В свое время игровая консоль Sony PlayStation 1 стала технологическим прорывом, настоящим феноменом и чудом цифровой техники, а впоследствии завоевала заслуженную популярность среди миллионов геймеров. Чем запомнилась PS1, перед какими трудностями столкнулись инженеры, и почему разработчики видеоигр обожали первую Sony PlayStation?
Содержание
Во времена, когда размер игры измерялся в килобайтах, а в лучшем случае в мегабайтах, переход на CD-диски стал лучшим решением и буквально сделал Sony PlayStation 1 такой, какой мы ее знаем, но давайте начнем по порядку.
В начале 1990-х годов японская компания Sony пыталась войти на рынок игровых консолей. Все началось с неудачного сотрудничества с компанией (самой мощной на рынке) Nintendo, но что-то пошло не так в определенный момент.
Две корпорации работали над созданием дополнения для Super Nintendo Entertainment System (SNES), которое должно было позволить использовать компакт-диски (CD) для игр. Проект назывался SNES-CD. Однако в 1991 году Nintendo неожиданно объявила о завершении соглашения с Sony и решила сотрудничать с компанией Philips.
Этот шаг оставил Sony в сложном положении, но не остановил ее. Под руководством Кена Кутараги часто называемого «отцом PlayStation», Sony решила самостоятельно разработать новую консоль, которая смогла бы конкурировать на рынке и превзойти технику Nintendo.
Инженеры Sony понимали, что CD-носители могут предложить больше возможностей, чем картриджи, используемые в тогдашних консолях. CD-диски позволяли хранить большие объемы данных, что открывало новые горизонты для графики и звука в играх.
Например, картридж Nintendo 64, как можно догадаться, имеет лишь 64 МБ памяти, а на CD-диск влезает до 660 МБ. Это было ключевым моментом, отличавшим будущую PlayStation от ее конкурентов, а также развязало руки разработчикам видеоигр, позволяя засовывать лучшие текстуры, музыкальные файлы и тому подобное.
В конце концов, усилия Sony воплотились в новаторском проекте — первой PlayStation, которую мир увидел 3 декабря 1994 года в Японии. Это была консоль с десятикратным преимуществом в объеме памяти накопителей, топовая начинка того времени:
32-битный процессор с дополнительным сопроцессором для графики позволял рисовать трехмерные объекты в реальном времени, тени, эффекты прозрачности с разрешением до 640×480 пикселей.
Но это все мелочи по сравнению с огромным объемом памяти CD-дисков. 660 МБ позволял поместить качественные текстуры, звук и много контента. Игры начали становиться длинными, а не проходящимися за один присест (NES 8-bit). Впервые появляются качественные катсцены, которые в 90-х годах казались пиком реализма, как в кино.
Персональные компьютеры в 90-х были дорогими, большими и плохо подходили для видеоигр, а компактная Sony PS1 за 299 долларов США стала настоящим чудом. За эти деньги невозможно было найти более крутой игровой девайс. Выпускали ее до 2006 года, вплоть до выхода PS3.
Консоль быстро завоевала популярность не только в Японии, но и в Северной Америке и Европе, где она была выпущена в 1995 году. Одна из ключевых причин ее успеха заключалась в разнообразии игр любых жанров, появлявшихся для нее. Разработчики сразу полюбили PS1, как и сами игроки.
Это были давние времена, когда инновационная графика и новые технологии воспринимались молодым поколением положительно, ведь сейчас имеем противоположную ситуацию — дети предпочитают казуальную графику и не интересуются ААА видеоиграми.
Компания Sony активно привлекала сторонних разработчиков к созданию эксклюзивных и инновационных игр с большим бюджетом. В результате такие игрушки, как Final Fantasy VII, Tekken, Resident Evil и Metal Gear Solid, стали настоящими хитами, укрепив позиции PlayStation на рынке.
В компании Nintendo забили тревогу, но тогда, когда было слишком поздно что-то менять кардинально. От картриджей они не хотели отказываться, поэтому могли лишь наблюдать, как Sony отрывает целые куски рынка, продавая миллионы своих консолей. PlayStation 1 имела несколько значимых преимуществ над Nintendo 64, что способствовало ее успеху:
Одним из самых весомых преимуществ PS1 было использование CD-дисков, в то время как N64 продолжала использовать картриджи:
PlayStation 1 имела гораздо больший выбор игр по сравнению с Nintendo 64, и это было частично связано с более легким процессом разработки и более дешевыми носителями:
Хотя N64 получила более мощный графический процессор, PlayStation 1 имела свои преимущества в плане графики:
Контроллер Nintendo 64 поймут далеко не все, а геймпад PlayStation понравился большей аудитории:
Sony PlayStation была более агрессивной в своей маркетинговой кампании:
Без преувеличения Sony PlayStation стала платформой, которая изменила подход к разработке видеоигр. Игры, которые ранее сосредотачивались на двумерной пиксельной графике, начали активно использовать возможности трехмерной графики. Кроме того, использование CD позволяло разработчикам создавать более сложные сюжеты с кинематографическими роликами и высококачественным звуком.
Собственно это такие же сюжетно ориентированные ААА видеоигры, как и сейчас в 2024 году, по крайней мере по своей концепции: передовая графика, сюжет на 5-15 часов, игровые видеоролики, заскриптованные сцены, выбор сложности.
Таким примером стала Final Fantasy VII, которая была одной из первых ролевых игр (RPG), использовавшей полноценные трехмерные модели персонажей. Игра также предлагала длинный сюжет и качественную музыку. Не менее знаковой игрой стала Resident Evil, заложившая основу для целого жанра survival horror.
Такие игры не только принесли PlayStation большой коммерческий успех, но и значительно повлияли на развитие игровой культуры в целом, построили ассоциации у игроков с сюжетными видеоиграми, а разработчикам показали, на каких идеях можно хорошо заработать.
Ограниченность и строгие правила Nintendo не способствовали привлечению разработчиков, а в Sony дела с этим обстояли значительно лучше. Именно поэтому на PS1 за все время вышло более 4000 игр, а для Nintendo 64 в 10 раз меньше (как и в 10 раз меньший объем картриджа относительно CD-диска).
Крутых игр для Sony PS1 очень много, но наиболее значимыми можно считать эту десятку:
Эта ролевая игра стала одной из самых известных игр на PlayStation. Final Fantasy VII поразила геймеров своим затяжным и эпичным сюжетом, кинематографическими вставками, продуманной механикой боев. Теперь это ретро, классика, но в 1997 году о подобном было и не мечтать.
Стелс-экшн от Хидео Кодзимы не только принес успех серии Metal Gear, но и установил новые стандарты для сюжетных игр. Прародитель жанра, наработки которого до сих пор живут в современных ААА видеоиграх.
Оригинальный Resident Evil заложил основы для жанра «survival horror. Несмотря на медленный геймплей и не слишком удобное управление игра прославилась своей напряженной атмосферой и необходимостью считать каждый патрон, как и все остальные ресурсы.
Gran Turismo стала первой настоящей игрой о гонках, по качеству близкой к симулятору. Разработчики постарались сделать физику максимально реалистичной, что после казуальных игр Mario Kart для Nintendo казалось чем-то феноменальным.
Третья часть Tekken считается одной из лучших файтинг-игр для PlayStation. Убийца Mortal Kombat получился на удивление удачным: много персонажей, роскошная графика и быстрые бои, закрепившие серию (которая до сих пор жива) как одну из ведущих в жанре.
Symphony of the Night является важной вехой для развития жанра «метроидвания». Игра предлагает открытый мир для исследования, тонны секретов и RPG-элементы. 2D консерваторы восприняли эту игру не очень тепло, хотя свою популярность она получила.
Crash Bandicoot стал своего рода заменой Mario на PlayStation. Вертлявый лис прославил студию Naughty Dog, которая впоследствии выпустила еще много игр о Крэше. Игра отличается приятной музыкой, веселым геймплеем, но высокой сложностью, что стало причиной поломки многих геймпадов.
Первая часть Tomb Raider представила тетю Ларису, которая впоследствии стала одним из самых известных персонажей в истории видеоигр. Игра предлагала великолепные трехмерные головоломки, экшн, а также знаменитые треугольные сиськи с малым количеством полигонов.
Silent Hill вышла на пике популярности жанра survival horror, и отличалась от Resident Evil более психологической атмосферой и уникальными головоломками. Своеобразная атмосфера, хорошее звуковое сопровождение и крутая по меркам тех времен графика сделали игру культовой.
Одна из лучших спортивных казуалок о сумасбродном скейтбордисте. Tony Hawk’s Pro Skater 2 принесла революцию в жанр экстремальных спортивных игр, предлагая передовую графику, красивую, хотя и нереалистичную, физику трюков и музыку.
Однозначно, Sony PlayStation 1 изменила игровую индустрию навсегда, направив ее в правильное русло. Она стала воплощением инноваций, экспериментов, креативности и технологического прогресса.
Sony не только вошла на рынок, который поначалу казался закрытым, слишком трудным для новых игроков, но и смогла установить собственные правила игры, поставив монополиста Nintendo перед выбором без выбора – переход к оптическим носителям информации был неизбежен.
Благодаря успеху первой PlayStation, компания Sony превратилась в одного из ведущих мировых лидеров в сфере интерактивных развлечений, а сама консоль закрепила за собой место в истории как одна из крупнейших и самых влиятельных игровых систем всех времен.
На этом заканчиваем историю PS1, но только начинаем серию выпусков о японских консолях. В следующих статьях рассмотрим все модели, дойдя вплоть до новенькой PS5 Pro.