История Nvidia: от детских видеоигр до мирового господства

Опубликовал
Дмитрий Спасюк

Поговорим об успешной компании, которая прошла тернистый путь от мелкого проектировщика электроники до крупнейшей техноимперии полупроводников — история Nvidia является примером успеха и образцовой золотой жилой для акционеров. С чего все начиналось, в чем революция графических ускорителей, почему видеоигры совсем не приоритет, как на мир повлияли криптовалюты и искусственный интеллект? Пройдемся по всем этим пунктам, проанализировав историю относительно молодой компании и заглянем в недалекое будущее.

Эпоха первая – рождение мастодонта

В 1993 году Дженсен Хуанг основал компанию Nvidia, которая занималась производством полупроводниковой электроники. Главной специализацией маленькой фирмы стала разработка графических ускорителей. Рынок домашних компьютеров быстро развивался, поэтому спрос на качественную продукцию не утихал. Несмотря на серьезную конкуренцию Nvidia удалось удержаться на плаву и хорошо продвинуться без полного цикла собственного производства.

В течение нескольких последующих лет компания сотрудничала с другими корпорациями. Партнерство с SGS-Thomson позволило наладить массовое производство ускорителя графического интерфейса с высокой рентабельностью для производителя. Со временем видеокарты (тогда их еще не назвали видеокартами) Diamond Edge 3D становились все более распространенными, а передовые разработчики игр (Sega) делали проекты под графические ускорители Nvidia.

Англійська для IT від Englishdom.
В межах курсу можна освоїти ключові ІТ-теми та почати без проблем говорити з іноземними колегами.
Дійзнайтеся більше

В 1996 году появился знакомый всем DirectX для операционных систем Microsoft Windows. В то время мало кто интересовался темой 3D графики, ведь это было дорого и все быстро устаревало из-за невероятного прогресса. Успехи компании шли в гору по экспоненциальной кривой — за первый квартал 1997 года удалось продать 1 млн процессоров Riva 128.

Все больше компаний хотели сотрудничать с Nvidia и совсем скоро у техногиганта номер 1 будет достаточно ресурсов для поглощения других компаний. В 1999 году впервые появляется профессиональная видеокарта Nvidia Quadro, преемники которой производятся до сих пор.

Поглощение 3dfx стало началом массовой популярности Nvidia среди потребителей. Тогда рынок домашних компьютеров процветал и каждый хотел иметь дома хороший ПК. Это было идеальное время для роста, чем воспользовался техномастодонт.

Эпоха вторая – графический ускоритель в каждый дом

Именно первые 10 лет третьего тысячелетия можно считать лучшими условиями для роста производителей компьютерных комплектующих. В эпоху, когда Интернет не использовался для просмотра вертикальных видео, а телефонами пользовались только по необходимости, домашние ПК чувствовали себя как рыба в воде. Золотые времена компьютеров обогатили Nvidia, давая возможность работать во многих направлениях.

Отдельные подразделения занимались профессиональными видеокартами, другие интегрированными решениями, а также большое внимание уделяли любителям видеоигр на персональных компьютерах. Выпуск графического ускорителя для самой прорывной игровой консоли за всю историю (Sony PS3) также внес значительный вклад.

Nvidia росла быстрее других полупроводниковых гигантов, поэтому эксперты прогнозировали серьезное подорожание акций в ближайшие несколько лет. Они даже не догадывались, что за 20 лет стоимость акций Nvidia вырастет в 500+ раз.

В 2006 году мир впервые увидел архитектуру CUDA, а за все время было продано 500 млн графических процессоров. Через несколько лет пользователи впервые столкнутся с серьезным увеличением энергопотребления видеокарт, которые придется питать с помощью дополнительных кабелей (старые GPU имели только слотовое питание). Настоящим хитом стала линейка GeForce, которая позиционировала себя как решение для игровых ПК.

Долгое время главным источником дохода были геймеры, которые регулярно обновляли свои игровые компьютеры новыми видеокартами. Чтобы рассказать о каждой удачной видеокарте Nvidia GeForce понадобится не менее 50 абзацев, а все провальные продукты можно пересчитать по пальцам. По-настоящему большая популярность наступила с появлением серий GTS и GTX. Легендарные видеокарты, как Nvidia GTX 285 заложили фундамент в развитие мощных игровых ПК. Это была одна из первых массовых двухчиповых видеокарт, которая впоследствии получила сильных преемников.

Лишь избранные могли похвастать условной GTX 690 на момент ее релиза, ведь большинство компьютеров просто не были физически готовыми к такому сильному энергопотреблению. Вместе с повышением TDP вырастала мощность графических ускорителей, которая едва ли не удваивалась с каждым новым поколением.

Лучшим по версии геймеров до сих пор считается поколение Pascal выпущенное в 2016 году. Десятая серия видеокарт дала хороший прирост производительности и до сих пор работает в миллионах компьютеров по всему миру. Долгое время конкуренция с Radeon была примерно равной и с годами отрыв становился все больше в пользу Nvidia.

Дошло до того, что сейчас в Украине почти невозможно купить ноутбук с дискретной видеокартой AMD Radeon, а игровые видеокарты Nvidia стоят в 90% игровых компьютеров. Это подтверждает статистика Steam, ведь на голые продажи опираться не очень правильно, особенно в период добычи криптовалют и развития искусственного интеллекта.

Активное развитие мобильных технологий заставило задуматься над рынком портативной электроники, поэтому в 2008 компания анонсирует свой процессор Nvidia Tegra. Компания не смогла закрепиться в сегменте мобильных телефонов, зато договорилась о сотрудничестве с производителем игровых приставок — Nvidia Tegra X1 работает в самой популярной игровой консоли современности — Nintendo Switch.

Эпоха третья – видеокарты это совсем не про игры

Зарождение криптовалют изменило мир, а для Nvidia появление Bitcoin заставило пересмотреть свои планы на ближайшее будущее. Как оказалось, видеокарты можно использовать для тяжелых вычислений. С появлением программного обеспечения, которое научило GPU работать на благо цивилизации (если так можно считать).

Так же как быстро росли криптовалюты, росли акции Nvidia. Внутри компании поняли, что майнинг значительно более перспективное дело, чем розничная продажа видеокарт для геймеров. Не успела закончиться криптовалютная лихорадка, как началась «эпидемия» искусственного интеллекта.

В августе 2023 года, компания NVIDIA отчиталась о своих результатах во II квартале 2024 финансового года и сообщила об удвоении дохода благодаря продажам чипов для искусственного интеллекта. За последние три месяца компания заработала $13,6 млрд, что превысило ожидания аналитиков. Также это опередило результаты прошлого года на 170 %. Ранее эксперты прогнозировали доход во II квартале на уровне $11,22 млрд. Чистая прибыль NVIDIA по GAAP составила $6,18 млрд по сравнению с $656 млн за аналогичный период прошлого года, что является девятикратным ростом.

В прошлом квартале этот показатель составлял $2,04 млрд. Наиболее прибыльным оказалось подразделение центров обработки данных. Его доход составил $10,32 млрд, что на 141 % больше, чем в предыдущем квартале, и на 171 % больше, чем год назад. Именно это подразделение производит чипы для ИИ. Бывшее флагманское игровое подразделение тоже растет. Его доход во втором квартале составил $2,49 млрд, что на 22 % больше, чем в прошлом году.

Разработчики нейронных сетей достигли серьезных успехов и их творения стали удивлять весь мир. Теперь почти каждая крупная компания делает акцент на AI, стараясь хоть как-то прикрепить эту приставку к своим продуктам. Умные ассистенты, генераторы изображений, интерактивные чаты — это все стало возможно благодаря хорошо обученным моделям нейронных сетей.

Nvidia еще до начала бешеной популярности искусственного интеллекта хорошо зарабатывала в корпоративном сегменте. Их суперкомпьютеры и серверы используются для обработки массивов информации уже более 10 лет. В 2017 году архитектура VOLTA заложила основы разработки современного AI, а через год архитектура Turing вывела облачные вычисления на новый уровень.

Бытовой сегмент переставал быть приоритетом, ведь крупные компании покупали самое дорогое оборудование стоимостью миллионы и миллиарды долларов, с чего Nvidia получала значительно больше чистой прибыли. Бегать за геймерами и упрашивать их купить новую видеокарту — совсем не вариант для такой крупной корпорации, когда серьезные люди предлагают огромные деньги.

Nvidia трудно назвать производителем исключительно аппаратного обеспечения, ведь большую часть решает именно ПО. Не секрет, что видеокарты Nvidia (не только профессиональные, но и игровые) значительно быстрее работают с рендером 3D графики, имеют лучшую совместимость с профессиональным софтом и являются безоговорочным фаворитом среди владельцев рабочих станций.

Вечное нытье любителей видеоигр больше не волнует компанию, ведь все, что могут дать геймеры это капля в море по сравнению с корпоративным сегментом. Похожая ситуация наблюдается и у Intel и AMD, которые зарабатывают с серверного оборудования все больше, а с бытового сегмента все меньше.

Источник Annual Reports указывает на стремительный рост доходов в корпоративном сегменте и падение в сфере видеоигр. Не секрет, что до 2023 года игровые видеокарты в основном покупали не для игр, а для добычи криптовалют, поэтому не нужно тешить себя иллюзиями, что 2 года назад компания зарабатывала больше с геймеров.

Да, Microsoft и Apple все еще имеют большую капитализацию, но тенденция роста рынка искусственного интеллекта дает все шансы Nvidia занять первое место, причем надолго и с большим отрывом. Другими гигантами, как Intel и AMD в этом рейтинге и не пахнет — они не могут конкурировать с зеленым мастодонтом.

На самом деле игры для компании уже давно не такие прибыльные, как можно подумать, а дата центры закупают все больше дорогостоящего оборудования на миллиарды долларов. Именно благодаря этому акции так стремительно пошли вверх, даже после завершения эпохи массового майнинга.

Зачем концентрировать свое внимание на том, что больше не имеет смысла? Конечно, подразделения комплектующих для домашних ПК никто закрывать не собирается, ведь это то, на чем именно выросла компания, но геймеры должны понять одну важную истину. Нужно смириться с одним фактом — Nvidia переросла тот период, когда делала видеокарты приоритетно для интерактивных развлечений.

Теперь это крупнейшая «силиконовая» корпорация современности, которая с нынешними тенденциями технологий будет только расти по мере того, как ей будут позволять антимонопольные комитеты и регуляторы искусственного интеллекта, а выпуск геймерских видеокарт продолжит из уважения к аудитории, что будет источником дополнительной, небольшой прибыли. Заработки в этом сегменте все еще достаточны, чтобы не сворачивать производство.

На последок оставляем список 20 самых популярных бытовых видеокарт современности, который говорит сам за себя:

  • NVIDIA GeForce RTX 3060
  • NVIDIA GeForce RTX 2060
  • NVIDIA GeForce GTX 1650
  • NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti
  • NVIDIA GeForce RTX 3070
  • NVIDIA GeForce GTX 1060
  • NVIDIA GeForce RTX 3060 Laptop
  • NVIDIA GeForce RTX 4060
  • NVIDIA GeForce RTX 4070
  • NVIDIA GeForce RTX 3050
  • NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti
  • NVIDIA GeForce RTX 4060 Laptop
  • NVIDIA GeForce RTX 3080
  • NVIDIA GeForce GTX 1660 SUPER
  • NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti
  • AMD Radeon Graphics (интегрированная)
  • Intel Iris Xe Graphics (интегрированная)
  • NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti
  • NVIDIA GeForce GTX 1660 Ti
  • NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER

Выражаем благодарность компании Nvidia за мощные видеокарты, инновационные технологии, качественное программное обеспечение и неоценимо большой вклад в развитие технологического прогресса и всей цивилизации

Disqus Comments Loading...