, появилась идея создать инновационную клавиатуру из металла с электролюминесцентной подсветкой. Ее разработку заказали у корейского производителя калькуляторов.

К сожалению, достичь толщины в 10 мм так и не удалось, но и 13,9 мм для тех лет было отличным результатом. Что интересно, своими действиями Motorola запустила гонку мобильных производителей за толщину устройства, в которую ввязались все – от Samsung до Nokia. Позже Motorola выпустила еще более тонкий девайс – Slvr L7 толщиной 11,5 мм.

По задумке Razr не должен был стать массовым брендом. Его планировали продавать только в течение 3–4 четырех месяцев в ограниченном ряде стран. Основной задачей было поиграть мускулами на публику, повысить репутацию и имидж компании и сделать запуск Razr запоминающимся событием.

Но команда Razr V3 в ходе разработки перестала воспринимать Razr как PR-проект: его делали с любовью и вниманием к деталям. Годами их мариновали в стенах Motorola, приказывая делать однотипные и скучные устройства, и когда внезапно они получили полную творческую свободу, то и аппарат получился классным.

Однако уже в октябре стало понятно, что к февралю 2004-го телефон не будет готов. Команда физически не успевала доработать программную часть. Дизайн, цена, материалы корпуса и даже маркетинговая кампания были заточены под церемонию «Оскара». Поэтому когда в руководстве Motorola поняли, что не успевают его представить к показу, то рассекретили для остальных сотрудников компании.

Те смотрели на технические характеристики и не понимали, что же в нем такого. Вот они делают куда лучше! Закрытые показы для СМИ и представителей сотовых операторов тоже не внушали надежду: все они восприняли Razr без энтузиазма, в первую очередь из-за необычного внешнего вида.

При относительно высокой цене в $500–550 никто не верил в его успех. Самое забавное, что имя Razr без буквы E телефон получил уже после старта продаж летом 2004-го. Razer был его рабочим названием, а в продажу он должен был поступить как Motorola V3. Но слово razer – «лезвие» – настолько точно отражало суть тонкого телефона с острыми краями, который к тому же складывался, как опасная бритва, что от него решили не отказываться. Из слова просто убрали букву E в угоду симметричности сочетания двух слов: Moto Razr.

Это стало революцией в маркетинге. Ранее производители не использовали подобные названия и ограничивались сочетаниями бренда и номера модели, таких как Nokia 3310, Siemens A65 или Samsung X427. Только с появлением Razr V3 выяснилось, что проще запоминать слова, чем цифры. Возможно, если бы не этот эксперимент Motorola, то сейчас бы в магазинах продавался Apple A1321, а не iPhone 13.

Телефон в итоге вышел практически без рекламной поддержки. В планах было продать 750 тыс. аппаратов до конца 2004 года и 2 млн – за весь 2005-й.

Однако когда телефон поступил в магазины, он стал не просто хорошо продаваться. По цене в $550 его сметали с полок со скоростью звука. На некоторых рынках ритейлеры подняли цены до $600, но и тогда спрос значительно превышал предложение. Уже в конце сентября компания распродала все 750 тыс. аппаратов и пошла пересматривать планы по дистрибуции. Было решено снизить цены до $300, чтобы продать еще больше аппаратов, и увеличить прибыль. Конечно, при этом позиционирование Razr V3 как премиум-телефона пришлось бы отбросить, но после повторных расчетов жадность взяла свое. На 2005 год руководство компании сделало у завода заказ на производство 20 млн штук – в десять раз больше, чем планировалось изначально!

Ажиотаж вокруг телефона поднялся невероятный. До самого конца 2005-го и даже в 2006-м продажи только росли. Если обычно телефоны хорошо продавались максимум год-полтора после запуска, то Razr V3 производился до мая 2008-го – четыре года! К тому времени цена аппарата снизилась до $130, и он конкурировал уже не с флагманами, а с более дешевыми устройствами.

Все это время успех Razr V3 подогревал интерес и к другим телефонам компании. Да что там, он получил настолько культовый статус, что недавно вышел его ремейк на Android!

Парадоксально, но успех Razr не спас компанию, которая спустя несколько лет потерпела крах и продала мобильные подразделения как убыточные. Так произошло в первую очередь потому, что у ее руля стояли все те же «эффективные менеджеры», которые не верили в успех Razr V3. Зато они не забыли все заслуги от запуска модели приписать себе.

Razr V3 стал курицей, несущей золотые яйца. Все силы были брошены на его продвижение и получение дохода от продаж. Остальные направления были заброшены, новые разработки не велись, инновационным идеям, которые не приносили миллионы здесь и сейчас, не давали хода. Выход новых устройств шел спустя рукава, каждый последующий продукт компании был малоинтересным и недоработанным. Потребители после успеха Razr шли посмотреть, что еще есть у компании – а там не было ничего.

А потом случился союз с Apple, который стал началом конца компании. Стив Джобс уже был рок-звездой. Его презентации покоряли сердца зрителей простотой и фирменным юмором. И когда Джобс предложил руководству Motorola сделать совместный продукт, то CEO компании был настолько очарован его образом, что не раздумывая согласился.

Аpple хотел создать телефон, но своих ресурсов у компании не хватало. Ей нужен был сильный партнер с опытом, а круче Motorola с их «бритвафоном» на тот момент не было никого.

По задумке «железо» и дизайн устройства разрабатывали в Motorola, а «яблочной» компании предстояло адаптировать для телефона свой фирменный плеер iTunes. К коллаборации также привлекли сотового оператора Cingular Wireless. Последний должен был продавать телефоны по $250 с двухгодичным контрактом в комплекте.

Задумка была обречена на успех. Два технологических кита Apple и Motorola объединяют усилия и создают музыкальный мобильник. И не один, а целую линейку. Но это только в теории.

На практике все было иначе. 7 сентября 2005 года наступил день X. На сцену вышел Джобс. Зрители уже были разогреты и ждали революцию, фурор, аппарат, который еще не видел мир. В этот момент Джобс достал Rokr e1.

Сказать, что телефон и его начинка были полной ерундой, значит не сказать ничего.
Во-первых, он внешне был уродлив, во-вторых, не был новинкой. По сути, это была Motorola е398, только в белом цвете. Да, у нее два динамика. Да, у нее классная подсветка. Но возможности загружать песни через Wi-Fi нет. А знаете почему? В телефоне просто нет нужного модуля.

Через мобильный интернет загрузить музыку тоже нельзя, только через проводное соединение с компьютером. Ах, да, еще можно залить максимум сто треков, и это не зависит от наличия свободного места на карте памяти. Это искусственное ограничение от производителя. И если вы вдруг решили поставить собственную мелодию на звонок, то это можно сделать, только купив ее у оператора за $3. Иначе никак.

Потом, конечно, пользователи нашли, как обходить вышеупомянутые ограничения. Но итог был немного предсказуем. Rokr e1 стал не просто провалом, а черным пятном на репутации Motorola и Apple. А для Motorola это были еще и огромные затраты на рекламу и продвижение, которые, естественно, не отбились. Чтобы оценить их масштаб, просто посмотрите на эту рекламу. Каких там только звезд нет.

Телефон попал в топ-50 худших устройств десятилетия. Пути компаний с тех пор предсказуемо разошлись. Ни о каком продолжении сотрудничества не было и речи.

Motorola какое-то время пыталась развивать линейку музыкальных телефонов самостоятельно. Но снова и снова терпела неудачи. Виной тому халатное отношение к идеям Джобса, пренебрежение мнением пользователей и стремление больше заработать в ущерб качеству.
Этот провал компанию пока не погубил, а вот в Apple вовсю принялись за разработку своих смартфонов и готовились презентовать революционный iPhone. Который в будущем и убьет Motorola.

Из-за всех вышеописанных проблем компания постоянно оказывалась в роли догоняющей. И по функциональности, и по характеристикам устройства Motorola отставали от конкурентов. После Razr V3 вышла модель Razr V3i, но никакими революциями тут и не пахло.

Знаковым для компании стал 2007 год, в то время в продажу поступили знаменитые Sony Ericsson k770i и k850i, а у LG вышла удачная модель Prada.

Но больше всего впечатляли Nokia. Финны в тот год выпустили такие легенды, как Nokia N81, N82, N93i, N95, E51, Nokia 5310, Nokia 5610, Nokia 6500 slide и Nokia 3250.

За девять месяцев 2007 года убытки Motorola составили $149 млн. Становилось понятно, что компания проигрывает борьбу. Какое-то время она еще по инерции занимала второе место в мире по продаже мобильных устройств, но рынок эту недоработку быстро устранил. Уже в третьем квартале Motorola уступила позицию Samsung и скатилась на третье место.

Начало конца. Как инвестор убил вековую компанию

Но беда не приходит одна. В 2007 году в число крупных инвесторов компании вошел Карл Айкан.

Карл Айкан – инвестор, трейдер и предприниматель, более известный как «палач компаний». Он сколотил состояние в $16 млрд на враждебных поглощениях, прославился рейдерством и корпоративным шантажом. В конце шестидесятых Карл с помощником зарабатывал путем сложных манипуляций на рынке ценных бумаг, объединив арбитраж с опционами.

В семидесятых Айкан стал заниматься корпоративным шантажом. Он покупал контрольный пакет акций и входил в советы директоров небольших компаний. После чего требовал выкупить его долю за более высокую цену. В случае отказа он начинал блокировать работу компании и угрожал враждебным поглощением. Он знал, на что давить, и был неумолим в своих требованиях.

В 90-х Карл изобрел другую тактику. Он заставлял крупные компании дробить свой конгломерат на мелкие направления, а затем поглощал их и продавал с большой прибылью для себя. В 2007 году новой жертвой Айкана стала Motorola. Он купил 5% акций компании, вошел в совет ее директоров и начал предлагать свои идеи, как спасти ситуацию.

Эд Зандер (второй справа) вместе с Джеффри Фростом (первый слева)

А спасать было что. 2008 год компания закрыла с рекордным на тот момент уровнем убытков, потеряв $4,2 млрд. Чтобы осознать эту сумму, представьте, что компания теряла ежедневно по $11,4 млн. Motorola рушилась на глазах, идей, что делать, ни со стороны руководства, ни со стороны мобильного подразделения особо не было.

Пока не появился Айкан и не предложил разделить компанию на производителя мобильных устройств Motorola Mobility и разработчика программного обеспечения Motorola Solutions.

Глоток свежего воздуха

Текущее руководство компании не спешило принимать окончательное решение, и в поисках выхода Motorola начала разрабатывать смартфоны на базе Android. Первой такой моделью стал Motorola Cliq – слайдер с выдвижной клавиатурой.

Его позиционировали как смартфон для соцсетей, и он нашел своего потребителя. Правда, когда он вышел, Motorola уже покинула Украину, и официально у нас он не продавался.

В самом начале 2010 года все же произошло разделение компании на Motorola Mobility и Motorola Solutions. Процесс был болезненным, сопровождался многочисленными увольнениями, тотальным сокращением расходов и перестановками топ-менеджеров. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, часть активов Motorola Solutions продали за $1,2 млрд.

В это время компания умудрилась выпустить неплохой смартфон – Droid X.

Самым ярким экспериментом стал Motorola Flipout – квадратный смартфон с вращающимся на 360 градусов дисплеем.

В Apple в тот год показали iPhone 4, параллельно вышел первый Galaxy s2 и HTC Desire.

Наступил 2011 год, который запомнился моделью Droid Razr XT910. Его анимацию загрузки до сих пор с теплом вспоминают фанаты бренда. Но это была уже агония. Жить Motorola осталось недолго.

Начало конца

Компания не занимала хоть какого-то значимого места на рынке телефонов, и, поскольку основные убытки приносило именно мобильное подразделение, ее решили продавать.
В мае 2012 года Motorola Mobility продали Google за $12,5 млрд. Карл Айкан на этом неплохо заработал, а сделка с Motorola усилила рыночные позиции Аndroid и помогла Google в патентной войне с Apple и Microsoft. Основной ценностью компании были ее патенты, ни для чего больше Motorola покупателю, по сути, была не нужна.

Благодаря тесному содружеству Motorola и Google вышел первый фаблет с дисплеем в 6 дюймов

Вскоре корпорация продала Motorola Mobility китайскому производителю электроники Lenovo. Сумма сделки составила меньше $3 млрд, в четыре раза меньше суммы приобретения. В тот период Motorola, первопроходец рынка мобильной связи, занимала унизительные 2% рынка мобильных устройств.

После продажи актива Lenovo Google оставил у себя значительную часть патентов, китайская компания получила лицензии на эти патенты и другую интеллектуальную собственность. Та самая Motorola, какой мы ее помним в лучшие годы, умерла навсегда.

Кто виноват? Однозначного ответа нет. Причин много, и все они сошлись вместе в один период. Возможно, у Карла Айкана ничего не получилось бы, если бы власть в компании не передавалась по наследству от отца к сыну, а ею управляли талантливые менеджеры. До последних дней Motorola была масштабным семейным бизнесом.

Сказались и непомерные затраты на неудачные проекты. Не потрать в компании состояние на Iridium, у них была бы большая финансовая подушка, которая сгладила бы временные трудности. Проживи подольше Джеффри Фрост или дай руководство больше свободы талантливым инженерам – не случись бы любого из перечисленных выше событий, у компании был бы шанс.

Как сложились судьбы героев этой статьи

Забавно, но разделение активов пошло на пользу Motorola Solutions. Компания все еще жива, по сей день она выпускает системы профессиональной радиосвязи, делает устройства с LTE, разрабатывает ПО для служб экстренного реагирования и занимается видеонаблюдением.

У компании множество патентов, она лидер в своей нише, хоть до многомиллиардных оборотов ей далеко.

Роджер Джеллико, создатель того самого Razr V3 ушел в Intel в 2013 году на должность вице-президента по R&D. Там он проработал три года, после чего решил оставить корпорации и вот уже семь лет зарабатывает на консалтинге.

У Карла Айкана все замечательно, он продолжает заниматься тем же, чем и раньше, и на момент выхода этой статьи ведет войну с другим миллиардером Уильямом Экманом за активы Herbalife, где Карл – крупнейший акционер.

Motorola Mobility по-прежнему принадлежит Lenovo. Под китайским крылом бренду хорошо и уютно, но ничего общего с той самой Motorola, кроме названия, у нее нет.

В процессе подготовки текста мы использовали это видео, как источник информации.

Disqus Comments Loading...